Схемы сертификации услуг и работ

Схема Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль процесса выполнения работ и услуг
Анализ состояния производства Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль за состоянием производства
Оценка деятельности организации (предприятия) Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль за соответствием установленным требованиям
Оценка системы качества Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль за системой качества (ее стабильность)
Оценка качества работ и услуг небольших предприятий Рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами) Контроль за качеством выполнения работ, оказания услуг
Оценка системы качества на соответствие стандартам Рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами) Контроль за системой качества на соответствие стандартам

Схема 1. Оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле. Схему применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера – ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.)

Оценку мастерства исполнителя услуги, включает проверку условий работы, знаний технологической, нормативной документации, опыта работы, сведений о повышении квалификации и выборочную проверку результата услуги. Ее рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими предприятиями.

Схема 2основана на оценке процесса оказания услуги, которая может осуществляться двумя способами:

а) проверкой технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания;

б) оценкой системы качества.

При проверке технологического процесса контролируются полнота технологической документации, соответствие оборудования требованиям выполняемого техпроцесса, соответствие квалификации исполнителей требованиям выполняемого технологического процесса, соблюдение технологической дисциплины, соответствие оснастки, контрольно-измерительных приборов и инструментов требованиям технологического процесса.

При оценке системы качества проверяются политика в области качества, руководство по качеству, соответствие элементов системы качества установленным требованиям, эффективность системы качества с точки зрения достижения целей, установленных в областях качества. При наличии у заявителя сертификата на систему качества оценка системы качества не проводится. Инспекционный контроль осуществляется путем контроля стабильности процесса оказания услуги.

Схема 3предусматривает сплошную проверку результата услуги и может применяться для сертификации материальных услуг (ремонта и изготовления изделий по индивидуальным заказам). Инспекционный контроль осуществляется путем выборочной проверки результата услуги.

Схема 4предусматривает аттестацию предприятия, что включает проверку: состояния его материально-технической базы; санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей; ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительные услуги; четкости и своевременности обслуживания; качества обслуживания (этика общения, комфортность, эстетичность, учет запросов потребителя и т.д.); профессионального мастерства обслуживающего персонала.

Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.).

Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества и контролируют ее при инспекционном контроле. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами. Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).

Схема 6 применяется при сертификации работ и услуг, небольших предприятий, зарекомендовавшими себя на отечественном и мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.

Схема 7 применяется при наличии у исполнителя системы качества.

Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия). Помимо указанных схем сертификации может применяться схема, основанная на заявлении-декларации исполнителя и последующем инспекционном контроле за сертифицированной услугой, если возможность применения такой схемы установлена в системе сертификации однородных услуг.

Заявление-декларация, подписанное руководителем предприятия, совместно с протоколом испытаний (проверок), направляется с сопроводительным письмом в орган по сертификации. Эта схема может применяться для малых предприятий, граждан-предпринимателей и на срок до одного года для организаций, начинающих свою деятельность.

Лекция 8

Аккредитация

Аккредитация – это официальное признание полномочным органом по аккредитации права физического или юридического лица выполнять работы в определенной (заявленной) области, (Руководство ИСО/МЭК 2) .

Согласно ФЗ необходимым условием деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является их аккредитация.

Аккредитация проводится в отношении работ, связанных с установленными формами подтверждения соответствия добровольной сертификацией, декларированием и обязательной сертификацией всех объектов технического регулирования.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях (ст. 31 ФЗ):

n подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

n обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

n создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

n добровольности;

n открытости и доступности правил аккредитации;

n компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

n недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

n обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

n недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

n недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Согласно требованиям, орган по аккредитации должен:

n иметь руководителя по аккредитации лабораторий, несущего всю полноту ответственности за свою работу перед организацией, органом или правлением, которым он подотчетен;

n располагать штатным персоналом, соответствующим тому виду, области и объему работ, которая выполняется под руководством главного администратора;

n иметь организационную структуру, которая обеспечивает независимость его штатного персонала от воздействия со стороны кругов, имеющих финансовую заинтересованность в результатах аккредитации, и гарантирует, что указанный персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, оказывающему влияние на его суждения или результаты выполненной работы;

n располагать соответствующими соглашениями, обеспечивающими привлечение независимых экспертов в качестве технических консультантов.

Как правило, в штате органа по аккредитации кроме руководителя работают 1- 2 эксперта (один из них отвечает за систему обеспечения качества органа), бухгалтер и секретарь. На период аккредитации, если необходимо, привлекаются внешние эксперты.

Механизмом обеспечения доверия является аккредитация,чтопредполагает решение следующих задач в области аккредитации:

n установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации;

n установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации;

n создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам;

n сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны.

Наши рекомендации