Эффективность использования и потребления энергии в различных странах и в Республике Беларусь

Бурно развивающаяся экономика стран планеты Земля в XX в. требовали все больше затрат топливно-энергетических ресурсов. Добыча газа, нефти, угля привела к нефтяному кризису в 1973–1974гг. В настоящее время энергетическая проблема остается актуальной практически для всех стран Европы. Беларусь обеспечивает себя энергоресурсами только на 16%, остальное приходиться получать путем импорта. Республика импортирует (из России) весь потребляемый уголь, более 90% нефти, 100% природного и четверть сжиженного газа. Энергоемкость продукции наших предприятий выше, чем в индустриально развитых странах Запада. Климат в нашей стране более холодный, что обуславливает и большой расход ТЭР на обогрев производственных зданий и жилищно-бытового сектора. Энергоемкость нашей сельхозпродукции в 3–5 раз выше, чем в развитых странах. Нельзя сбрасывать со счетов и технологическое отставание нашего производства от производства Запада. Энергоемкость ВВП в нашей стране меньше на 17%, чем на Украине, и на 42% меньше, чем в России, но в два раза больше, чем в Германии. Наша республика входит в пятерку бывших союзных республик, имеющих наибольшую энергоемкость ВНП. По сравнению с Японией, имеющей самую низкую энергоемкость ВВП, в нашей стране этот показатель в 11,3 выше, чем в Японии, но в 1,3 раза ниже, чем на Украине, и в 1,2 раза, чем в России. Оплата в год за энергоносители нашей страной достигает 1,8 млрд. долларов. С начала нашего века количество энергии, затрачиваемое на единицу сельскохозяйственной продукции, в развитых странах мира возросло в 8–10 раз, на единицу промышленной продукции в 10–12 раз [12].

На сегодняшний день выделяют следующие группы потребителей энергии: энергоемкие, крупные производства и потребители, из­держки которых на энергопотребление невелики. Первая группа потребителей – основные энергоемкие отрасли про­мышленности (выплавка стали, алюминия, производство химических веществ, цемента, бумаги и т.д.) – в условиях жесткой международной конкуренции могла выжить, только приняв на вооружение технологи­ческие процессы, обеспечивающие эффективное использование энер­гии. В этих отраслях возникли побудительные мотивы и имелись ос­новные средства для осуществления программ эффективного энергоиспользования. Тем не менее, часто им предоставлялась прави­тельственная поддержка для ускорения процесса модернизации и по­вышения конкурентоспособности национальных компаний.

В других областях, включая остальные отрасли промышленности, издержки, связанные с энергопотреблением, не настолько велики, чтобы вынуждать этих потребителей принимать немедленные действия. Если цена оказывалась выше той, которую потребитель был в состоянии пла­тить, в краткосрочном плане, скорее всего, произошло бы сокращение потребления путем предоставления меньшего количества услуг или пе­реориентации производства на выпуск другой, менее энергоемкой про­дукции, что не является признаком более эффективного использования энергии. Этой группе потребителей необходимо было предоставить со­ответствующие средства и создать стимулирующие условия. Был осуще­ствлен широкий круг открыто финансируемых программ, согласованных действий на уровне правительства, формирующих поведение потребите­лей и побуждающих их к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования. Эти программы включали:

– исследования и разработки по усовершенствованию промышлен­ных процессов, строительных технологий и материалов, элект­родвигателей, приборов и т.д.; нормативные положения по ис­пользованию энергии, в частности для зданий, а также для авто­мобилей и электрических приборов, введение стандартов и маркировок, обязательные проверки эффективности использования энергии крупными потребителями; информационные программы для потребителей и программы обу­чения для технического персонала и управляющих,

– финансовое стимулирование (субсидии, мягкие займы, налого­вые льготы) для поощрения внедрения инноваций, инвестиций в эффективное использование энергии;

– создание учреждений, организаций и обслуживающих предпри­ятий для проектирования и осуществления программ и проектов эффективного использования энергии [15].

По расчетам отечественных и зарубежных специалистов, потен­циальная возможность энергосбережения в странах СНГ, Цент­ральной и Восточной Европы в настоящее время оценивается в зависимости от состояния их экономики в размере примерно 20-30% от общего объема потребления топливно-энергетических ресурсов. Республика Беларусь, как и многие страны мира, не имеет воз­можности обеспечить свои потребности собственными энергоресур­сами. Для примера, обеспе­ченность за счет энергоресурсов, добываемых в республике, в 1990 г. составила 12,8%, что соответствует 5,7 млн. тонн. В перспективе эта доля уменьшится из-за сокращения добычи собственной нефти. В то же время длительный период неэффектив­ного энергопотребления создал в Беларуси огромный неиспользован­ный потенциал энергосбережения, оцениваемый в 32% от уровня сум­марного потребления топливно-энергетических ресурсов в 1994 г., что соответствует 12 млн. тонн условного топлива. Поэтому реали­зация имеющегося потенциала энергосбережения стала приоритетом энергетической и экономической политики государства. Энергосбе­режение занимает место, по значению равное техническому перево­оружению и развитию топливных отраслей и рассматривается как крупный потенциальный источник энергетических ресурсов, способный обеспечить 30-40% потребностей Беларуси в энерго­ресурсах. Эффективность использования энергоресурсов явля­ется также фактором, который определяет производство конку­рентоспособной продукции и, в конечном итоге, стабильность и эффективность национальной экономики.

Потребление первичной и подведенной энер­гии на душу населения в 1990 г. в странах СНГ было соответственно в 1,3 и 1,4 раза выше, чем в Европейском Союзе и примерно соответ­ствовало показателю по Германии. Потребление подведенной электроэнергии в целом по СНГ в 1990 г. соответствовало уровню Европейского Союза. С 1990 по 1993 г. энерго- и электропотребление в странах СНГ су­щественно снизилось, однако в значительно меньшей степени, чем по­казатель ВВП. В 1990 г. энергоемкость экономики по первичной и подведенной энергии в целом по СНГ была соответствен­но в 3, 2,7, 2 и 3,5 раза выше, чем в Европейском Союзе, Германии, США и Японии. За 1990-1993 гг. энерго- и электроемкость экономики в целом по СНГ существенно возросли и стали в среднем в 3,9 раза выше, чем в Европейском Союзе. В основном это обусловлено снижением объемов производства многими предприятиями, которые при этом продолжают потреблять значительное количество энергоресурсов из-за неоптималь­ности режимов работы оборудования [13].

К сожалению, пока в странах СНГ сохраняется неэффективное про­изводство, транспортировка и потребление энергоресурсов. В настоя­щий период относительно низких мировых цен на топливо, в период реструктуризации экономики и первых признаков ее оживления меры по повышению энергетической эффективности экономики являются чрезвычайно важными для стран СНГ. Оценка состояния энергетики показывает, что при повышении темпов экономического роста к 2025 г. страны СНГ смогут достичь современного уровня энерго- и электроем­кости промышленно развитых стран. Энергосбережение должно стать одним из стержней их энергетической политики. В странах СНГ имеет­ся огромный потенциал энергосбережения, и реализация комплексной энергосберегающей политики и отдельных программ по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов дол­жна играть приоритетную роль в международном сотрудничестве стран – членов СНГ и стран дальнего зарубежья.

Наши рекомендации