Аккредитация органов сертификации.

Аккредитация органов сертификации является официальным призна­нием их правомочности проводить сертифицирование систем качества и кон­кретных, четко установленных, видов продукции.

Аккредитация означает делегирование системой сертификации строго определенных своих прав и полномочий органу сертификации.

Решение по аккредитации органа по сертификации принимается руково­дящим комитетом при обязательном согласии технических комитетов и комис­сии руководящего комитета.

Аккредитация органа сертификации происходит в четыре этапа:

1. экспертиза представленных документов;

2. аттестация органа по сертификации;

3. принятие решения руководящим комитетом на базе экспертизы доку­ментов и аттестации;

4. оформление, регистрация и выдача аттестата.

Оплата аттестации производится заявителем, в отдельных случаях до­пускается бесплатное проведение аттестации с последующим увеличением от­числений в адрес системы сертификации.

Экспертиза документов производится на основании следующих подлин­ных документов:

1. заявка на проведение аттестации;

2. проекта положения об органе по сертификации;

3. руководства по качеству работ по сертификации;

4. реестра аудитора и эксперта аккредитованных при органе по сертифи­кации;

5. копии платежного поручения о переводе денег за аттестацию или до­кумента об отсрочке оплаты либо изменении ее форм.

Руководящий комитет в месячный срок после подачи документов прово­дит первичную оценку и сообщает органу по сертификации свое решение вна­чале экспертизы документов.

Экспертиза документов производится специальной группой аудиторов и экспертов, назначенных руководящим комитетом, техническим комитетом и соответствующими комиссиями.

Если по результатам экспертизы принимают положительное решение, то руководящий комитет утверждает комиссию аудиторов и экспертов, визирует проект положения органа по сертификации и направляет в орган по сертифика­ции детальный календарный план-график проведения аттестации.

Если результаты экспертизы предполагают возможность отрицательного ответа, комиссия составляет расширенный план замечаний, который направля­ется в орган сертификации.

По результатам экспертизы, предоставленным руководящим комитетом орган по сертификации самостоятельно принимает решение о продолжении аккредитации или, в случае отрицательного ответа, проводит мероприятия по устранению замечаний и заново направляют в руководящий комитет обновлен­ные версии документов.

После согласования с органом сертификации календарного план-гра­фика проведения работ по аттестации руководящий комитет составляет специ­альный договор-соглашение, состоящий из двух частей, который согласовыва­ется с органом сертификации. Первая часть договора относится к проведению и оплате услуг по аттестации. Вторая часть является проектом договора о даль­нейшей работе и взаимоотношений между органом по сертификации и систе­мой сертификации.

Сначала подписывается первая часть договора, что означает начало про­ведения аттестации. Вторая часть договора дорабатывается в течении аттеста­ции и подписывается только в случае ее положительного результата.

По результатам проведения аттестации специальная комиссия составляет акт, который передается в руководящий комитет для принятия решения. В слу­чае если в процессе аттестации выясняются серьезные несоответствия состав­ляется специальный промежуточный акт описывающий эти несоответствия и орган сертификации имеет право аппелировать техническому комитету , комис­сии руководящего комитета или руководящему комитету для совместного рас­смотрения промежуточного акта.

На основании положительного решения руководящего комитета произ­водится:

1. утверждение положения об органе сертификации;

2. подписание второй части договора;

3. оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации органа по сертификации.

Срок действия аттестата начинает истекать с момента регистрации. Ат­тестат действителен не более трех лет. Продление срока действия аттестата осуществляется в зависимости от репутации органа сертификации с полной ат­тестацией, частичной аттестацией или с продлением без проверки.

Инспекционный контроль органа сертификации осуществляется наибо­лее опытными аудиторами (экспертами) назначенными руководящим комите­том.

Плановый инспекционный контроль осуществляется в течение всего срока действия аттестата и проводится не чаще одного раза в полгода.

Внеплановый инспекционный контроль осуществляется если:

1. появляется информация о несоблюдении органом сертификации пра­вил и процедур принятых в системе сертификации;

2. появляется информация о превышении органом сертификации своих прав и полномочий делегированных системой сертификации:

3. становится известным о претензиях к качеству продукции предпри­ятий сертифицированных данным органом сертификации по любым схемам сертификации.

Инспекционные проверки производятся с выездом на место расположе­ния органа сертификации с целью фактического сбора данных о соблюдении всех пунктов второй части договора. В случае обнаружения несоответствий, которые могут быть ликвидированы органом сертификации создается взаимо­утвержденный график устранения замечаний и срок действия аттестата приостанавливается на время проведения этих работ. При возобновлении действия аттестата время приостановки не плюсуется к сроку действия аттестата.

Оплата услуг планового и непланового контроля производится на основании договоренности в первой части договора.

Возможные причины анулирования аттестата качества аккредитации органа сертификации.

Возможные причины анулирования аттестата качества аккредитации органа сертификации:

1. желание органа сертификации прекратить работу в сфере сертификации;

2. выявление несоответствия сертифицированных систем качества и продукции которые не соответствуют своим сертификатам;

3. невозможность быстрой перестройки органа сертификации в случае изменения международных и национальных стандартов, а также внутренних норм сертификации;

4. частые случаи неуплаты органом сертификации причитающихся сумм системе сертификации;

5. умышленное невыполнение органом сертификации пунктов второй части договора.

Наши рекомендации