Схемы сертификации услуг и работ
Схема | Оценка выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами |
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль мастерства исполнителя работ и услуг | |
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль процесса выполнения работ и услуг | |
Анализ состояния производства | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль за состоянием производства | |
Оценка деятельности организации (предприятия) | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль за соответствием установленным требованиям | |
Оценка системы качества | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль за системой качества (ее стабильность) | |
Оценка качества работ и услуг небольших предприятий | Рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами) | Контроль за качеством выполнения работ, оказания услуг | |
Оценка системы качества на соответствие стандартам | Рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами) | Контроль за системой качества на соответствие стандартам |
Схема 1. Оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле. Схему применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера – ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.)
Оценку мастерства исполнителя услуги, включает проверку условий работы, знаний технологической, нормативной документации, опыта работы, сведений о повышении квалификации и выборочную проверку результата услуги. Ее рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими предприятиями.
Схема 2основана на оценке процесса оказания услуги, которая может осуществляться двумя способами:
а) проверкой технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания;
б) оценкой системы качества.
При проверке технологического процесса контролируются полнота технологической документации, соответствие оборудования требованиям выполняемого техпроцесса, соответствие квалификации исполнителей требованиям выполняемого технологического процесса, соблюдение технологической дисциплины, соответствие оснастки, контрольно-измерительных приборов и инструментов требованиям технологического процесса.
При оценке системы качества проверяются политика в области качества, руководство по качеству, соответствие элементов системы качества установленным требованиям, эффективность системы качества с точки зрения достижения целей, установленных в областях качества. При наличии у заявителя сертификата на систему качества оценка системы качества не проводится. Инспекционный контроль осуществляется путем контроля стабильности процесса оказания услуги.
Схема 3предусматривает сплошную проверку результата услуги и может применяться для сертификации материальных услуг (ремонта и изготовления изделий по индивидуальным заказам). Инспекционный контроль осуществляется путем выборочной проверки результата услуги.
Схема 4предусматривает аттестацию предприятия, что включает проверку: состояния его материально-технической базы; санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей; ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительные услуги; четкости и своевременности обслуживания; качества обслуживания (этика общения, комфортность, эстетичность, учет запросов потребителя и т.д.); профессионального мастерства обслуживающего персонала.
Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.).
Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества и контролируют ее при инспекционном контроле. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами. Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).
Схема 6 применяется при сертификации работ и услуг, небольших предприятий, зарекомендовавшими себя на отечественном и мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.
Схема 7 применяется при наличии у исполнителя системы качества.
Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия). Помимо указанных схем сертификации может применяться схема, основанная на заявлении-декларации исполнителя и последующем инспекционном контроле за сертифицированной услугой, если возможность применения такой схемы установлена в системе сертификации однородных услуг.
Заявление-декларация, подписанное руководителем предприятия, совместно с протоколом испытаний (проверок), направляется с сопроводительным письмом в орган по сертификации. Эта схема может применяться для малых предприятий, граждан-предпринимателей и на срок до одного года для организаций, начинающих свою деятельность.
Лекция 8
Аккредитация
Аккредитация – это официальное признание полномочным органом по аккредитации права физического или юридического лица выполнять работы в определенной (заявленной) области, (Руководство ИСО/МЭК 2) .
Согласно ФЗ необходимым условием деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является их аккредитация.
Аккредитация проводится в отношении работ, связанных с установленными формами подтверждения соответствия добровольной сертификацией, декларированием и обязательной сертификацией всех объектов технического регулирования.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях (ст. 31 ФЗ):
n подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
n обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
n создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:
n добровольности;
n открытости и доступности правил аккредитации;
n компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
n недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
n обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
n недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
n недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.
Согласно требованиям, орган по аккредитации должен:
n иметь руководителя по аккредитации лабораторий, несущего всю полноту ответственности за свою работу перед организацией, органом или правлением, которым он подотчетен;
n располагать штатным персоналом, соответствующим тому виду, области и объему работ, которая выполняется под руководством главного администратора;
n иметь организационную структуру, которая обеспечивает независимость его штатного персонала от воздействия со стороны кругов, имеющих финансовую заинтересованность в результатах аккредитации, и гарантирует, что указанный персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, оказывающему влияние на его суждения или результаты выполненной работы;
n располагать соответствующими соглашениями, обеспечивающими привлечение независимых экспертов в качестве технических консультантов.
Как правило, в штате органа по аккредитации кроме руководителя работают 1- 2 эксперта (один из них отвечает за систему обеспечения качества органа), бухгалтер и секретарь. На период аккредитации, если необходимо, привлекаются внешние эксперты.
Механизмом обеспечения доверия является аккредитация,чтопредполагает решение следующих задач в области аккредитации:
n установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации;
n установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации;
n создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам;
n сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны.