Цивилизация как этап развития человеческого общества

Цивилизация – многозначное понятие, приобретающее многообразные оттенки в различных контекстах. Здесь мы рассмотрим собственно социологические подходы.

1) Американский антрополог Л.Г. Морган подразделял всю историю человечества (любого общества) на три этапа:

Дикость– своеобразное “детство человеческого рода”. Этот этап делится на три ступени – низшая, средняя и высшая. Каждая из последующих ступеней короче по продолжительности в сравнении с предыдущей.

Варварство, которое также делится на три ступени по тому же принципу. При этом низшая ступень повсеместно начинается с возникновения и развития гончарного искусства, а высшая – освоением технологии производства металлов и изделий из них, а также строительства и архитектуры.

Цивилизация приходит на смену варварству после изобретения и введения в постоянное пользование письменности.

Можно попытаться сопоставить формационный подход с концепцией Моргана и убедиться, что они нисколько не противоречат друг другу. Давайте примем общую продолжительность развития человеческого общества как такового за 100 тысяч лет. Тогда, двигаясь от настоящего времени в прошлое, мы получим следующее соотношение периодов времени, приходящихся на различные общественно-экономические формации. Капитализм окончательно оформился как господствующий способ производства примерно четверть тысячелетия назад (1764 год). Феодализм имеет своим стартовым пунктом год Рождества Христова (в форме широкого распространения идеологии, признающей людьми всех человеческих существ, включая рабов), стало быть, длительность господства этой формации – менее двух тысяч лет. Если мы будем брать за точку отсчета рабства начало цивилизации в моргановском смысле, то придется вспомнить, что возраст древнейших памятников письменности оценивают в 6-7 тысяч лет до н.э. Таким образом, около 90 тысяч лет приходится на первобытнообщинную формацию. Сопоставление аргументов Моргана и доводов марксистского подхода позволяет сопоставить их в том виде, как это представлено на рис.5.1.

Главная тенденция, которую можно увидеть из рис.5.1, каждый последующий период протекал быстрее, и главное – приводил к более значительным социальным изменениям в сравнении с предыдущими периодами. Здесь проявляется закон ускорения истории:

На каждую последующую историческую стадию уходит меньше времени, нежели на предыдущую, однако на каждой последующей стадии объем социальных изменений (не только в количественном, но и главное – в качественном смысле) оказывается больше и сильнее, нежели на предыдущей ступени общественного развития.

Цивилизация как этап развития человеческого общества - student2.ru

Временнáя шкала развития человеческого общества.

Р – рабовладельческая, Ф – феодальная, К – капиталистическая формации

Используемые на этом рисунке понятия примитивного, традиционного, индустриального и постиндустриального обществ будут подробно рассмотрены ниже.

2) Концепции локальных цивилизаций.

Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа” (1869 г.) предложил рассматривать и анализировать процесс истории человеческого общества по аналогии с “естественной историей”. При этом “естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития”.

Эту идею плодотворно развивал немецкий философ Освальд Шпенглер. Он утверждал, что любая “локальная культура” может развиться со всеми ее характерными чертами лишь на почве строго ограниченной географической местности, к которой она остается привязанной наподобие растения; ее нельзя пересадить в другую почву – в результате такой трансплантации она неминуемо погибнет или утратит свои характерные особенности. Время жизни любой цивилизации, утверждал Шпенглер, подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Первые две фазы составляют восходящий этап, вторая – вершину, две последних образуют нисходящий этап.

 
  Цивилизация как этап развития человеческого общества - student2.ru

Цивилизация как этап развития человеческого общества - student2.ru

Идеи Данилевского и Шпенглера развил и эмпирически обосновал английский историк Арнольд Тойнби. Опираясь на самые последние и полные достижения исторической и археологической науки, он выделяет более двух десятков цивилизаций, сложившихся на протяжении человеческой истории. Причем, сохранилось из них до настоящего времени лишь 8: западная, византийско-ортодоксальная, русско-ортодоксальная, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская. В качестве основного стимула развития любой цивилизации А.Тойнби рассматривает действие введенного им самим закона Вызова-и-Ответа. Рост и прогресс цивилизации оценивается, во-первых, по возрастанию власти над окружающей природной средой, повышению степени независимости от ее изменчивости и капризов, во-вторых, по усилению власти над человеческим окружением.

3) Циклическая теория П. Сорокина.

Цивилизация (суперсистема), по Питириму Сорокину, представляет собою этап в развитии человеческого общества, в основе которого лежит определенный тип мировоззрения, присущий не какому-то отдельному человеку, классу или социальной группе, а господствующий в данный период в сознании огромных масс людей, общества в целом. Мировоззрение же есть не что иное, как сложившаяся система ценностей. Таких суперсистем, пронизанных тем или иным типом мировоззрения, Сорокин выделяет три:

(1) Религиозное мировоззрение, связанное с идеациональной суперсистемой.

(2) Сенситивная суперкультура, связанная, напротив, с доминантой материалистического мироощущения.

(3) Идеалистическая суперкультура, являющая собою состояние перехода от идеациональной суперкультуры к сенситивной, либо наоборот – от сенситивной к идеациональной.

Наши рекомендации