Функциональный подход к управлению организацией.
Функциональный подход к управлению организацией.
Промышленная революция 17-19 века поставила задачу научного подхода к управлению людьми в организации. Развитие науки и техники привело к концентрации огромного количества людей на фабриках и заводах и, естественно вызвало организационные проблемы. Такое усложнение бизнеса потребовало более систематизированного, научно обоснованного подхода.
1. Экономическая теория Адама Смита («Благосостояние нации, 1776 г.) – производственный процесс предполагалось разбить на элементарные задания или работы, каждое из которых мог выполнять один рабочий. От рабочего не требовалось выполнять весь процесс целиком. Было достаточно, чтобы он специализировался на одном определённом элементарном действии. Смит утверждал, что такой подход позволяет значительно повысить производительность труда.
2. Теория научного управления (Фредерик Тейлор). Основная идея – чёткая регламентация труда рабочих. Для каждой работы необходимо находить наиболее эффективный вариант ее выполнения, т.е. описывать её вплоть до отдельных движений, нормировать время выполнения работы и добиваться от рабочих неукоснительного соблюдения порядка выполнения работы. Также Тейлор обосновал необходимость функционального руководства группами исполнителей.
3. Административный подход (Анри Файоль). Файоль расширил представление об управлении производством, задачах управляющих; систематизировал административную деятельность, осуществляемую на предприятии. Он предложил 14 принципов управления, основными из которых являются:
1. Разделение труда – специализация является естественным порядком вещей.
2. Единство целей и руководства – виды работ, имеющие общую цель, которые должны быть сгруппированы, должны производиться по единому плану и управляться 1 руководителем.
3. Соотношение централизации и децентрализации – для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией.
4. Единый начальник – каждый работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Принцип цепи команд – в организации должна быть создана соподчинённая цепь руководителей от низшей власти до высших уровней. Эта цель путь для вертикальных связей.
Сравнение функционального и процессного подходов.
Сравнение функционального многопроцессорного подхода
Функциональный подход | Процессный подход |
основное внимание на функции отдельных подразделений | основное внимание на межфункциональные процессы |
работники ориентированы на основную задачу, удовлетворение требований начальника | работники ориентированные на основную цель удовлетворение клиентов |
работники участвующие в выполнение процесса разделены и взаимодействуют только через руководителей | работники участвующие в выполнение процесса объеденены и взаимодействуют на прямую |
контролируются узкие участки(функции) выполняемые для всех экземпляров процесса | контролируется весь процесс в целом, каждый из его экземпляров |
совершенствование работы отдельных функциональных подразделений, преимущественно административными методами | совершенствование процессов с помощью моделирования и анализ бизнес-процессов |
Основным преимуществом функционального подхода является высокая эффективность ресурсов при выполнение отдельных функций. За счет узкой специализации скорость выполнения отдельных операций увеличивается, при этом могут быть использованы менее образованные кадры, т.к. нужная квалификация для простых задач приобретается очень быстро. Недостаток данного подхода – это низкая эффективность выполнения процессов, т.е. высокие накладные расходы, длительность и низкое качество. Основным преимуществом процессного подхода является высокая эффективность процесса, хотя при этом может снижаться скорость выполнения отдельных операций, некоторые операции во всех экземплярах процесса могут выполняться по-разному и с разной эффективностью, но при этом окупается улучшением процесса целиком.
Понятие бизнес-процесса.
Существует множество определений данного понятия:
1. Бизнес процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы и выходы, представляющие ценность для клиента
2. Бизнес процессы – это логические серии взаимосвязанных действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или каком-то ещё мире, полезных для заказчика продукта или услуги.
Свойства процессов
1. Процесс – это совокупность взаимосвязанных функций (действий, операций, процедур) упорядоченных во времени и пространстве. Процесс отражает взгляд на то, как организация производит продукцию. Процесс называют потоком событий.
2. Процесс имеет чёткие границы, входы и выходы (стимул и результат, начало и конец).
3. Процесс создает продукт, имеющий потребительскую ценность для клиента.
4. Процесс может быть измерен. Для оценки эффективности процесса может быть использованы показатели результативности.
5. Явное выделение процесса позволяет назначить ответственного за его выполнение. (владельца процесса). Это должностное лицо, несущее ответственность за ход и выполнение процесса.
Практической рекомендацией при выделении бизнес-процессов является проверка наличия всех свойств процесса, т.е. ответы на вопросы типа:
1. Можно ли четко определить границы процесса?
2. Имеет ли процесс четко определяемые начало и конец.?
3. Можно ли точно определить входы и выходы процесса?
4. Имеет ли результат процесса потребительскую ценность?
5. Можно ли измерить процесс, определить его параметры?
Компоненты бизнес-процесса.
Основными компонентами бизнес-процесса являются: входы, выходы, окружение, интерфейс, ресурсы, ключевые показатели результативности, цели, функции и т.д.
Входы процесса – это входные объекты, которые преобразуются в выходы в процессе выполнения процесса. Примеры входных/выходных объектов: сырьё, материалы, комплектующие, информация, услуги и т.д. Входы и выходы могут быть внешними, т.е. иметь источник и приёмник во внешней среде или внутренними, т.е. входы одного процесса являются выходами другого.
Можно разбить на 5 типов: первичные (получают основной выход), вторичный (те которые получают побочный выход), косвенные (не получают первичные выходы, но являются следующие в цепочке), внешние клиенты ( находящиеся в компании, которые получают дистрибьюторы, розничные продавцы), внешне-косвенные (конечные потребители).
Интерфейс процесса – это механизм (организационный, технический), посредством которого процесс взаимодействует с предшествующим и последующим процессом. Входы процесса являются ресурсными. Помимо входа ресурсы включают:
1. Оборудование (то с помощью чего выполняется процесс)
2. Персонал (сотрудники, участвующие в выполнении процесса)
3. Территория (площади которые используются для выполнения процесса)
4. Документация (управляющая информация – то что описывает порядок выполнения процесса).
Управление процессом осуществляет владелец процесса. Он несет ответственность:
1. Чтобы все требования потребителя выявлены и выполнены.
2. За результат процесса, т.е. его выход и его своевременную доставку потребителю
3. За эффективность процесса.
Для того чтобы можно было планировать конкретные результаты процесса, а затем и контролировать ход выполнения процесса, необходимо выполнить ключевые показатели процесса, т.е. метрики или измеримые характеристики (атрибуты), по которым владелец процесса может судить о том, насколько эффективно выполняется процесс. Выбор метрик зависит от конкретного процесса, обычно присутствуют метрики времени, цены и качества. Пример метрики: среднее время обработки заявки. Производительность. Количество участников в бизнес-процессе. Процесс брака. И т.д. Очень важно включить метрики отражающие степень удовлетворения клиентов.
Необходимо определить цель процесса. Желательно, чтобы содержательная формулировка цели была дополнена значениями метрик, отражающих, например, время выполнения процесса, стоимость, различные характеристики качества. Для того, чтобы управлять ходом выполнения процесса и добиваться целевых значений метрик, необходимо чтобы процесс был прозрачным. Владелец процесса должен иметь четкое, документное описание процесса, т.е. его модель. Модель, как правило, представлена в виде диаграммы, отражающей технологическую последовательность выполнения процесса в виде структурной цепочки действий, а графическая нотация представления такой диаграммы зависит от выбранной методики моделирования. При необходимости более детального представления каждая или выделенная функция может быть представлена в виде диаграммы, отражающей ход ее выполнения на уровне операций.
Виды моделей
Прецедентная модель бизнеса
Так же как и для прецедентов так и для акторов, различают понятия класса и экземпляра. Класс – описывает общие характеристики некоторого типа акторов, а экземпляр – характеристики конкретного актора. На диаграмме вариантов использования, как правило отображаются классы прецедентов и классы акторов. Причем их расположение может быть произвольное. Акторы принадлежащие к разным классам могут иметь общие характеристики или общие обязательства по отношению к бизнесу. Можно ввести обобщенный класс акторов объединяющие общие характеристики нескольких более конкретных классов. Например, для классов покупатели мебели и покупатели компьютеров может быть введен общий класс покупатель. В этом случае между обобщенном типом акторов и более конкретным устанавливается отношение-обобщение.
Между прецедентами и акторами устанавливается отношение коммуникации. Они моделируют информационные и материальные потоки, т.е. обмен прецедентов с субъектами окружения материальной и информационной природы (данными, документами, сырьем и т.д.).
Для каждого из элементов модели составляется спецификация. Спецификацией актора указывается наименование, стереотип, описание, перечень связанных с прецедентом поддиаграмм и документов. Наиболее важным для описания прецедентов является документ, называемый потоком событий. Он описывает сценарий осуществления прецедентов в виде последовательности шагов процесса.
Каждый шаг или событие прецедента представляет собой некоторое действие, переводящее прецедент в новое состояние. В свою очередь новое состояние прецедента является стимулом для выполнения следующего шага или события. Т.о., прецедент рассматривается как последовательность состояния и событий.
Объектная модель бизнеса.
Прецедентная модель иллюстрирует функции бизнеса. Однако для полного понимания бизнеса необходима модель, показывающая кем и с помощью чего реализуются прецеденты. Объектная модель раскрывает внутреннее устройство бизнеса: какие виды ресурсов используются и каким образом они взаимодействуют. Эту модель называют также моделью бизнес анализа. Основным понятием этой модели является понятие объекта.
Объекты модели бизнеса представляют людей, участвующих в выполнении процессов, и различного рода, сущности, которые обрабатываются или создаются бизнесом. Участники процессов называются активными объектами, сущности – пассивными. Похожие объекты группируются в классы, каждый конкретный объект рассматривается как экземпляр некоторого класса. Например объекты, соответствующие конкретным служащим могут быть объединены в класс «служащие». Свойство объекта описывается с помощью характеристик, называемых атрибутами, при этом состав атрибутов одинаков для всего класса. Класс «служащий» может иметь атрибуты: фамилия, стаж, и т.д. Разные объекты будут иметь разные значения (которые могут меняться во времени). Поведение представляется с помощью набора операций, которые может выполнять объект. Пример операций класса «служащий»: Принять заказ, оформить договор, принять оплату и т.д.
Виды анализа БП.
Существуют различные классификации видов анализа. Классификация по объекту анализа позволяет выделить:
1. Анализ окружения
~ Анализ макроокружения (Политического, Экономического, технологического)
~ Анализ микроокружения (клиентов, поставщиков, конкурентов)
2. Анализ бизнеса (Продукции, Оборудования, Кадров).
Анализ макроокружения включает анализ налоговой политики, трудового законодательства, изучение политической системы региона, анализ новейших достижений в производстве и т.д.
Важнейшими направлениями анализа микроокружения является изучение требование клиентов, анализ поставщиков и партнёров и анализ конкурентной позиции компании. В процессе анализа бизнеса производится анализ БП, технологии их выполнения, анализ выпускаемой продукции, анализ и оценка кадров.
Классификации в соответствии с анализируемыми состояниями системы (текущим, прошлым, будущим) – позволяет выделить сравнительный, ретроспективный и прогностический анализ.
Классификации по методам анализа – позволяет выделить две основные группы:
· количественный (основан на объективном измерении и дальнейшей обработке количественных параметров)
1) статистический (корреляционный, регрессионный, кластерный)
2) экономический (детерминированный факторный анализ, балансовый)
3) вычислительный (линейное программирование, анализ чувствительности и т.д.)
· качественный анализ (основан на мнениях, субъективных суждениях и оценках экспертов). При этом, как правило, используются неформальные или слабо-формализованные методы, такие как: Методы экспортных оценок, метод ДЭЛФИ, морфологический анализ, метод сценариев и метод построения дерева решений.
Анализ рисков процесса
Операционный риск можно определить как риск прямых или косвенных убытков в результате неверного исполнения бизнес-процессов, неэффективности процедур внутреннего контроля, технологических сбоев, несанкционированных действий персонала или внешнего воздействия.
Операционный риск критичен для тех процессов, которые характеризуются:
- значимостью для деятельности организации в целом;
- большим числом транзакций в единицу времени;
- сложной системой технической поддержки.
Выделяемые обычно риск-факторы аналогичны показателям состояния внутренней операционной среды и бизнес-процессов – объем операций, оборот, процент ошибочных действий. Управление операционными рисками – проблема, решаемая построением прозрачных и управляемых бизнес-процессов, правильной организационной структурой с опорой на экспертное знание.
Этапы анализа рисков процесса:
1) структуризация рисков;
2) описание рисков и процессов, их предотвращающих;
3) определение рисков в бизнес-процессах.
26-30: http://www.interface.ru/fset.asp?Url=/case/modelka.htm
Инструментальные средства, предназначенные для моделирования информационных систем, могут быть отнесены к одной из следующих категорий:
- локальные, поддерживающие один-два типа моделей и методов (Design/IDEF, ProCap, S-Designor, “CASE. Аналитик”);
- малые интегрированные средства моделирования, поддерживающие несколько типов моделей и методов (ERwin, BPwin);
- средние интегрированные средства моделирования, поддерживающие от 4 до 10—15 типов моделей и методов (Rational Rose, Paradigm Plus, Designer/2000);
- крупные интегрированные средства моделирования, поддерживающие более 15 типов моделей и методов (ARIS Toolset).
При разработке ИСУП локальные средства моделирования могут быть использованы только на концептуальном уровне для предварительного анализа или как средство демонстрации заказчику общих предложений по будущему проекту. Задача комплексного анализа системы локальными средствами не может быть решена.
Малые интегрированные средства моделирования, как правило, “исторически выросли” из локальных. Так же, как и последние, они изначально не были ориентированы на комплексный анализ систем. Возможности по интеграции различных моделей в рамках общей модели появились в процессе совершенствования и развития этих программных средств. Характерными особенностями этой категории является наличие в инструментальном средстве независимых компонентов и интеграция моделей путем экспорта и импорта данных.
Типичный представитель малых интегрированных средств моделирования — комплект программных продуктов Platinum Technology (CA/ Platinum/Logic Works), основанный на популярных пакетах BPwin и Erwin.
BPwin. Поддерживает три методологии моделирования: IDEF0 (диаграммы функций), IDEF3 (только диаграммы процессов), DFD (диаграммы потоков данных) и обеспечивает интеграцию моделей трех типов без экспорта или импорта данных. Интеграция выполняется как путем слияния нескольких моделей, так и посредством переключения на различные методологии в процессе разработки отдельных диаграмм модели. Предусмотрено расширение возможностей анализа систем как в самом пакете BPwin (функционально-стоимостный анализ), так и с помощью экспорта данных в другие пакеты.
ERwin. Поддерживает несколько разновидностей методологии информационного моделирования, основанной на ER-диаграммах (сущность — связь). Интеграция моделей BPwin с моделями ERwin выполняется путем обмена данными через функции экспорта/импорта.
Малые интегрированные системы, так же как и локальные, практически не позволяют выполнить комплексный анализ систем, который в большей или меньшей степени необходим для создания малых, средних и крупных ИСУП. С их помощью можно разрабатывать локальные ИСУП или небольшие подсистемы, предназначенные для автоматизации отдельных бизнес-цепочек, т. е. когда нет необходимости в комплексном анализе предприятия. Типичная сфера использования малых интегрированных средств — решение задач так называемой “кусочной” автоматизации предприятия.
Средние интегрированные средства моделирования. Эта категория представлена программными продуктами, при создании которых изначально были заложены требования комплексного использования различных методов и типов моделей. Продукты средней категории имеют единую среду для разработки всех поддерживаемых типов моделей, что позволяет применять одни и те же объекты в разных моделях.
К средним интегрированным средствам можно отнести такие известные продукты, как Rational Rose (Rational Software), Paradigm Plus (CA/Platinum), Designer/2000 (Oracle).
Rational Rose и Paradigm Plus основаны на объектно-ориентированном подходе к моделированию и ориентированы на метод UML (Unified Modeling Language).
Помимо UML поддерживаются и другие методы. Отличия между Rational Rose и Paradigm Plus состоят в основном в доступных пользователю типах диаграмм и методов.
Последние версии Rational Rose позволяют строить восемь типов диаграмм UML: диаграммы прецедентов (Use Cases Diagrams), диаграммы классов (Class Diagrams), диаграммы последовательности (Sequence Diagrams), диаграммы сотрудничества (Collaboration Diagrams), диаграммы состояний (State Diagrams), диаграммы действий (Activity Diagrams), компонентные диаграммы (Component Diagrams), диаграммы развертывания (Deployment Diagram). Основным типом диаграмм, своеобразным ядром моделирования в UML являются диаграммы классов. Кроме UML предусмотрено использование и других методов (Booch, OMT). Пакет применим на всех стадиях и циклах создания ИСУП.
Пакет Paradigm Plus ориентирован на методологию OOCL (Object Oriented Change and Learning) и компонентную технологию проектирования и разработки. Он поддерживает диаграммы различных методов (UML, CLIPP, TeamFusion, OMT, Booch, OOCL, Martin/Odell, Shlaer/ Mellor, Coad/Yourdon). Пакет может быть использован на всех циклах создания ИСУП .
В состав Designer/2000 входят Process Modeller и System Modeller. Process Modeller предназначен для разработки моделей процессов, а System Modeller — для моделей иерархии функций (Function Hierarchy Diagrammer), моделей потоков данных (Dataflow Diagrammer) и моделей типа сущность — отношение (Entity Relationship Diagrammer) (рис. 4).
Process Modeller позволяет повысить наглядность представления процессов за счет анимации и использования мультимедийных файлов, он пригоден для всех стадий разработки ИСУП.
Средства моделирования среднего класса предназначены для выполнения комплексного анализа систем. Они могут быть успешно применены при создании малых и средних ИСУП, особенно с этапа анализа спецификаций. Слабая сторона — недостаточные возможности для моделирования и анализа на верхнем уровне (анализ требований).
Крупные интегрированные средства моделирования. К этой категории относится инструментальное средство, специально предназначенное для проектирования крупных ИСУП, таких, например, как системы управления предприятием класса ERP.
Это — семейство ARIS (ARIS Toolset, ARIS Easy Design) компании IDS Sheer AG. В ARIS воплощен практический опыт множества аналитиков, работающих в области проектирования ИСУП, а также учтены недостатки существующих инструментальных средств. Отличительная особенность ARIS — особое внимание к первому уровню анализа (анализ требований).
Не отказываясь от классификации инструментальных средств на локальные, малые, средние и крупные, используем также другую классификацию инструментальных средств, аналогичную классификации ИСУП на ERP — не-ERP.
Принадлежность к категории ERP для средства моделирования означает, что оно предназначено для выполнения комплексного анализа на всех стадиях (требования, спецификации, внедрение) разработки ИСУП класса ERP. Естественно, такое средство может быть использовано при создании любых других ИСУП, а не только ERP.
Если же средство моделирования принадлежит к категории не-ERP, это означает, что оно не предназначено для выполнения всех уровней анализа при проектировании ИСУП класса ERP, но его (средство) можно использовать при создании локальных, малых или средних ИСУП, не относящихся к классу ERP .
Из рассмотренных выше инструментальных средств к категории ERP можно отнести только ARIS.
ARIS обеспечивает четыре различных “взгляда” на моделирование и анализ. Для каждого “взгляда” поддерживаются три уровня анализа (требования, спецификации, внедрение). Каждый из уровней анализа состоит из своего комплекта моделей различных типов, в том числе диаграмм UML, диаграмм SAP/R3 и др. Каждый объект моделей ARIS имеет множество атрибутов, которые позволяют контролировать процесс разработки моделей, определять условия для выполнения функционально-стоимостного анализа, имитационного моделирования, взаимодействия с workflow-системами и т. д.
“Взгляды” ARIS: Процессы, Функции (с Целями), Данные, Организация — являются “комнатами”, из которых
Рис. 7. Количество типов моделей ARIS для разных “взглядов” и уровней моделирования
состоит так называемый домик ARIS. Главная “комната” домика ARIS (основной “взгляд”) — Процессы, для моделирования которых предназначено 57 типов моделей из 85. Процессный взгляд является характерной особенностью и для ERP- систем, предназначенных для автоматизации процессов, пронизывающих организационную структуру предприятия.
Понятие домика ARIS позволяет не только наглядно представить “взгляды” на моделирование. Домик используется и в процессе моделирования для выбора комплекта моделей, соответствующего “взгляду” и уровню анализа.
Резюме. Все рассмотренные выше инструментальные средства широко используются для моделирования и анализа систем, в том числе и при создании ИСУП.
Среди локальных и малых инструментальных средств весьма популярными остаются программы, основанные на реализации структурного подхода к анализу и проектированию систем и методологий IDEF. Несмотря на почтенный возраст, направление IDEF развивается и сегодня, правда, в основном в США. На сайте Knowledge Based Systems, Inc. (www. kbsi.com) содержится информация о методологиях IDEF0, IDEF1, IDEF1X, IDEF3, IDEF4, IDEF5, IDEF6, IDEF8, IDEF9, IDEF14 и инструментальных средствах их поддержки (AI0 WIN, SmartER, ProCap и др.). Все они относятся к категории локальных инструментальных средств.
Среди малых инструментальных средств доминируют пакеты BPwin и ERwin компании Platinum. Эти пакеты, например, являются стандартными средствами для анализа процессов в НATO.
Локальные и малые инструментальные средства могут быть использованы при разработке соответственно локальных и малых ИСУП. Для средних и крупных ИСУП использование этих средств имеет смысл в качестве дополнения к более универсальному инструментальному средству средней категории.
Средства моделирования средней категории, как правило, основаны на использовании объектно-ориентированного подхода к моделированию и анализу систем. Фактическим стандартом для этой категории инструментальных средств является унифицированный язык моделирования UML.
По данным исследовательской компании International Data Corporation, среди инструментальных средств, которые можно отнести к этой категории, лидирующее положение занимает пакет Rational Rose. Прибыль от продажи Rational Rose за 1998 г. превышает суммарную прибыль от продажи продуктов четырех ближайших конкурентов: STERLING, SELECT, Platinum, AONIX www.rational. com/products/rose/prodinfo/2000ds.jtmpl.
Средние интегрированные средства предназначены в основном для уровней анализа спецификаций и внедрения. Они удобны при разработке средних, малых и локальных ИСУП. Недостаточные возможности для анализа на уровне требований могут быть компенсированы путем их использования вместе с локальными или малыми инструментальными средствами.
Система ARIS как крупное интегрированное средство моделирования имеет уникальные возможности для моделирования и анализа систем. Моделирование в ARIS может выполняться как “сверху вниз”, так и “снизу вверх”. Для конкретных разработок количество используемых типов моделей и методик может быть ограничено с помощью специальных фильтров. Система позволяет контролировать процесс моделирования и выполнять расширенный анализ системы: определение целей и критических факторов, оценку рисков и конкурентов и др. Система ARIS предоставляет аналитикам возможность интегрированного “управления всеми ресурсами”, необходимыми для использования на всех уровнях анализа при разработке ИСУП любой сложности.
31: http://www.cfin.ru/management/iso9000/qm/Improving_Business_Processes.shtml
Качественный менеджмент бизнес-процессов способен обеспечить значительные преимущества любой команде или организации. Однако, чтобы их добиться, необходимо применять системный подход к совершенствованию бизнес-процессов. Специалисты рекомендуют осуществлять менеджмент сравнительно сложных бизнес-процессов, используя шести-ступенчатую схему:
- Планирование. Выберите бизнес-процесс, который собираетесь усовершенствовать, определитесь с задачами и масштабами изменений, соберите команду.
- Анализ. Тщательно изучите бизнес-процесс, который собираетесь усовершенствовать.
- Редизайн. Определитесь с тем, какие именно изменения вы собираетесь внести в избранный процесс.
- Привлечение ресурсов. Обеспечьте наличие персонала, оборудования и других ресурсов, необходимых для осуществления намеченных изменений.
- Внедрение. Внесите необходимые изменения.
- Непрерывное совершенствование. Регулярно оценивайте эффективность выбранного процесса и при необходимости вносите дополнительные изменения.
Разумеется, если вы собираетесь лишь несколько видоизменить какой-нибудь из простых бизнес-процессов внутри вашего подразделения, нет нужды скрупулезно реализовывать каждый из шести шагов. Достаточно просто по-быстрому обдумать каждый из них. Предположим, вы хотите упростить процесс принятия решений в своем отделе. До сих пор в течение недели до принятия решения вы беседовали с каждым членом коллектива. Но после того, как в отделе прибавилось сотрудников, эта процедура стала слишком долгой и громоздкой. Подумав, вы предлагаете изменить ее и еженедельно проводить встречи всех членов своей команды, на которых бы обсуждались ключевые вопросы. В результате предпринятых изменений вы сэкономите время, которое потратите на более продуктивную деятельность.
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Классификация моделей
Классифицировать модели можно по разным признакам, например:
1. Познавательные и нормативные – потому что отображают модели уже существующие объекты или объекты, которые должны быть осуществлены должны быть поделены на познавательные и нормативные. Познавательные (объяснительные) модели служат для того чтобы упорядочить и структурировать знания об исследуемом объекте, выявить взаимосвязи между объектами, соотношения между характеристиками. Нормативные (прагматические) модели являются следствием отображения реального объекта или будущим результатом некоторых практических действий. Это образец, эталон, стандарт, программа, план или алгоритм.
2. Материальные и абстрактные – по способу воплощения модели подразделяются на классы материальных, т.е. реальных/вещественных моделей и абстрактных, т.е. идеальных моделей. Абстрактные модели представляют собой идеальные конструкции выполненые с помощью мыслей. Материальные выполненные с помощью материалов.
3. Статические и динамические – в зависимости от того учитывается ли в модели фактор времени модели разделяются на статические и динанмические. Статические модели не учитывают временной фактор, они отображают постоянные, устойчивые состояния объекта, его состояние, факторы. Динамичекие модели отображают изменение объекта изменяющиеся в течением времени, поведение объекта, послдеовательность действий, операции внутренних и внешних действий. При этом сама модель динамического процесса может быть статичной. Пример таких моделей – это календарный блок работы, блок-схема алгоритма и тд. Однако, существует класс динамических моделий, которые сами могут находится в динамике. Это имитационные модели имитирующие реальные процессы
4. Декларативные и процедурные – в декларативных моделях отображаются свойства, структуры, состояния и т.д.
5. Содержательные и формализованные - по степени абстрактности различают целый спектр моделей от формализованных до слабо формализуемых/содержательных, т.е. семантических моделей. Как правило чем меньше семантики, смысла или содержания, отображается в модели, тем она более формализованная. К сильно формализованным моделям относятся математические модели. Они универсальные, в том смысле, что одна и та же модель может описывать весьма различные физические свойства или вообще не иметь че та. Слабоформализованные или в содержательных моделях сохраняется симантика модели. В этом смысле они уникальны. Примером может являтся – дерево целей, блок схема алгоритма.
6. Детерминированные и стохастические - по тому учитывается ли фактор случайности выделяют классы детерминированные и стохастические модели. Первые отображают процессы времени не подверженные случайности, вторые описывают случайные процессы, которые характеризуются вероятностными показателями.
В зависимости от языка моделей различаю аналитические, численные, лингвистические, графические и другие модели.
Виды и типы моделей ARIS
Основная идея методологии Aris состоит в том, что такую сложную систему как организация или предприятие нужно описывать с различных точек зрения, причём для отображения различных точек зрения используются модели разных типов с собственным набором элементов, подходящих для описания соответствующих типов. Невозможно использовать одну и ту же нотацию для описания различных предметных систем. Таким образом модели организации должны быть представлены множеством бляя разных типов. Однако модели не должны быть изолированными, ведь они отображают различные взгляды на одну и ту же систему. Интегрирующим типом должна быть модель процессов, т.к. процессы показывают каким образом и для чего используются различные ресурсы предприятия и соответственно связывают их воедино. В методологии Aris выделены 5 типов модели отражающие основные аспекты организации:
1. Организационные модели представляющие структуру организации, иерархию подразделений, лиц и мноогбразие связей между ними
2. Функциональные модели описывающие функции, выполняемые организацией и иерархию целей стоящие перед аппаратом управления
3. Информационные модели отражающие структуру информации необходимые для реализации всех совокупностей функций системы
4. Модели процессов представляющие комплексный взгляд на реализацию деловых процессов в рамках системы
5. Модели продуктов и услуг представляющие результаты деятельности организации
Методология Aris не накладывает ограничений на последовательность представления данных (о 5 представлениях). Процесс анализа и проектирования можно начинать с любого их них в зависимости от целей и условий. Для каждого из представлений можно построить от одного до нескольких десятков типов представления, поскольку методология Aris включает большое количество методов моделирования.
Взаимосвязь моделей ARIS.
Основная особенность технологии Aris является взаимосвязь моделей, которая обеспечивается с помощью 2-х механизмов:
1. Интеграция различных моделей посредством использования общих объектов – осуществляется благодаря репозиторию (спец. БД в которой хранится вся информация об объектах и их связях). Когда при формировании новых связей, создается новый объект в репозитории появляется новая запись задающая описание объекта. Описание включает уникальное имя, тип объектов, атрибуты и т.д. объект можно скопировать из одной модели вставить в другую с помощью команд. При этом создается новая *догадайся что*.
2. Детализация объектов путём установления ссылок на детализирующие диаграммы – позволяет определять для объекта текущей модели ссылки на объекты, являющие подробным описание данного объекта. Типы моделей детализации разрещенные в конкретном случае зависят от типа детализированного объекта. Например для объекта типа функция детализирующим объетом может быть дерево функций, eEPC и т.п. механизм детализации позволяет избежать нагрузки в моделях информации, делая их более наглядными, в частности в моделях иерарического типа детализация позволяет уменьшить количество уровней на одной диаграмме, объекты начиная с 4 уровня детализируются моделями того же типа, где и отражаются соответствующие типы иерархии. С помощью детализации может быть построена модель процесса, на принципах структурного подхода. Например, иерархию IDEF-диаграмм можно представить с помощью иерархии EPC, то есть на исходной диаграмме будет отображена событийная цепочка процессов, содержащая что то, механизм выполнения функций может быть раскрыт с помощью детализирующих EPC диаграмм.
В результате всей суммы произошедших изменений стало возможным говорить о возникновении нового направления разработки корпоративных автоматизированных Информационных Систем. Это направление, новое системное проектирование - Н.С.П. - является интеграцией трех составных частей: подходов бизнес-реинжиниринга, новых Информационных Технологий и социопсихологических методов, позволяющих учесть то, что в корпорациях и в ИС должны работать конкретные живые люди.
Функциональный подход к управлению организацией.
Промышленная революция 17-19 века поставила задачу научного подхода к управлению людьми в организации. Развитие науки и техники привело к концентрации огромного количества людей на фабриках и заводах и, естественно вызвало организационные проблемы. Такое усложнение бизнеса потребовало более систематизированного, научно обоснованного подхода.
1. Экономическая теория Адама Смита («Благосостояние нации, 1776 г.) – производственный процесс предполагалось разбить на элементарные задания или работы, каждое из которых мог выполнять один рабочий. От рабочего н