Калькулирование как способ группировки затрат, их измерение и определение себестоимости

Калькулирование – способы группировки затрат и определения себестоимости всего объема товарной продукции и ее отдельных видов по статьям расходов, производственной и полной.

Калькулирование должны осуществлять все предприятия, независимо от их организационно-правовых форм и видов себестоимости.

Для планирования и учета расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), группируют по статьям калькулирования.

Такая группировка отражает состав расходов в зависимости от:

- Их направления (на производство и обслуживание)

- Места возникновения (основное производство или вспомагательные службы)

Группировка расходов по статьям калькулирования используется при определении себестоимости отдельных видов товаров (работ, услуг), при оценке степени влияния отдельных элементов на ее формирование и разработку плана организационно-технических мероприятий по ее развитию.

Перечень статей затрат, их состав и методы распределены по видам продукции (работ, услуг) определения отраслевыми методическими рекомендациями по вопросу планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера, структуры производства.

В качестве примерной калькуляции можно привести следующие статьи затрат:

- Сырье и материалы

- Возвратные отходы (вычитаются)

- Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий

- Топливо на технологические цели

- Энергия на технологические цели

- Основная и дополнительная зарплата производственных рабочих

- Отчисления на социальные нужды

- Расходы на подготовку и освоение производства

- Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

- Общецеховые расходы

Итого: цеховая себестоимость продукции

- Общезаводские расходы

- Потери от брака (только в отчетных калькуляциях)

- Прочие производственные расходы

Итого: производственная себестоимость продукции

- Внепроизводственные расходы

Всего: полная себестоимость продукции

Планирование на предприятии

1. Классификация видов планирования и система планов предприятия

Планирование классифицируется следующим образом:

1) по степени охвата;

2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);

3) по объекту планирования;

4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);

5) по охвату;

6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

7) по степени жесткости и гибкости.

Принципы планирования:

1) полнота;

2) детализация;

3) точность;

4) простота и ясность;

5) непрерывность;

6) эластичность и гибкость;

7) выравнивание;

8) экономичность.

Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.

Для осуществления процесса планирования необходимо определить:

1) объект планирования;

2) субъект планирования;

3) период планирования;

4) средства планирования;

5) методику планирования;

6) согласование планов.

Принадлежность того или иного плана к определенному виду зависит от того, к какому циклу управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл:

анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.

В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.

2. Методы планирования

К основным методам планирования относятся:

- балансовый

- опытно-статистический

- нормативный

- экономико-математический

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета.

Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности.

С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.

Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток – плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом.

Нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин.

Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов.

Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др.

Экономико-математические методы и модели. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных.

3. Сущность, функции и задачи бизнес-плана

Бизнес-планы могут разрабатываться применительно к отдельным крупным операциям или распространяться на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность компании. В последнем случае составляется бизнес-план предприя­тия, фирмы на один-два года.

Следует также иметь в виду, что бизнес-план создается не только как описа­ние плана действий, но и как визитная карточка фирмы, предъявляемая обычно в целях получения кредита и в других ответственных случаях.

Общей целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Наличие четко сформулированной цели позволяет характеризовать бизнес-план как целевой или программный.

Никто не заставляет предпринимателя составлять, согласовывать или утверждать план сделки или план действий фирмы. Другое дело, что при наличии бизнес-плана он скорее найдет компаньонов и убедит их принять участие в сдел­ке, получит кредиты, завоюет определенную репутацию на рынке.

Целями бизнес-плана могут быть:

· получение кредитов или привлечение инвестиций;

· прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

· определение степени реальности достижения намеченных результатов;

· доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создание новой;

· оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

· убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.

· безопасность управления – обеспечения информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

· контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной корректировки;

· документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

В настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является чаще всего привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров, создание новых рыночных продуктов, инновационных технологий.

В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:

· уточняются правовые аспекты, нормативы ограничений, требования муниципальных органов;

· приводиться анализ исходных материалов – ситуационного плана, показателей технического состояния бизнеса, социальных условий и демографического состава населения и др.;

· рассматриваются размеры возможных потерь, связанных с организацией и развитием данного бизнеса, компенсационными выплатами, а также упущенной выгодой при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими структурами;

· формируется инвестиционная программа проектного предложения нового бизнеса с анализом возможных вариантов;

· определяются формы и условия реализации проектного предложения.

4. Сущность и этапы стратегического планирования

Стратегическое планирование – это основа стратегического управления предприятием, установление направлений деятельности организации на определенные отрезки времени (чаще всего от года до 10 лет).

В 70-90-х гг. ХХ в. многие организации выбрали путь децентрализации управления и внутрихозяйственного планирования. В ведении руководства компаний осталось планирование научно-технической (исследования, разработка новых поколений техники и базовых технологий) и финансовой политики (инвестиции, кредиты, выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в значительных размерах).

Стратегическое планирование на макроуровнезанимается прогнозированием структурных сдвигов и основных пропорций в экономике страны в целом или крупного ее региона.

Стратегическое планирование на микроуровне – разработка научно-технического уровня производства и конкурентоспособности фирмы в целом, оценка инвестиций, их окупаемости, прибыли и ее распределения, а также оценка процесса производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых продуктов и услуг.

Основная цель планирования – согласование различных направлений развития фирмы в заранее установленные отрезки времени.

Выполнение плана – средство эффективной организации работы организации. План должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Эффективность работы подразделений оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100 изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и прибыли (по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги и т. д.).

Состав стратегического плана:

1) долгосрочный прогноз на 6-15 лет(обоснованное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии, производстве и их социально-экономических последствиях);

2) план развития на 3–5 лет с разбивкой по годам;

3) целевые программы решения важнейших проблем.

Структура стратегического 5-летнего плана.

1. Цели развития организации.

2. Инвестиции и обновление производства.

3. Направления улучшения использования ресурсов.

4. Совершенствование управления.

5. Проблемы повышения конкурентоспособности организации и пути их решения.

6. Распределение ресурсов между структурными единицами фирмы и стратегическими проектами организации.

7. Перспективные ориентиры фирмы и задания ее структурным единицам по эффективности производства.

Этапы стратегического планирования на предприятии.

1. Прогноз развития организации на основе маркетинговых исследований и оценки ее конкурентоспособности.

2. Раскрытие основных проблем, удерживающих улучшение рыночных позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка вероятных последствий того или иного выбора.

3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и соответствующие нормативные показатели.

4. Целевые программы по стратегическим областям хозяйствования.

Планирование производственной программы

Основным критерием планированияпроизводственной программы являетсяполучение максимально возможной прибыли, что достигается путем оптимизации производственных заданий. Этот процесс начинается с анализа результатов работы в текущем (базовом) году. Отчетные данные анализируются и сопоставляются с показателями годового плана по производству и реализации продукции, цене, качеству и ассортименту продукции. Далее на основе показателей производственных мощностей определяется несколько вариантов укрупненных показателей объемов и структуры производства. Такие варианты желательно формировать исходя из различных перспективных стратегий развития– перепрофилирующей, модернизирующей, стабилизирующей. По каждому из этих вариантов в первую очередь анализируются возможности продаж, далее – уровень цен и обеспеченности производственных процессов материально-техническими ресурсами. Если анализ дает отрицательный результат, то необходимо осуществить корректировки показателей производственной программы и повторить процедуры указанного анализа. При положительном результате анализа необходимо рассчитать основные объемные показатели плана и вновь проанализировать, но уже на предмет улучшения рассматриваемых вариантов производственных программ.

Выбор лучшего вариантаиз нескольких может быть сделан на основе показателя совокупных доходов или прибылей, получаемых предприятием за весь рассматриваемый календарный период. Этот вариант в основных укрупненных показателях служит основой формирования годового плана по всем его разделам. На этом этапе расчетов состав основных показателей производственной программы расширяется и разукрупняется.

Производственная программа включаетв себя показатели объема производства продукции в стоимостном и натуральном выражении (исходя из расчетов мощностей), ее номенклатуры и ассортимента, качества и сроков производства. С ней связаны расчеты всех других разделов плана: себестоимости и прибыли, труда и кадров, науки и техники, снабжения и сбыта, капитальных вложений. Натуральные показателиобъема производства (штуки, тонны, метры) используются для определения потребности в ресурсах, но применимы только для однородной продукции. Условно-натуральныеизмерители позволяют привести все виды выпускаемого продукта к одному виду, принятому за базу. Для этого чаще всего используют переводные коэффициенты, рассчитанные исходя из соотношения трудоемкости базовых и приводимых к базовым видам продукции. Трудовыеизмерители (нормочасы рабочего времени) применяются в основном во внутрипроизводственном планировании. Наиболее распространен такой показатель, как трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление единицы продукта, рассчитываемые в нормочасах. Показатель трудоемкостипроизводственной программы из-за его возможности снижаться через определенный промежуток времени не пригоден для оценки производства в динамике и поэтому чаще всего используется во вспомогательных расчетах.

Планирование численности персонала

Основная цель – определение количественной и качественной потребности в персонале для обеспечения имеющейся в настоящий момент и будущей производительности предприятия.

Конкретное определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников по их квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.

Потребность в персонале подвергается влиянию внешних и внутренних по отношению к организации факторов.


Калькулирование как способ группировки затрат, их измерение и определение себестоимости - student2.ru

Как отмечает Р. Марр, определение потребности в персонале может вызывать создание и усиление «конфликтных потенциалов», в тех случаях, когда:

– определение потребности в персонале ведет к результатам, ущемляющим интересы отдельных сотрудников (например, увольнения);

– при определении количественной потребности в персонале обнаруживается, что сотрудников либо слишком мало, либо слишком много. В первом случае возникает необходимость в сверхурочных, приводящих к перегрузкам сотрудников и вызывающих у них чувство недовольства. Во втором случае возникает угроза конфликтов с финансовыми службами, если выявляются непроизводительные затраты, вызванные неправильным определением потребности в персонале;

– результаты определения потребности в персонале либо не доводятся до сведения сотрудников, либо не вызывают у них доверия, например на основании прошлого негативного опыта;

– определение потребности в персонале служит инструментом создания или наращивания властных потенциалов в организации, в частности посредством выявления высокой потребности в персонале, поскольку численность сотрудников считается показателем важности соответствующего подразделения в организации. Конфликты возникают при этом в подразделениях, где считается, что их персональные ресурсы слишком малы.

В то же время безошибочное определение потребности в персонале служит предпосылкой того, что сотрудники будут находиться в распоряжении организации в соответствии с ее количественными, качественными, временными и территориальными потребностями, и устраняет, таким образом, конфликты, которые могли бы возникнуть из-за дисбалансов в вышеперечисленных областях.

Финансы

Наши рекомендации