Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих

В ПТЦ, пожарных отрядах (частях) технической службы режим работы планируется по рабочей неделе в одну смену. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями средняя продолжительность смены составляет 8,2 часа. Если продолжительность смены установлена8 часов, то каждая восьмая суббота будет рабочим днем, при шестидневной рабочей неделе смена длится 7 часов, в предвыходные дни и предпраздничные дни – 6 часов. Исходя из принятого режима работы, определяются годовые фонды времени ПТЦ, ПО(Ч)ТС одного рабочего.

Годовой фонд рабочего времени (ФД) определяется по формуле:

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru ,

где ФД – фонд рабочего времени в часах; 365 – число календарных дней в году; А – число выходных дней в году; Б – число праздничных дней в году; С – продолжительность отпуска (в среднем) в году, в рабочих днях; Д – продолжительность рабочего дня в часах; Е – число предпраздничных дней в году; К – сокращение длительности рабочего дня в предпраздничные дни (принимают равным 1 ч); З – коэффициент, учитывающий невыходы рабочего по болезни и другим причинам, предусмотренным трудовым законодательством (принимается равным 0,96).

Число дней отпуска С (в учебных целях) принять равным 24 рабочим дням в году.

Таблица 2.3

№ п/п Тип и марка ПА Количество ПА     П
Капитальный Ремонт Средний ремонт ТО-2 ТР
Nкр tкр Пкр Nср tср Пкр NТО-2 tТО-2 ПТО-2 ПТР
- чел.-ч - чел.-ч - чел.-ч чел.-ч чел.-ч
1.   1.1 1.2 . . .1.n Основные ПА   АЦ - АЦ - АЦ -                        
СУММА     -     -     -      
2.   2.1 2.2 . . 2. n Специальные ПА                        
СУММА     -     -     -      
ИТОГО -     -     -      

Дата проверки «___»______________

Подпись преподавателя____________

Количество производственных рабочих определяется по формуле:

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru ,

где П – общая годовая трудоемкость работ, чел.-ч.

Численность вспомогательных рабочих принимают в размере 10…15% численности основных производственных рабочих.

Расчет количества постов. Определение площадей производственных зон и участков.

Состав производственных зон и отделений (участков) принимают исходя из технологических процессов технического обслуживания и ремонта ПА и ПО с учетом типовых проектов ПТЦ, ПО(Ч)ТС.

Производственное здание ПТЦ, ПО(Ч)ТС должно включать посты ТО-2 и посты всех видов ремонта.

При технологическом проектировании постов ТО и Р решаются следующие вопросы:

назначение постов и характер выполняемых на них работ;

режим работы – число рабочих дней в году;

программа и трудоемкость работ ТО и Р;

явочное (технологически необходимое) число рабочих;

число постов;

выбор основного и вспомогательного оборудования;

расчет общей площади участков ТО и Р;

место расположения зон ТО и Р в производственном здании ПТЦ, ПО(Ч)ТС.

Назначение постов зависит от метода организации технического обслуживания и ремонта (специализированные или универсальные посты, тупиковые посты или поточные линии).

Исходной величиной для расчета числа универсальных постов ТО-2 служит такт поста tТО-2 или время (в часах) простоя ПА под обслуживанием на данном посту.

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru ,

где tср.вТО-2 – скорректированная средневзвешенная трудоемкость ТО-2, ч.; Рп – количество рабочих, одновременно работающих на посту (2…5); tп – время на установку ПА на пост и съезда с поста, ч (0,16 ч).

Так как трудоемкость ТО-2 для разных пожарных автомобилей различна, то в расчете числа постов ТО-2 необходимо учитывать средневзвешенную трудоемкость

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru

При наличии в ПТЦ и ПО(Ч)ТС станций диагностирования пожарных автомобилей к скорректированным нормативам на техническое обслуживание №2 применяется коэффициент 0,8.

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru Количество обслуживаний в сутки определяется по формуле:

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru ,

где NТО-2 – количество ТО-2 ПА за год; Д Р – число рабочих дней в году.

Продолжительность работы зоны ТО-2 ТСМ принимается равной одной смене, т.е. 8 часам. Зная режим работы зоны ТО-2 и суточную производственную программу по ТО-2, определяют ритм производства:

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru ,

Количество универсальных постов технического обслуживания ТО-2 (ХТО-2) определяют по формуле:

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru ,

где hп = 0,85…0,95 – коэффициент использования рабочего времени поста.

Число постов всех видов ремонта рассчитывается по годовой трудоемкости работ на постах, включающей разборочно-сборочные, контрольные, регулировочные и крепежные работы.

Число постов ремонта рассчитывается по формуле:

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru ,

где Пi – годовая трудоемкость соответственно капитального, среднего и текущего ремонта, чел.-ч.; Кр – коэффициент, учитывающий долю объема работы, выполняемой на постах ремонта (Кр=0,5…0,6); j - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления пожарных автомобилей на пост ремонта (j = 1,2…1,5); Др – число рабочих дней в году; С – число смен (С = 1); Тсм – продолжительность смены, ч (Тсм = 8 ч); Рп – число рабочих на одном посту, чел. (2…4 чел.); hп – коэффициент использования рабочего времени поста (hп = 0,8…0,9).

При расчете количества постов ТР следует учитывать, что до 60…70 % текущих ремонтов проводится непосредственно на постах технического обслуживания пожарных частей. Поэтому расчетная трудоемкость для определения количества постов ТР составляет только 30…40 % от годовой трудоемкости ТР.

По каждому виду работ число постов округляют до большего целого числа.

В тех случаях, когда расчетное количество постов по данному виду ремонта выражаются долями единиц, следует совмещать посты различных ремонтных зон.

Сводные данные всех расчетов сводятся в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Вид обслуживания или ремонта Назначение ПА Кол-во ПА Расчетная трудоемкость ПР, чел.-ч Кол-во постов
Техническое обслуживание ТО-2        
ИТОГО      
Капитальный ремонт Основные      
Специальные      
Вспомогательные      
ИТОГО      
Средний ремонт Основные      
Специальные      
Вспомогательные      
ИТОГО      
Текущий ремонт Основные      
Специальные      
Вспомогательные      
ИТОГО      

Площадь зон технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей (Fто,р) рассчитывают по формуле:

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru ,

где fа – площадь, занимаемая пожарным автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2 (принимаем в плане 2,5х7); Xп – число постов; К0 – коэффициент, учитывающий свободные зоны и проходы (К0 = 4…5).

Окончательно площадь зон определяется по результатам общей компоновки производственных зданий.

Площади производственных участков рассчитывают по площади, занимаемой оборудованием в плане, и коэффициенту плотности расстановки оборудования:

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru ,

где FУ – площадь участка, м2; КП – коэффициент плотности расстановки оборудования, (КП = 2,5…5); fОБ – площадь, занимаемая оборудованием на рассчитываемом участке, м2.

Примерный перечень производственных участков (постов) в подразделении ТС приведен в приложении 30 [1].

В расчетно-пояснительной записке следует дать пример расчета площадей характерных участков производственного корпуса ПТЦ, ПО(Ч)ТС, а все результаты расчета свести в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Номер позиции на технологической планировке Наименование участка Площадь, занимаемая ПА, FПА, м2 Площадь, занимаемая оборудованием, Fоб, м2 Значение принятого коэффициента, k Расчетная площадь,Fуч, м2 Площадь, принятая после планировки производственного корпуса,Fпр, м2
             
             

На основании табеля положенности, каталогов гаражного, станочного и другого оборудования составляется ведомость технологического оборудования по каждому участку. Затем определяется суммарная площадь, занимаемая оборудованием, по каждому участку.

Если на участке предусматриваются места для автомобилей или кузовов, то к площади, занимаемой оборудованием данного участка, добавляют площадь, занимаемую автомобилем или кузовом.

Общая компоновка производственных зон ПТЦ, ПО(Ч)ТС и технологическая планировка участков

Планировка производственного корпуса зависит от состава помещений, технологии проведения работ, а также требований, предъявляемых к противопожарным и санитарно-гигиеническим условиям отдельных зон и участков.

Габариты производственного корпуса выбирают, исходя из его площади, конфигурации и размера под строительство, применяемых унифицированных габаритных схем зданий. Наибольшее распространение получили здания прямоугольной формы, длину которых определяют по формуле:

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru ,

где Fз – площадь здания производственного корпуса, м2; В – ширина здания, м.

Ширину здания принимают стандартной, т.е. равной 12, 18, 24, 36 м, и определяют из условия, что отношение длины здания к его ширине должно быть не более трех. Если L/B³3, то необходимо увеличить ширину здания и снова определить его длину. Полученная длина здания принимается кратной длине применяемых строительных плит. Площадь здания после уточнения его длины составит:

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru .

Высоту производственного корпуса определяют характером выполняемых работ, габаритами пожарных автомобилей и принятым видом грузоподъемных устройств.

Общую компоновку производственного корпуса производят на основании расчета площадей участков и производственных зон.

Геометрические размеры зон ТО и Р определяются габаритными размерами пожарных автомобилей, нормируемыми расстояниями между автомобилями на постах, а также между автомобилями и элементами зданий или оборудованием, шириной проезда в зонах и методом расстановки автомобилей.

Нормируемые расстояния в зонах ТО и Р установлены СНиП II-93-74.

Посты зон ТО-2 и ремонтов оснащаются осмотровыми канавами, подъемниками различных типов и назначений. При распределении постов текущего ремонта следует учитывать, что универсальные посты и посты для ремонта двигателей должны размещаться на осмотровых канавах, а посты для ремонта агрегатов трансмиссии, тормозов, рулевого управления, мостов и подвесок – на подъемниках.

Канавами оборудуются тупиковые и прямоточные посты. Устройство канав зависит от конструкции автомобиля, технологического оборудования и назначения постов. Длина канавы должна быть не меньше длины автомобиля. Глубина канавы с учетом дорожного просвета автомобиля должна быть 1,2-1,3 м. Ширина узких канав – не более 0,9 м при железобетонных ребордах и 1,1 м – при металлических.

Узкие канавы при простоте устройства обладают универсальностью, т.е. пригодны для всех марок пожарных автомобилей.

Канавы должны иметь вход со ступенчатыми лестницами, располагаемыми за пределами рабочей зоны канавы.

Узкие параллельные канавы соединяются открытой траншеей или тоннелем. Ширина траншеи (тоннеля) может быть 1…2 м. В нишах стен канав устанавливают низковольтные (до 12 В) светильники. Канавы должны вентилироваться и обогреваться притоком теплого воздуха. Для удаления отработавших газов канавы должны иметь специальные вытяжные устройства. В зависимости от назначения канавы оборудуются подъемными приспособлениями (канавными подъемниками), передвижными воронками для слива отработавшего масла и приспособлениями для заправки маслом, смазками, водой и воздухом.

Участки на плане производственного корпуса размещают так, чтобы ремонтируемые агрегаты и громоздкие детали можно было перемещать по наикратчайшему пути.

Помещения, технологически связанные с ТО-2, располагают вблизи постов ТО-2.

Помещения для выполнения агрегатных слесарно-механических, сварочных, кузовных и малярных работ, а также склады запчастей, агрегатов и материалов, приближают к постам ремонта.

Испытательный участок целесообразно размещать рядом с мотороремонтным, инструментально-раздаточную кладовую – со слесарно-механическим участком.

Участки, где требуется большое количество воды, лучше сконцентрировать в одном месте.

В соответствии с противопожарными требованиями огнеопасные участки (сварочный, кузнечный и т.д.) рекомендуется располагать группами у наружных стен и изолировать от других помещений огнестойкими стенами.

Рядом с огнеопасными участками нельзя располагать участки с легковоспламеняющимися производствами (обойный, окрасочный).

При вычерчивании компоновочного плана производственного корпуса с помощью принятых условных обозначений показывают габаритные размеры зданий, ширину пролета и шаг колонн, стены, перегородки или границы между участками, подъемно-транспортные средства и др.

Все элементы здания показывают в соответствии с принятыми условными обозначениями.

Производственные корпуса ПО(Ч)ТС и ПТЦ проектируют обычно двухпролетными при тупиковом способе расположения постов. Основные производственные участки компонуют с одной стороны здания в шестиметровом пролете.

При компоновке трудно обеспечить совпадение расчетных площадей с принятыми, поэтому допускается их расхождение в пределах ±15%.

Технологическую планировку оборудования участков проводят на основе компоновочного плана. На этой планировке должны показываться строительные элементы здания, оказывающие влияние на расстановку оборудования, местонахождение рабочих, места подвода электроэнергии, воды, сжатого воздуха и т.д. Количество основного оборудования устанавливается по табелю положенности в соответствии с приложением 4 [5]. Примерный перечень оборудования для основных участков производственного корпуса ПТЦ, ПО(Ч)ТС.

Для проведения планировки каждый вид оборудования имеет условное обозначение, форма которого соответствует его контурам на плане, а размеры – габаритам в соответствующем масштабе. Контуры оборудования изображаются упрощенно. Размеры оборудования приведены в таблице приложения 12.

Возле оборудования показывают место расположения рабочего в виде круга диаметром 500 мм (в соответствующем масштабе). Половину круга затушевывают. Светлая половина круга обозначает лицо рабочего и должна быть обращена к оборудованию.

Нумерация всех видов оборудования на участке – сквозная, обычно слева направо и сверху вниз. Номер оборудования указывается внутри контура арабскими цифрами или вне его в конце выносной линии На листе чертежа детально показывают технологическую планировку (расстановку оборудования) для участков, предусмотренных заданием, вариант которого выбирается по последней цифре номера зачетной книжки:

0. Участок окраски; участок ТР;

1. Агрегатно-механический участок; участок ТО-2;

2. Слесарно-механический участок; шиномонтажный участок;

3. Электротехнический участок; обойно-столярный участок;

4. Участок кузовных работ; слесарно-механический участок;

5. Участок обслуживания аккумуляторов; участок обслуживания топливной аппаратуры;

6. Участок испытаний двигателей и агрегатов; участок ТО-2;

7. Кузнечно-ремонтный участок; участок СР;

8. Шиномонтажный участок; участок КР;

9. Участок обслуживания аккумуляторов; участок уборочно-моечных работ.

Спецификацию (ведомость) оборудования оформляют в виде таблицы и помещают на чертежном листе или в расчетно-пояснительную записку к проекту.

Подъемно-транспортное оборудование нумеруют после технологического. В качестве подъемно-транспортных средств применяют мостовые краны, кран-балки с электротельфером, монорельсы с электротельфером или электроталью, кран-укосины (консольные краны) с электроталью, тележки для перемещения грузов по рельсам или по полу.

При обосновании подъемно-транспортного оборудования учитывают характер выполняемых работ, зону обслуживания, возможность размещения подъемно-транспортного оборудования на участке, интенсивность грузопотока, габариты транспортируемых объектов и т.д. Грузоподъемность подъемно-транспортного средства определяют по максимальной массе поднимаемых и транспортируемых объектов на участках или рабочих местах.

Число мостовых кранов для обслуживания разборочно-сборочных участков принимают – 1 кран на 30…40 метров длины участка, а для слесарно-механических – 1 кран на 40…80 м. Число кран-балок устанавливают аналогично.

Выбранное подъемно-транспортное оборудование условными графическими изображениями необходимо показать в определенном масштабе на технологической планировке производственного корпуса.

Литература к разделу:

1. Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России: Приказ МВД РФ от 24 января 1996 года № 34. – М.,1996. – 170 с.

2. Об утверждении нормативов трудоемкости технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей: Приказ МВД РФ от 25 сентября 1995 года № 366. – М., 1995. – 50 с.

3. Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МВД России: Приказ МВД РФ от 25 мая 1996 года № 285. – М., 1996. – 67 с.

4. НПБ 101 – 95. Нормы проектирования объектов пожарной охраны. – М., 1995. – 25 с.

5. Нормы табельной положенности для пожарных автомобилей: Приказ МВД РФ от 20 декабря 1993 № 550. – М., 1993. – 97 с.

6. СниП II – 93 – 74. Нормы проектирования. Предприятия по обслуживанию автомобилей. – М., Стройиздат, 1975 г.

7. Курсовое и дипломное проектирование по ремонту машин: Учеб. для вузов / А.П. Смелов, И.С. Серый, И.П. Удалов и др.; Под ред. А.П. Смелова. – М.: Колос,1984. –192 с.

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru

Пример составления компоновочной схемы:

1-теплоцентр; 2-вестибюль; 3-обойно-столярный участок; 4-участок механической обработки; 5-окрасочная; 6-электрощитовая; 7-ИРК; 8-испытательная; 9-топливно-ремонтный участок; 10-заточная; 11-комната мастеров; 12-шкафы управления; 13-разборочно-сборочный участок; 14-агрегатный участок; 15-тепловой участок; 16-участок ТР; 17-шиномонтажная; 19-компрессорная; 20-аккумуляторная; 21-участок ремонта электрооборудования; 22-участок ТО.

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru

Пример выполнения чертежа планировки основной зоны производственного корпуса ПО (Ч) ТС

Режим работы ПО(Ч)ТС, фонды времени и количество производственных рабочих - student2.ru

Грузоподъемность подъемно-транспортных средств для ПОТС

Подъемно-транспортное средство Грузоподъемность, т Длина пролета, м Угол поворота, град. Область применения
Мостовой однобалочный кран с электроталью   Монорельс с электротельфером     Кран-укосина с электроталью   Электрифицированная кран-балка     Универсальный передвижной стенд УСРД-1 для ремонта двигателей   1,2,3,5   0,15; 0,25; 0,5; 1;2;3   0,25…1   до 3   до 1,5   5,6,7,8,9,10,11,12,13,14, 15,16,17     1,2…4       До 270 В разборочно-моечном и ремонтно-монтажном участке     На участках мойки, дефектовки, мотороремонтном, медницко-жестяницком, на постах ТО и механическом   В медницко-жестяницком, ремонта топливной аппаратуры, механическом и других участках, где требуется подъем перемещение грузов в зоне рабочего места или к другому рабочему месту   Для сборки автомобилей устанавливают в монтажном, испытательном и других отделениях   Для сборки двигателей устанавливают в мотороремонтном и испытательном отделении

Наши рекомендации