Методика и порядок выполнения работы.
На лабораторных занятиях студенты получает свой вариант по номеру фамилии в журнале учета посещаемости.
Получив методические указания по практическим занятиям, переписать форму табл.1 на чистый лист бумаги.
Таблица 1– Пример выполнения лабораторной работы «Оценка качества питьевой воды»
Вариант | Вещество | ПДК факт | ПДК норма | Показатель вредности | Класс опасности | Результаты расчетов |
2" | ||||||
Выбрав вариант задания из табл. 2 , заполнить графы 1...6 табл. 1.. произвести необходимые расчеты и результаты привести в графе 7.
Таблица 2 Варианты заданий к лабораторной работе но теме «Оценка качества питьевой воды»
Вариант | Вещество | Концентрация |
Алюминий Бериллий Бутилен Ацетонитрил Хлор активный | 0.4 0.0001 0.15 2,0 0.0001 |
Сопоставить заданные по варианту (см. табл.2.) концентрации вещества с предельно допустимыми (табл. 3.) и сделать вывод о соответствии нормам содержания каждого из веществ в графе 7
Таблица 3 Гигиенические нормативы содержания вредных веществ в питьевой воде
Вещество | Показатель вредности | ПДК. мг/л | Класс опасности | |
Алюминий | С-т | 0,5 | ||
Алкилдифепил | Орг. | 0,4 | ||
Ацетонитрил | Орг зап. | 0,7 | ||
Барий | С-т | 0.1 | ||
Бутилбензол | Орг зап. | 0.1 | ||
Нефтепродукты суммарно | 0,1 | |||
Бензол | С-т | 0,5 | ||
Бериллий | С-т | 0,0002 | ||
Бор | С-т | 0,5 | ||
Бром | С-т | 0,2 | ||
Бутилбензол | Орг. | 0,1 | ||
Бутилен | Орг. | 0,2 | ||
Ванадий | С-т | 0,1 | ||
Винилацетат | С-т | 0,2 | ||
Висмут | С-т | 0,1 | ||
Вольфрам | С-т | 0.05 | ||
Гидрохинон | Орг. | 0.2 | ||
Глилицерин | Орг. | 0.06 | ||
Диметилфталат | С-т | 0,3 | ||
Диэтиламин | С-т | 2,0 | ||
Железо | Орг. | 0,3 | ||
Кадмий | С-т | 0,01 | ||
Капролактам | Орг, | ГО | ||
Кобальт | С-т | 0,1 | ||
Кремний | С-т | 10.0 | ||
Кремний | С-Т | 10.0 | ||
Литий | С-т | 0.03 | ||
Марганец | Орг. | 0.1 | ||
Медь | Орг. | 1,0 | ||
Метилмсркаптан | Орг. | 0.0002 | ||
Молибден | С-т | 0.25 | ||
Мышьяк | С-т | 0.05 | ||
Натрий | С-т | 200.0 | ||
Натрия хлорат | Орг. | 20,0 | ||
Нафталин | Орг.зап. | 0.01 | ||
Никель | С-т | 0,1 | ||
Ниобий | С-т | 0.01 | ||
Нитраты | С-т | 45,0 | з | |
Нитрит-ион | Орг. | |||
Пропилбензол | Орг. | 0,2 | ||
Пропилен | Орг. | 0,5 | ||
Ртуть | С-т | 0.0005 | ||
Свинец | С-т | 0.03 | ||
Селен | С-т | 0.01 | ||
Сероуглерод | Орг. | 1,0 | ||
Стирол | Орг. | 0,1 | ||
Стронций | С-т | 7.0 | ||
Сульфаты | Орг. | 500.0 | ||
Сульфиды | Орг. | Отсутствие | ||
Трихлорацстальдегид | С-т | 0.2 | ||
Таллий | С-т | 0.0001 | ||
Фенол | Орг.зап | 0,001 | ||
Формальдегид | С-т | 0.05 | ||
Фосфор элементарный | С-т | 0.0001 | ||
фториды | С-т | 1,5 | ||
Фталофос | Орг, | 0,2 | ||
Хлор активный | Орг | 0.3-0,5 |
Классы опасности веществ учитывают:
- при выборе соединений, подлежащих первоочередному контролю в питьевой воде;
-при установлении последовательности водоохранных мероприятий, требующих дополнительных капиталовложений;
- при обосновании рекомендаций о замене в технологических процессах высокоопасных веществ на менее опасные;
- при определении приоритетности разработки селективных методов аналитического контроля веществ в воде.
1 класс - чрезвычайно опасные;
2 класс - высокоопасные;
3 класс - опасные;
4 класс - умеренно опасные.
Если в воде присутствует несколько веществ 1-го и 2-ю классов опасности, сумма отношений концентраций (С1, С2 ....Сп) каждого из веществ в водном объекте к соответствующим значениям ПДК не должна превышать единицы:
C1/ПДК1 + С2/ПДК2 + …+Сп /ПДКп < 1
Вопросыдля защиты работы.
1. Причины возникновения негативных факторов среды обитания.
2. Отходы, как источник негативных факторов техносферы.
3. Энергетические загрязнения среды обитания: вибрация и акустическое воздействие, Электромагнитные, ионизирующие излучения.
4. Системы восприятия человеком среды обитания.
5. Характеристика физических факторов производственной среды.
6. Характеристика химических факторов производственной среды.
7. Вредные вещества, опасность вещества.
8.Характеристика биологических и психофизических факторов производственной среды.
9. Сочетанное воздействие негативных факторов на человека.
10. Нормирование негативных факторов.
11. Критерии безопасности и комфортности рабочей зоны и рабочего места.
Рекомендуемая литература.
Основная литература:
1.Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие/ ред. А. И. Сидоров- М.: КноРус, 2009.
2.Безопасность жизнедеятельности: учебник /Арустамов Э.А.,ред.Э. А. Арустамов..-М.: ИТК Дашков и К, 2012
3.Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов/ Л. А. Михайлов [и др.] ; ред. Л. А. Михайлов- СПб.: Питер, 2009.
4.Безопасность жизнедеятельности: учебник/ Э. А. Арустамов [и др.] ; ред. Э. А. Арустамов- М.: ИТК "Дашков и К°", 2009.
5.Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак ; ред. О. Н. Русак- СПб.: "Лань", 2010.
6.Сычев, Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие/ Ю. Н. Сычев- М.: Финансы и статистика, 2009.
Список дополнительной литературы
1. СапПиН 2.1.4.1074-01
Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения санитарно-эпидемиологические правила и нормативы