Анализ показателей и эффективность функционирования финансово-промышленных групп в Республике Беларусь

Приоритетным направлением формирования финансово-промышленных групп в Республике Беларуси сегодня является организация производства изделий микроэлектроники, дизельного машиностроения, продукции химической промышленности, комплексного сельскохозяйственного оборудования.

Однако реальная ситуация с зарегистрированными в Республике Беларусь финансово-промышленными группами более чем скромная, в некоторой мере компенсируется участием белорусских субъектов хозяйствования в межгосударственных группах, регистрируемых в Российской Федерации. С 1997 г. постановлениями Совета Министров Республики Беларусь было одобрено участие резидентов Беларуси в международных финансово-промышленных группах.

Уже в 1996 г. была зарегистрирована финансово-промышленная группа под наименованием «Российский уголь», имеющая целью обеспечение российским углем белорусских субъектов хозяйствования. В 1997 г. было завершено формирование трех финансово-промышленных групп - "Формаш", "Гранит" и "БелРусАвто". Следующим этапом намечается создание еще четырех финансово-промышленных групп - "Белорусский автобус", "Радионавигация", "Развитие электронных отраслей", "Межгосметиз". В 2000 г. утверждено Соглашение между Правительством Республике Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании межгосударственной финансово-промышленной группы «Оборонительные системы». Опыт создания финансово-промышленной группы предопределил необходимость гармонизации нормативно-правовой базы в этой сфере.

Первая в Беларуси аграрно-финансово-промышленная группа - АО "Аграрная финансово-промышленная компания "Жлобинский мясокомбинат" создана в Гомельской области. В нее, помимо непосредственно мясокомбината, вошли также комбикормовый завод и сельхозпредприятие по откорму скота "Степское".C 1997 года “Жлобинский мясокомбинат” является открытым акционерным обществом с долей государственной собственности – 39,7%.

В 2004г. проводилась реорганизация ОАО "Жлобинский мясокомбинат" путем присоединения к нему ОАО " Жлобинский комбикормовый завод", сельскохозяйственного производственного кооператива "Степской", ОАО "Центральная компания Жлобинской аграрной финансово- промышленной группы".

В декабре 2004г. было зарегистрировано ОАО "Аграрнофинансово промышленная компания" Жлобинский мясокомбинат" в составе которой действуют филиалы: "Комбикормовый завод", "Общепит", "Торговый дом".

ОАО "АФПК" Жлобинский мясокомбинат" является головным предприятием Жлобинской аграрной финансово- промышленной компании.

Органом управления общества являются: собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция и генеральный директор.

Рассмотрим на примере реорганизации концерна "Белнефтехим"

Первые планы относятся еще к 1995 году. Тогда концерн подготовил проект концепции реформирования всего нефтяного комплекса Беларуси. В рамках его обсуждался вариант создания Белорусской нефтяной компании. Предполагалось, что на начальном этапе будет создана компания со 100-процентным госкапиталом, которой передадут контрольные пакеты акций предприятий нефтедобычи, нефтепродуктообеспечения, трубопроводного транспорта и значительные пакеты предприятий нефтепереработки. Оговаривалось также участие российских компаний в качестве совладельцев Новополоцкого и Мозырского НПЗ.

Для реализации проекта были созданы Белорусский нефтяной торговый дом, Белорусская нефтяная страховая компания, Славнефтебанк, имелись проекты создания собственной финансовой компании и Пенсионного фонда. Таким образом создавались предпосылки для образования на базе этих акционерных обществ государственной холдинговой компании.

Однако реализовать идею не удалось, поскольку чуть позже был наложен запрет на акционирование предприятий нефтедобычи, нефтепродуктообеспечения, трубопроводного транспорта и "Нафтана".

В 1999 году появился проект создания Государственной нефтяной компании. Вертикально интегрированную государственную нефтяную компанию предлагалось создать на базе гомельского "куста" предприятий - ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод", ПО "Белоруснефть", гомельского предприятия транспорта нефти "Дружба" и нефтебаз Гомельской области. Предлагались два варианта создания такой структуры: в форме открытого акционерного общества и госкомпании, но А. Лукашенко дал указание сохранить имущество компании в госсобственности.

Однако спустя некоторое время о создании южного "куста" все забыли.

Позже "Белнефтехим" предложил создать республиканское унитарное предприятие (РУП) на базе гомельского и новополоцкого нефтепроводов "Дружба", ПО "Белоруснефть" и 38 нефтебаз. Была поставлена цель - сконцентрировать финансовые ресурсы, чтобы вкладывать в наиболее перспективные с точки зрения "Белнефтехима" проекты. Но, опять же, эта идея не была реализована.

В 2002 году обсуждался вопрос создания на базе концерна "Белнефтехим" финансово-промышленной группы. Протокол поручений был подписан А. Лукашенко, а ФПГ должна была заработать с 1 января 2003 года.

Сторонники этого проекта аргументировали необходимость его реализации тем, что без этого в условиях жесткой конкуренции развиваться отечественному нефтехимическому комплексу будет очень сложно. Предполагалось, что создание такого ФПГ на базе концерна позволит обеспечить замкнутый цикл производства и тем самым поможет укрепить экономическое положение предприятий, входящих в новую структуру.

За последние 2-3 года подходы по созданию нефтяной компании поменялись уже несколько раз.

В 2004 году в Белорусскую нефтяную компанию концерн "Белнефтехим" предложил включить ПО "Белоруснефть", Белорусский нефтяной торговый дом - дочернее предприятие "Белнефтехима", а также предприятия нефтепродуктообеспечения страны.

Однако окончательный проект выглядел несколько иначе. Правительство Беларуси постановлением от 14 сентября 2004 года приняло решение о преобразовании РУП "ПО "Белоруснефть" путем присоединения 6 областных предприятий нефтепродуктообеспечения, а также РУП "Оргнефтехим" и "Нефтехимпроект". На новую компанию возложены функции поставок нефти в Беларусь, а также обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами, в том числе и предприятий АПК.

Эффективность весьма важно рассматривать не только как результат переработки поступающих в систему ресурсов в конечный продукт (хотя это в действительности так и происходит), но и как процесс, имеющий множество внешних воздействий. В приложении А, эффективность показана с точки зрения системного подхода. Здесь видно, что на эффективность влияют многочисленные факторы, действующие как во внешней среде, так и в процессе преобразований в системе. Поскольку все эти факторы влияют и друг на друга, то можно сказать, что ясных, абсолютных путей к повышению эффективности не существует. Многие попытки повышения эффективности провалились именно потому, что руководители не предвидели возможных результатов предпринятых ими усилий. Модель, представленная в данном разделе, указывает пути повышения эффективности. Один из этих путей связан с зависимостью между качеством и эффективностью.

В настоящее время жизненно важное значение для устойчивого роста эффективности имеет перспективное планирование, поскольку для эффективности вполне типичны временные падения по причинам, не связанным с эффективностью реализуемых программ ее повышения.

Необходимость учета долгосрочной перспективы пронизывает весь процесс планирования сверху донизу. Перспективные долговременные стратегические планы необходимо всесторонне подкреплять краткосрочными планами, целями подразделений организации и даже правилами и нормами, принятыми в организации.

Формализованное планирование эффективности прослеживается во всем процессе управления. Оно мотивирует людей на такую работу, которая способствует росту эффективности, разъясняя, чего же добивается организация, и закладывает базис для того, чтобы увязать вознаграждение за труд с его эффективностью. Естественно, что планы по развитию эффективности одновременно являются и основой для контроля за ней.

Наши рекомендации