Тема 3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции
Задание 1.Провести факторный анализ прибыли от реализации продукции
Цель задания
Освоение методики факторного анализа прибыли от реализации продукции.
Содержание задания
При определении факторов, оказывающих влияние на прибыль от реализации продукции учитывают как проводиться анализ: либо по основным видам продукции (задание 1) либо по отдельно взятым видам продукции (задание 2)
Условия выполнения
Данный анализ проводиться по условным данным, которые приведены в таблице 3.2,, результаты расчетов сводятся в таблицу 3.3 и таблицу 3.4
Методические указания к выполнению задания
На отклонение прибыли полученной от реализации основных видов продукции оказывают влияние следующие факторы:
· объем реализованной продукции;
· структура реализованной продукции;
· себестоимость реализованной продукции;
· реализационные цены.
Расчеты рекомендуется проводить по следующим формулам.
1. Затраты в базисном периоде
- затраты в базисном периоде;
- количество реализованного, какого либо продукта в базисном периоде;
- себестоимость единицы, какого либо продукта в базисном периоде;
2. Затраты в фактическом периоде
- затраты в фактическом периоде;
- количество реализованного, какого либо продукта в фактическом
периоде;
- себестоимость единицы, какого либо продукта в фактическом периоде;
3. Условные затраты
- затраты условные, рассчитанные при фактическом объеме
реализации и базисной себестоимости;
4. Денежная выручка в базисном периоде
- денежная выручка в базисном периоде;
- цена реализации единицы, какого либо продукта в базисном периоде;
5. Денежная выручка в фактическом периоде
- денежная выручка в фактическом периоде;
- цена реализации единицы, какого либо продукта в фактическом
периоде;
6. Денежная выручка условная
- денежная выручка условная, рассчитанная при фактическом
объеме реализации и базисной цене реализации;
7. Прибыль в базисном периоде
- прибыль, полученная от реализации продукции в базисном периоде;
8. Прибыль в фактическом периоде
- прибыль в фактическом периоде
9. Прибыль условная
- прибыль условная;
10. Отклонение прибыли
11. Отклонение в прибыли за счет изменения объема реализованной продукции
12. Отклонение прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции
13. Отклонение прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции
14. Отклонение прибыли за счет изменения реализационных цен
На отклонение прибыли полученной от реализации отдельно взятого продукта оказывают влияние следующие факторы:
· объем реализованного продукта;
· себестоимость реализованного продукта;
· цена реализации.
Расчеты рекомендуется проводить по следующим формулам.
Находится отклонение в прибыли
В том числе за счет изменения:
а) объема реализованного продукта;
б) себестоимости реализованного продукта;
в) цены реализации
Пример расчета к заданию 1
Таблица 3.2
Исходная информация для факторного анализа прибыли
Показатель | Вид продукции | ||
А | B | C | |
1. Количество реализованной продукции: базисный период отчетный период | 148 шт. 162 шт. | 226 м2 202 м2 | 512 т 620 т |
2. Себестоимость единицы реализованной продукции, руб.: базисный период отчетный период | 42,01 40,99 | 68,00 69,00 | 101,00 108,01 |
3. Цена реализации единицы продукции, руб.: базисный период отчетный период | 52,13 58,01 | 78,00 72,10 | 122,14 131,11 |
Таблица 3.3
Результаты расчетов факторного анализа прибыли от реализации продукции
(по всей реализованной продукции)
Показатель | Значение показателя |
Отклонение прибыли, ± руб. В том числе за счет изменения: § объема реализованной продукции § структуры реализованной продукции § себестоимости единицы реализованной продукции § реализационных цен |
Таблица 3.4
Результаты расчетов факторного анализа прибыли от реализации продукции
(по основным продуктам)
Показатель | Вид продукции | ||
А | B | C | |
Отклонение прибыли, ± руб. В том числе за счет изменения: § объема реализованной продукции § себестоимости единицы реализованной продукции § реализационных цен |
Задание 2 Маржинальный анализ прибыли от реализации продукции.
Методические указания к выполнению задания
Маржинальный анализ влияния факторов на отклонение прибыли целесообразно проводить по нижеприведенной последовательности.
1. Определяется базисная (плановая) денежная выручка
,
где - количество реализованного продукта в базисном периоде;
- цена реализации единицы продукта в базисном периоде.
2. Определяется первая условная денежная выручка
,
где - коэффициент роста (снижения) объема реализованной продукции.
3. Определяется вторая условная денежная выручка
,
где - количество реализованного продукта в фактическом периоде;
4. Определяется фактическая денежная выручка
,
где - цена реализации единицы продукта в фактическом периоде.
5. Определяется базисная (плановая) средняя доля маржинального дохода в денежной выручке
,
где - доля маржинального дохода в цене реализации продукта в плановом (базисном) периоде;
- удельный вес продукта в общей сумме денежной выручки в плановом (базисном) периоде.
,
где - цена реализации продукта в плановом (базисном) периоде,
- плановый (базисный) уровень переменных затрат на единицу продукции.
6. Определяется условная средняя доля маржинального дохода в денежной выручке (условная доля I).
,
где - удельный вес продукта в общей сумме денежной выручки в фактическом периоде.
7. Определяется условная средняя доля маржинального дохода в денежной выручке (условная доля II).
,
где - доля маржинального дохода в цене реализации продукта в периоде, рассчитанная при фактической цене реализации и плановом (базисном) уровне переменных затрат на единицу продукции;
,
где - фактический уровень переменных затрат на единицу продукции.
8. Определяется фактическая средняя доля маржинального дохода в денежной выручке
,
где - доля маржинального дохода в цене реализации продукта в фактическом периоде;
,
где - цена реализации продукта в фактическом периоде,
-фактический уровень переменных затрат на единицу продукции.
9. Определяется плановая (базисная) прибыль
где - постоянные расходы в плановом (базисном) периоде.
10. Определяется прибыль условная I
11. Определяется прибыль условная II
12. Определяется прибыль условная III
13. Определяется прибыль условная IV
14. Определяется фактическая прибыль
,
где - постоянные расходы в фактическом периоде.
15. Рассчитывается отклонение в прибыли
16. Рассчитывается отклонение в прибыли за счет изменения объема реализованной продукции
17. Рассчитывается отклонение в прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции
18. Рассчитывается отклонение в прибыли за счет изменения реализационных цен
19. Рассчитывается отклонение в прибыли за счет изменения удельных переменных затрат
20. Рассчитывается отклонение в прибыли за счет изменения постоянных затрат
· Расчет влияния факторов на отклонение прибыли по отдельно взятым продуктам
Последовательность проведения расчетов
1. Определяют плановую (базисную) прибыль
,
где - количество реализованного продукта в базисном периоде;
- цена реализации единицы продукта в базисном периоде;
- удельные переменные расходы на единицу продукта в базисном периоде;
- постоянные расходы в базисном периоде.
2. Определяют условную прибыль, рассчитанную при фактическом объеме реализации, плановых: цене реализации, удельных переменных расходах и постоянных затратах
,
где - количество реализованного продукта в фактическом периоде;
3. Определяют условную прибыль, рассчитанную при фактическом объеме реализации, фактической цене реализации, плановых: удельных переменных расходах и постоянных затратах
,
где - цена реализации единицы продукта в фактическом периоде;
4. Определяют условную прибыль, рассчитанную при фактическом объеме реализации, фактической цене реализации, фактических удельных переменных расходах и плановых постоянных затратах
,
где - удельные переменные расходы на единицу продукта в фактическом периоде;
5. Определяют фактическую прибыль
,
где - фактические постоянные расходы
6. Определяют отклонение в прибыли
7. Рассчитывают отклонение в прибыли за счет изменения объема реализованного продукта
8. Рассчитывают отклонение в прибыли за счет изменения цены реализации
9. Рассчитывают отклонение в прибыли за счет изменения удельных переменных расходов на единицу продукта
10. Рассчитывают отклонение в прибыли за счет изменения постоянных расходов
Пример расчетов к маржинальному анализу прибыли
Таблица 3.5
Подготовка исходной информации к расчетам
Показатель | Условное обозначение | Вид продукции | Всего | ||
А | B | C | |||
1. Количество реализованной продукции: | |||||
базис | 148 шт. | 226 м 2 | 512 т | х | |
фактически | 162 шт. | 202 м 2 | 620 т | х | |
2. Денежная выручка, руб.: | |||||
базис | |||||
фактически | |||||
3. Затраты на реализованную продукцию, руб.: | |||||
базис, всего | |||||
в том числе: переменные | |||||
постоянные | |||||
фактически, всего | |||||
в том числе: переменные | |||||
постоянные | |||||
4. Удельные переменные затраты, руб. | |||||
базис | 26,48 1 | 39,67 | 72,14 | х | |
фактически | 26,18 | 41,36 | 78,01 | х | |
5. Цена реализации единицы продукции, руб. | |||||
базис | 52,13 2 | 78,00 | 122,14 | х | |
фактически | 58,01 | 72,10 | 131,11 | х | |
6. Удельный вес в общей сумме денежной выручки, % | |||||
базис | 8,78 3 | 20,06 | 71,16 | ||
фактически | 8,93 | 13,84 | 77,23 |
Продолжение таблицы 3.5
Показатель | Условное обозначение | Вид продукции | Всего | ||
А | B | C | |||
7. Доля маржинального дохода в цене реализации | |||||
базис (5б-4б):5б | х | ||||
фактически (5ф-4ф):5ф | х | ||||
условная (5ф-4б):5ф | х |
Таблица 3.6
Результаты расчетов влияния факторов на отклонение прибыли
Показатель | Условное обозначение | Значение показателя |
1. Базисная денежная выручка, руб. | ||
2. Условная денежная выручка, руб. | ||
3. Условная денежная выручка, руб. | ||
4. Фактическая денежная выручка, руб. | ||
5. Средняя доля маржинального дохода, базисная | ||
6. Средняя доля маржинального дохода, условная | ||
7. Средняя доля маржинального дохода, условная | ||
8. Средняя доля маржинального дохода, фактическая | ||
9. Плановая (базисная) прибыль, руб. | ||
10. Условная прибыль, руб. | ||
11. Условная прибыль, руб. | ||
12. Условная прибыль, руб. |
Продолжение таблицы 3.6
Показатель | Условное обозначение | Значение показателя |
13. Условная прибыль, руб. | ||
14. Фактическая прибыль, руб. | ||
15. Общее отклонение прибыли, руб. | ||
В том числе за счет изменения: | ||
объема реализованной продукции | ||
структуры реализованной продукции | ||
реализационных цен | ||
удельных переменных расходов | ||
постоянных расходов |
Примечания к расчету показателей
1 26,48 = 3919 : 148
2 52,13 ® проставляется из задания №1
3 8,78 = (7715 : 87879) х 100
4 0,492 = (52,13 – 26,48) : 52,13
Расчеты
= 87879 (из таблицы 1)
= 87879 × 1.135 = 99743
83162 (из предыдущего задания ); 73297 (из таблицы )
= 99928 ( из задания №)
= 105250 (из таблицы )
= (0,4920 × 8,78 + 0,4914 × 20,06 + 0,4094 × 71,16) : 100 = 0,4331
= (0,4920 × 8,93 + 0,4914 × 13,84 + 0,4094 × 77,23) : 100 = 0,4281
= (0,5435 × 8,93 + 0,4498 × 13,84 + 0,4498 × 77,23) : 100 = 0,4582
= (0,5487 × 8,93 + 0,4264 × 13,84 + 0,4050 × 77,23) : 100 = 0,4208
= 87879 – 73297 = 14582 (целесообразно вести расчет не через долю маржинального дохода, чтобы уменьшить погрешность в округлении базисной прибыли)
= 99743 × 0,4331 – 23477 = 19722
= 99928 × 0,4281 – 23477 = 19302
= 105250 × 0,4582 – 23477 = 24749
= 105250 × 0,4208 – 23477 = 20812
= 105250 – 87545 = 17705 (целесообразно вести расчет не через долю маржинального дохода, чтобы уменьшить погрешность в округлении фактической прибыли)
= 17705 – 14582 = 3123
= 19722 – 14582 = +5140
= 19302 – 19722 = -420
= 24749 – 19302 = +5447
= 20812 – 24749 = -3937
= 17705 – 20812 = -3107
= 5140 – 420 + 5447 – 3937 – 3107 = 3123
· Расчет влияния факторов на отклонение прибыли по отдельно взятым продуктам
Таблица 3.7
Результаты расчетов влияния факторов на отклонение прибыли
(по основным продуктам)
Показатель | Условное обозначение | Продукты | |||
А | В | С | |||
1. Базисная (плановая) прибыль, руб. | |||||
2. Прибыль условная, руб. | |||||
3. Прибыль условная, руб. | |||||
4. Прибыль условная, руб. | |||||
5. Прибыль фактическая, руб. | |||||
6. Отклонение прибыли общее, руб. | |||||
В том числе за счет изменения: | |||||
объема реализации | +359 | ||||
цены реализации | +953 | ||||
удельных переменных расходов | +48 | ||||
постоянных расходов | -102 |
Пример расчета по продукту "А"
= 148 × (52,13 – 26,48) – 2298 = 1498
= 162 × (52,13 – 26,48) – 2298 = 1857
= 162 × (58,01 – 26,48) – 2298 = 2810
= 162 × (58,01 – 26,18) – 2298 = 2858
= 162 × (58,01 – 26,18) – 2400 = 2756
= 2756 – 1498 = 1258
= 1857 – 1498 = +359
= 2810 – 1857 = +953
= 2858 – 2810 = +48
= 2756 – 2858 = -102