Методы оценки качества продукции, их достоинства и недостатки.
Метод товарной экспертизы – это способ достижения конечных результатов экспертной оценки товара.
Измерительный метод – определение действительных занчений показателей качества с помощью технических устройств. Предназначены для определения физико-химических и микробиологических показателей.
Достоинства:
- объективность оценки
- выражение результатов в общепринятых единицах измерения
- сопоставимость и воспроизводимость результатов
Недостатки:
- высокие затраты на проведение
- необходимость использования оборудованных испытательных лабораторий, оборудования, высококвалифицированного персонала
Измерительные методы подразделяются на подгруппы, виды и разновидности по следующим признакам:
1. по хронологическому признаку и чувствительности:
классические
современные
2. по времени получения результатов:
долгосрочные
экспресс методы
3. по принципам метода:
физические
химические
физико-химические
биохимические
биологические
микробиологические
Классические методы разработаны в XVII-XX веках и в настоящее время не утратили своей значимости (метод высушивания до постоянной массы при определениии влажности, ферриционидный определения содержания сахаров и др.). Здесь преобладает разрушительные опереции, длительная подготовка, невысокая чувствительность.
Современные методы отличаются высокой чувствительностью, однако они более дорогостоящи:
· хромотографический,
· спектральный,
· фотоэлекторометрический,
· потенциометрический,
· рефрактометрический,
· реологический,
· микроскопирование
Хромотографическийоснован на разделении сложной смеси веществ на компоненты с помощью сорбционных методов в динамических условиях и применяется для качественного и количественного определения веществ в пробах товара. Разновидности: газовая, жидкостная хроматография. Используется для определения содержания аминокислот, углеводов, ароматических, красящих веществ, витаминов и т.д.
Спектральныйметод основан на измерении пропускания или поглощения света определенной длины волны различными веществами. Эмиссионная спектроскопия исследует излучательную способность вещества, абсорбционная - поглотительную. Используются спектрофотометры. Определяют степень окисленности жира, наличие пектиновых, красящих, фенольных веществ и т.д.
Фотоэлектроколориметрическийметод основан на избирательном поглощении света анализируемым веществом. Применяются фотоэлектроколориметры. Широко применяется для определения концентрации окрашенных растворов, неокрашенные исследовать нельзя.
Потенциометрическийметод основан на определении потенциала между электродом насыщенным водородом и жидкостью, содержащей водородные ионы. Измеряют pH при определении активной кислотности соков, вин, плодов, овощей и т.д. Измеряют потенциометрами.
Рефрактометрическийметод основан на измерении показателя преломления света при прохождении его через жидкий образец, который наносится на нижнюю призму рефрактометра. Выявляют концентрацию сухих веществ, сахаров, жира в пищевых продуктах.
Реологическийметод основан на измерении деформации различных веществ и материалов. Предназначен для определения структурно-механических свойств товара (упругость, вязкость, прочность, эластичность), которые характеризуют в пищевых продуктах консистенцию. Определяют вязкость фарша, твердость плодов и овощей и т.д. Результаты выражаются графически в виде кривых генетики деформации. Измеряют пластомерами, вискозиметрами, динамометрами.
Микроскопия – использование микроскопов. Применяют как обычные так и электронные микроскопы. Предназначен для определения строения тканей, клеток, видового и количественного состава микроорганизмов, определение вида крахмальных зерен, микроструктуры товаров, наличие примесей и т.д.
Эти методы по принципу достижения конечных результатов относятся к физическим или физико-химическим. Химическим методами являются, например, определение титруемой кислотности (кислотного числа), йодного и перекисного числа, числа омыления и др. Эти методы основаны только на химическом изменении препарата с помощью воздействия на него определенными веществами.
Биохимические методы основаны на совмещении действия биологических и химических факторов, например, при молочно-кислом, спиртовом и других видах брожения. Здесь применяются в основном определенные штаммы микроорганизмов.
Биологические методы основаны на специфическом действии некоторых веществ на живые организмы. Таким методом можно определять, например, наличие бутулинистического токсина в консервах, давая такой препарат подопытным животным (белым мышам). Эти методы в настоящее время применяются редко.
Микробиологические методы основаны на способности микроорганизмов определенных видов, рас и штаммов развиваться только при наличии определенных условий или веществ. Например, аэробные и анаэробные микроорганизмы.
Регистрационный –наблюдение и подсчет числа объектов, выбранных по определенному признаку, в качестве которых могут быть выбраны конкретные дефекты, градации товаров, их наименование, вид, сорт и т.д.
Органолептический метод – метод определения значений показаетлей качества с помощью органов чувств:
1. визуальный – восприятие внешнего вида и цвета с помощью органов зрения
2. осязательный – восприятие консистенции или состояния поверхности с помощью тактильных ощущений
3. обонятельный – восприятие запахов с помощью рецепторов обоняния
4. аудиометод – восприятие звуков органами слуха
5. вкусовой – восприятие вкуса вкусовыми рецепторами
Достоинства:
- доступность
- быстрота
- ненужность дорогостоящего оборудования
Недостатки:
- субъективность оценки
- выражение результатов в безразмерных показателях
- несопоставимость и невоспроизводимость результатов
Экспертные методы –проводятся группой экспертов в условиях неопределенности и риска, которые применяются в случае, когда другие методы неприемлемы или не экономичны.
1. метод группового опроса основан на проведении опроса группы экспертов с последующем анализом и обработкой полученной от них информации – метод Дельфы, метод ПАТТЕРН, комбинированный метод
2. матиматико-статистические методы – ранжирование, метод непосредственной оценки, метод последовательных предпочтений, метод парных сравнений
3. экспертная оценка показателей – метод главных точек, экспресс-метод, метод движения по уровням, определение коэффициента весомости
Достоинства:
- они позволяют принимать решения когда объективные методы неприемлемы
- воспроизводимость экспертных методов, т.е. при оценке квалифицированными экспертами они дают достаточно точный результат (погрешность 5-10%)
Недостатки:
- субъективизм, который проявляется вследствие того, что оценка проводится каждым экспертом индивидуально
- ограниченность применения вследствие субъективизма, поэтому экспертные методы применяют в тех случаях, когда поставленные цели не могут быть решены иными методами или альтернативные методы дают менее точный результат
- высокие затраты, т.к. при проведении экспертизы эксперты должны быть высококвалифицированными, что требует затрат на обучение и аттестацию.
Органолептическая оценка может дать неполные, а иногда и случайные сведения, в таком случае применяются экспертные методы.
Экспертные методы основаны на принятии решений, базой для которых служат знания и опыт, накопленный экспертами в конкретной области в прошлом. Сферой применения экспертных методов является:
1. оценка качества товаров
2. исследование операций технологического цикла
3. принятие управленческих решений
4. прогнозирование
5. продвижение и спроса товаров на рынке
Методы группового опроса: преимущество групповой экспертной оценки заключается в возможности разностороннего анализа всех проблем определения качества товаров. Взаимодействие между экспертами позволяет значительно увеличить объем суммарной информации. При этом меньше вероятность принятия в качестве основных факторов и показателей не имеющих существенного значения для решения проблемы. Кроме того, коллективная ответственность позволяет специалистам принимать более рискованные решения.
Недостатки:
-трудность в принятии согласованной оценки
- получение неодинаковых ответов на один и тот же вопрос с большим разбросом мнений из-за разной компетентности экспертов
- большее количество неверной информации у группы чем у отдельного эксперта может привести к ошибкам в конечных результатах
- отдельные эксперты в силу неуверенности или других причин могут соглашаться с мнением большинства.
Метод Дельфы – эксперты работают индивидуально, заполняя анкеты; проводится несколько туров (до 4), благодаря этому повышается объективность оценки. Данные каждого тура довалятся до сведения экспертов, выявляются преобладающие мнения и формируются групповые мнения.
Метод ПАТТЕРН – метод основан на построении иерархической структуры: берется основная проблема, подразделяется на вторичные, они в свою очередь подразделяются и образуется иерархическая структура до элементарных задач. Определяются коэффициенты весомости каждой задачи относительно основной. Открытое обсуждение, а потом обработка данных на ЭВМ.
Комбинированный метод – это сочетание индивидуального и группового опроса. Также формируется экспертная и рабочая группа, но вначале проводится индивидуальная оценка, а потом групповая.
Математико-статистические методы обработки экспертных оценок - предназначены для повышения достоверности результатов оценки качества. Включают:
1. ранжирование – расположение объектов в возрастающем или убывающем порядке
2. метод парных сравнений
3. метод последовательных предпочтений – сравнение одного компонента с последующими для выявления его важности
4. метод непосредственной оценки – признак разбивается на интервалы и каждая часть оценивается в баллах
Методы экспертной оценки показателей качества – предназначены для определения значения показателей расчетным путем в случаях, когда измерительные методы неприменимы иди не экономичны. Проводят анкетирование в несколько туров, голосованием определяют максимальное, среднее и минимальное значение показателя и на основе этих данных строят график. В заключении проводится обсуждение полученных результатов, их обработка и анализ.
79. Влияние сырья и технологических факторов на формирование качества обуви. Последствия продажи обуви ненадлежащего качества в свете закона "О защите прав потребителя"
Формирование потребительских свойств и ассортимента обуви зависит прежде всего от развития сырьевой базы отрасли, научно-технического прогресса и культуры производства, роста благосостояния и культуры людей, тенденций изменения моды, климатических условий, сезонности, национальных особенностей, характера занятости населения и других факторов.
Основными материалами для изготовления кожаной обуви являются кожи натуральные, искусственные и синтетические, текстильные материалы (ткани, нетканые материалы, трикотажные полотна), пластмассы.
Вспомогательными служат крепежные материалы (нитки, гвозди, клей), обувная фурнитура (крючки, блочки, пряжки и др.), отделочные материалы и др.
Процесс производства кожаной обуви является одним из основных факторов формирования ее потребительских свойств и ассортимента. Он состоит из проектирования моделей, раскроя материалов, пошива и отделки обуви. Разработка, расширение и обновление ассортимента обуви обеспечиваются главным образом на стадии ее проектирования; формирование же качества происходит на всех этапах производства, а также в процессе стандартизации.
Проектирование (моделирование и конструирование) обуви заключается в разработке ее моделей на утвержденную форму затяжной колодки среднего размера и полноты, изготовлении рабочих чертежей и шаблонов деталей, по которым раскраивают обувные материалы.
Раскрой материалов производят после их подсортировки по однородности размеров и свойств в производственные партии. Натуральные кожи для верха и низа обуви раскраивают с помощью металлических шаблонов (резаков) на штамповочных прессах, искусственные кожи и текстильные материалы - в настилах электрическими машинами с ленточными ножами. Размещение шаблонов во многом определяет качество обуви: необходимо, чтобы тягучесть деталей вдоль обуви была минимальной; наиболее ответственные детали выкраивают из чепрачных участков кож и т.д.
При пошиве обуви предварительно обрабатывают выкроенные детали (утонение краев деталей для их загибки, шлифование подошв и формование губы стелек у обуви рантового метода крепления и др.), собирают заготовки верха путем соединения скомплектованных деталей и выполняют декоративную отделку согласно модели обуви, формуют верх обуви путем затяжки собранной заготовки верха (пакета наружных, внутренних и промежуточных деталей) на колодку и прикрепляют детали низа обуви к заготовке.
Декоративная отделка заготовок верха определяет как внешний вид обуви, так и сложность ее модели. Основными видами отделки являются следующие: ажурная строчка; перфорация - мелкие отверстия, расположенные в определенном порядке; просечка - более крупные отверстия различной формы; отсечка - фигурные вырезы краев настрачиваемых деталей; б и з и к - застроченный между верхом и подкладкой рельефно выступающий шнур, бейка -нашивка или окантовка деталей полоской кожи другого цвета или материала; кант - вшивание цветных полосок кожи по краю или шву на стыках двух деталей; продержка - прокладка в прорези деталей ленточек из кожи или ткани, образующих пунктирные линии; горячее тиснение; накладки - фигуры из кожи, нашитые или вставленные в деталь; банты; пряжки из кожи и других материалов; клипсы; отделка фурнитурой, мехом; шелкотрафаретная печать; ранты декоративные и фигурные; граненые каблуки и носки и др.
Методы крепления низа обуви в зависимости от вида крепежного материала подразделяют на винтово-гвоздевые (гвоздевой, винтовой), химические (клеевой, горячей вулканизации, литьевой), ниточные (прошивной, сандальный, доппельный, рантовый и рантопрошивнои, парко, выворотный, бортовой) и комбинированные (рантоклеевой, доппельно-клеевой, строчечно-клеевой и др.).
Отделка обуви завершает технологический процесс и предназначена для облагораживания обуви и устранения мелких дефектов. При отделке низа обуви обрабатывают урез и ходовую поверхность подошвы, каблука и набойки (фрезерование, шлифование), полученных вырубкой из пластин, а затем урез окрашивают восковыми и другими красками и полируют. Отделка верха состоит из ручных операций по чистке обуви (удаление пыли, остатков клея, следов краски), заделке дефектов (царапин, осыпания краски), утюжке (разглаживание складок, морщин), покрытию обуви аппретурой и нанесению теневых эффектов.