Теория общественно-экономических формаций

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

ПЛАН

1. Теория общественно-экономических формаций

2. Цивилизация как этап развития человеческого общества

3. Эволюционный и революционный пути социального развития

4. Глобальные революции и социальный прогресс

5. Типология обществ

Эволюционный и революционный пути социального развития

Эволюционистская традиция в социологии

Начало ее связано с именами А. Сен-Симона, О. Конта, Г. Спенсера.

Одна из наиболее влиятельных теорий – социал-дарвинизм. Суть сводится к двум основным положениям:

(1) В развитии обществ существуют мощные и практически непреодолимые силы, подобные силам, действующим в живой и неживой природе.

(2) Сущность этих социальных сил такова, что они продуцируют эволюционный процесс (в направлении прогресса) через естественную конкурентную борьбу между социальными группами.

Наиболее приспособленные и удачливые группы и общества, выигрывая такого рода борьбу, дают жизнь новым поколениям, обладающим более сильными адаптивными свойствами, и тем самым повышают общий уровень эволюции общества, что выражается в выживании наиболее приспособленных.

Процесс эволюции по Спенсеру состоит из двух взаимосвязанных процессов:

(1) дифференциации – постоянно возникающей неоднородности и нарастающего разнообразия структур внутри любых систем;

(2) интеграции – объединения этих расходящихся частей в новые, все более сложные целостности.

Критики эволюционистских теорий: социальную эволюцию невозможно прямо калькировать с биологической (не говоря уже о процессах, идущих в неорганической природе). В природе эволюционный отбор является слепой, стихийной силой, а общество состоит из людей, обладающих высшей нервной деятельностью и развитым опережающим отражением (а, следовательно, целеполаганием), отбор социальных изменений производится в значительной степени самой социальной средой.

Более поздние социологи рассматривали общество как саморегулируемый организм, потребности которого удовлетворяются определенными социальными институтами. А поскольку индивиды приспосабливают свое поведение к требованиями институтов, сложившихся в этом обществе, они постепенно приобретают наследственную предрасположенность к определенным типам социального поведения. В чем-то этот процесс схож с естественным отбором – в том смысле, что “полезные” обычаи и правила поведения помогают обществу выжить и более эффективно функционировать.

Среди сторонников социального эволюционизма имели место также дискуссии по поводу того, какие из факторов сильнее влияют на процесс эволюции: внутренние или внешние. Сторонники первой, или эндогенной, концепции считали, что развитие общества объясняется исключительно (или главным образом) решением для данного общества проблем внутреннего происхождения. Таким образом, социальная эволюция, во многом уподоблялась органической эволюции и шла по тем же стадиям – отбор наиболее приспособленных, передача по наследству качеств, помогающих выжить и адаптироваться, закрепление их в последующих поколениях и т.д.

Приверженцы второй, экзогенной, теории, напротив, утверждали, что основу общественного развития составляют процессы заимствования полезных обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие. Появилось даже особое течение – диффузионизм (от лат. diffusio – просачивание). В центре его внимания находились, прежде всего, каналы, по которым эти внешние влияния могли проникать, передаваться, внедряться в данное общество. Среди таких каналов рассматривались завоевания, торговля, миграция, колонизация, добровольное подражание и т.п. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других – как более древних, так и современных им. Этот процесс взаимопроникновения и взаимовлияния в социологии называют аккультурацией. Обычно он проявляется в виде восприятия одной из культур (как правило, менее развитой, хотя иногда случается и наоборот) элементов другой.

Глобальные революции

Глобальные революции – коренные перевороты в характере производительных сил. Главные характеристики:

(1) их развитие не знает национальных границ, протекает в различных обществах, локализованных в разных концах планеты, примерно по одинаковым законам и с одинаковыми последствиями;

(2) эти следствия сказываются не только на жизни самого человечества, но и его природного окружения;

(3) каждая из этих революций ведет к переходу данного общества в качественно иное состояние.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Информационная Ý революция
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Индустриальная Ý революция
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Аграрная Ý революция
ПРИМИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО

Аграрная революция. Суть ее состоит в переходе общества от добывания жизненных средств из природы к производству этих средств – в массовом масштабе. Эта революция, по словам Ф. Энгельса, “на востоке начинается с приручения домашних животных, на западе – с возделывания съедобных растений”. Последовательно развиваются две главных отрасли сельского хозяйства – животноводство и земледелие. Благодаря этим поистине историческим сдвигам в технологии человек становится единственным на планете живым существом, которое начинает в какой-то степени выходить из рабского подчинения окружающей природной среде и перестает всецело зависеть от превратностей и случайностей собирательства, охоты и рыбной ловли. Важнейший результат – появление возможности производства прибавочного продукта, возможности накопления некоторых излишков впрок и одновременно – начало социального расслоения. Это одновременно означает быстрое развитие и усложнение надстройки, прежде всего институтов государства, образования, науки, существенное изменение брачно-семейного института. В ходе развития аграрной революции последовательно совершенствуются техника и технология, происходит наращивание знаний об окружающей среде. Главные препятствия к увеличению производства:

1) лимит мощностей источников энергии (почти исключительно – мускульная сила человека и животных),

2) независимость (автономность) развития науки и производства.

Индустриальная революция. Начало ее относят к 1764 году, когда были запатентованы два великих изобретения – многоверетенная прялка (Джеймс Харгривс) и паровой двигатель (Джеймс Уатт). Это означало важнейший прорыв того “потолка”, который прочно сдерживал развитие производительности труда в традиционном обществе. Темпы развития индустриальной революции (индустриализация) стремительны и занимают всего одно-два столетия (в отличие от тысячелетий, которые занимала аграрная революция). В период индустриализации (развития индустриальной революции и широкомасштабного внедрения в жизнь ее результатов) отчетливо и выпукло проявляется действие трех важных социально-экономических законов.

Закон экономии времени. К. Маркс формулирует этот закон следующим образом: “...чем больше производительная сила труда, тем меньше рабочее время, необходимое для изготовления известного изделия, тем меньше кристаллизованная в нем масса труда, тем меньше его стоимость. Наоборот, чем меньше производительная сила труда, тем больше рабочее время, необходимое для изготовления изделия, тем больше его стоимость”[1]. Усиление действия закона экономии времени приводит к развитию широкомасштабного массового производства. В результате все более широким слоям населения становится доступным огромный объем таких видов товаров и услуг, о существовании которых прежде не подозревала даже элита. Этот закон проявляет себя не только в невиданном прежде ускорении производства вещей, но также в ускорении транспортировки товаров и людей, в ускорении производства и циркуляции информации, а вместе с этим – в ускорении возрастания совокупного социального интеллекта.

Закон возвышения потребностей. Формулировка В.И. Ленина: “развитие капитализма неизбежно влечет за собой возрастание уровня потребностей всего населения и рабочего пролетариата”[2]. Действие данного закона – прямое следствие развития массового производства. На протяжении жизни одного поколения появляется все больше и больше невиданных и неслыханных прежде видов потребительской продукции (к тому же все более доступных), а главное – они очень быстро превращаются в подлинные предметы первой необходимости. При этом, убеждаясь в удобстве использования все новых и новых, даже не известных их предкам, орудий труда и предметов личного потребления, люди быстро привыкают к ним, и всякое их исчезновение из своей жизни или уменьшение уровня их потребления уже рассматривают как снижение самого уровня жизни. Под действие этого закона подпадают и потребности в получении образования и повышении квалификации.

Закон перемены труда. Этот закон устанавливает связь между техническим и технологическим уровнем производства с одной стороны и уровнем квалификации включенной в производительный процесс рабочей силы – с другой. Более развернуто суть этого закона можно представить в виде следующих основных положений:

1) Интересы прогрессивного развития общественного производства требуют постоянного приведения характера рабочей силы (образовательного, квалификационного, психологического и т.п.) в соответствие с действующим и быстро изменяющимся организационно-технологическим уровнем производства.

2) Это, в свою очередь, обусловливает необходимость постоянной готовности участников производительного процесса к тому, чтобы привести в такое же соответствие свои знания, умения и навыки, как в количественном, так и в качественном (вплоть до смены специальности или даже профессии) отношении.

3) Закон этот объективен, то есть действует вне и независимо от воли людей, от того, чего они хотят или не хотят, осознают или не осознают – со слепой и даже “разрушительной” силой естественного закона. Отменить, уничтожить или хотя бы затормозить его действие не дано никому, его можно и должно лишь учитывать, приспосабливаться к нему. Его сила будет действительно разрушительной до тех пор, пока мы не сумеем раскрыть его механизмы и направить их действие в выгодное для субъекта производственных отношений русло.

4) Закон перемены труда вступает в полную силу на стадии появления крупной промышленности и, по мере развития индустриальной, а затем и информационной революции, заявляет о себе все более мощно. В наибольшей степени характер действия и проявление его зависят, главным образом, от уровня производительных сил, поскольку в нем отражаются именно характер и темпы их развития.

Информационная революция. Человеческая цивилизация обладает сегодня гигантским информационным потенциалом. Люди долгое время не придавали этому значения, не умея отделить главное от второстепенного, не занимаясь поисками результативных способов долговременного хранения, сопоставления, эффективной переработки, анализа и широкого распространения информации. Информационная революция направлена на то, чтобы разрешить глобальное противоречие: с одной стороны, поскольку усилилось действие закона перемены труда, резко повысился спрос на знания; с другой стороны, огромная масса населения даже в развитых странах оказывается просто не в состоянии освоить в требуемом объеме колоссальную массу информации, одновременно все более остро нуждаясь в ней. Можно было бы указать на точку отсчета информационной революции, исходя из следующих соображений. Согласно данным американского исследователя Томаса Стюарта, это был 1991год, когда расходы на приобретение промышленного оборудования в США составили 107 млрд. долл., а на закупку информационной техники — 112 млрд. долл. “Будем считать его первым годом информационного века. С этих пор компании расходуют больше денег на оборудование, необходимое для сбора, обработки, анализа и распространения информации, чем на машины, предназначенные для штамповки, резки, сборки, погрузки и иного рода действий с материальными предметами”[3], – провозглашает Т. Стюарт. Каковы тенденции и перспективы этого, сравнительно недавно возникшего глобального процесса, понять пока довольно затруднительно, поскольку мы находимся внутри этого процесса. А понять и осмыслить гигантские социальные течения можно, лишь удалившись от них на значительные расстояния во времени.

Социальные последствия, общие для всех глобальных революций, можно было бы свести к следующим основным моментам.

(1) Каждая из них вела к резкому, многократному возрастанию производительности человеческого труда в сравнительно короткие (по сравнению с предшествовавшим периодом социально-исторического развития) сроки.

(2) Все они сопровождались огромным ростом материального, вещного богатства общества.

(3) Существенно углублялось разделение труда, возникало множество качественно новых видов профессиональной деятельности и, как результат этого – массовое перемещение самодеятельного населения из традиционных в новые отрасли материального и духовного производства.

(4) В ходе технологических революций многие виды занятий, считавшихся прежде бесплодными и праздными, превращались в наиболее продуктивные и значимые.

(5) В результате этих революций происходили глубокие изменения в образе жизни людей.

(6) Каждая из этих революций вела, в конечном счете, к возникновению нового типа цивилизации.

Типология обществ

Типология обществ, различающихся по уровню своего развития, приведена выше. Переход от одного уровня к другому уровню (или от одного типа общества к другому) проявляется в ряде социальных изменений.

К числу таких социальных изменений при переходе от традиционного общества к индустриальному относится, например, очень быстрый рост численности населения. Он объясняется в концепции демографического перехода, согласно которой падение показателей рождаемости отстает на какой-то период времени от падения показателей смертности.

Теория общественно-экономических формаций - student2.ru

Теория общественно-экономических формаций - student2.ru

Учитывая, что мы имеем дело с четырьмя типами обществ, можно проследить характер социальных изменений, происходящих при переходе от одного типа общества к другому (то есть в результате той или иной глобальной революции), сведя информацию об этом в единую матрицу типологии обществ. Анализ можно вести как по столбцам этой матрицы, так и по строкам ее. В каждом из столбцов сосредоточена сводная характеристика каждого из четырех типов обществ по всем восьми параметрам. Если же мы будем производить анализ, двигаясь последовательно по каждой из восьми строк, то можем проследить какие социальные изменения влечет за собой та или иная социальная революция по данному параметру.

Наиболее крупные социальные изменения, происходящие в важнейших институтах, и служат определяющими параметрами типологии обществ. Таких параметров можно указать восемь, причем суть социальных изменений при переходе от одного типа общества к другому прослеживается по следующим восьми основным параметрам:

Структура занятости

Характер поселений

Уровень и масштабы образования

ГЛОССАРИЙ

вновь введенных терминов и понятий

Демографический переход – период развития общества, характеризуемый резким возрастанием численности и плотности народонаселения и связанный с переходом от одного типа демографической стабильности с высокими показателями рождаемости и смертности к другому – с низкими показателями рождаемости и смертности.

Диффузионизм – течение в эволюционной теории, изучающее каналы, по которым в данное общество проникают социальные влияния извне.

Индустриализация – процесс непрерывного экономического роста, являющегося следствием приложения неодушевленных источников энергии к механизации производства; развитие традиционного общества в индустриальное.

Индустриальное общество – тип экономически развитого общества, обладающий следующими основными характеристиками: (1) создание национальных государств, сплачивающихся вокруг общего языка и культуры; (2) коммерциализация производства и исчезновение экономики пропитания; (3) господство машинного производства и реорганизация производства на фабрике; (4) падение доли рабочего класса, занятого в сельскохозяйственном производстве; (5) урбанизация общества; (6) рост массовой грамотности; (7) предоставление избирательных прав населению и институционализация политики вокруг массовых партий; (8) приложение науки ко всем сферам жизни, особенно к индустриальному производству, и последовательная рационализация социальной жизни.

Информационное общество – см. Постиндустриальное общество.

Конвергенции тезис – утверждение, что процесс индустриализации продуцирует общие и единообразные политические и культурные характеристики в тех обществах, которые до индустриализации могли иметь весьма различающиеся происхождение и социальные структуры.

Логика индустриализации – закономерности социального развития, в соответствии с которых страны и народы, вступившие на путь индустриализации, неизбежно приобретают схожие социальные характеристики.

Модернизация– совокупность социальных изменений во всех социальных институтах, сопровождающих процесс индустриализации.

Общественно-экономическая формация – исторический период развития конкретного общества, на протяжении которого доминирует определенный способ производства.

Постиндустриальное общество – общество, в котором осевой принцип развития образует совокупность накопленных человечеством знаний.

Революция – тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности общества.

Цивилизация – многозначное понятие, обозначающее: а) определенный уровень общественного развития материальной и духовной культуры общества; б) период развития общества, следующий за варварством; в) конкретный культурно-исторический тип развития общества.

Экзогенные факторы эволюции – факторы, объясняющие происхождение эволюционных процессов исключительно (или главным образом) необходимостью решения для данного общества проблем внешнего характера.

Экономика пропитания – тип экономики, характеризуемый следующими моментами: (1) производственная единица, такая, как крестьянская семья, производит продукцию, главным образом, для своего непосредственного потребления; (2) единица в своем потреблении не зависит (или слабо зависит) от рынка; (3) слабая специализация или разделение труда.

Эндогенные теории эволюции – концепции, объясняющие происхождение эволюционных процессов необходимостью решения для данного общества проблем внутреннего характера.

[1] Маркс К. Капитал. Т.1. М.: Политиздат, 1988. С.49.

[2] Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках // Полн. собр. соч. Т.1. С.101-102.

[3] Новая постиндустриальная волна на Западе. С.374.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

ПЛАН

1. Теория общественно-экономических формаций

2. Цивилизация как этап развития человеческого общества

3. Эволюционный и революционный пути социального развития

4. Глобальные революции и социальный прогресс

5. Типология обществ

Теория общественно-экономических формаций

Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – исторически определенный тип общества, основывающийся на определенном способе производства.

Важный момент, позволяющий понять суть перехода от одной ОЭФ к другой, – трудовая теория стоимости, согласно которой весь труд (и индивидуальный, и общественный), и, соответственно, стоимость произведенного продукта включают в себя две части – необходимую и прибавочную. Наличие этих двух компонентов в структуре стоимости производимого продукта, во-первых, определяется уровнем развития производительных сил в данном обществе: чем выше этот уровень, тем выше доля производимого продукта. Во-вторых, само наличие такого деления определяет характер собственности: только при нем возможно существование частной собственности на средства производства.

Теория общественно-экономических формаций - student2.ru

Первобытнообщинная формация. Весь труд является необходимым; прибавочный труд (и соответственно – прибавочная стоимость произведенного продукта) равен нулю. Грубо говоря, это означает, что все, что производится членами общества, потребляется ими самими без остатка, не образуя никаких излишков, а значит, не давая возможности ни делать накоплений, ни производить обменных операций. Частная собственность в таких условиях не может возникнуть, поэтому господствующий тип собственности – общинный.

Теория общественно-экономических формаций - student2.ru

Рабовладельческая формация. Возникновение и развитие ее становится результатом аграрной революции. Господствующий тип собственности – частная; главный объект собственности – люди (рабы).

Теория общественно-экономических формаций - student2.ru

Рабство как социальный институт определяется, прежде всего, в качестве формы собственности, которая дает одной личности право на владение другой личностью. Прибавочный труд (и прибавочная стоимость) здесь уже не равен нулю: раб производит продукцию в объеме, несколько превышающем стоимость собственного пропитания. В то же время с точки зрения эффективности производства при использовании рабского труда всегда возникает целый ряд проблем:

(1) Казарменная рабская система не всегда в состоянии воспроизводить себя сама, и рабов необходимо получать или путем покупки на рынках работорговли, или путем завоевания; поэтому все рабские системы, как правило, имели тенденцию острой нехватки трудовых ресурсов.

(2) Рабы требуют значительного “силового” надзора вследствие угрозы их бунтов.

(3) Рабов трудно заставить выполнять трудовые задания, требующие квалификации, без дополнительных побудительных мотивов.

Феодальная формация. Пять основных характеристик, типичных для наиболее развитых феодальных обществ:

1) отношения типа лорд – вассал;

2) персонифицированная форма правления, которая эффективна в большей степени на местном, нежели на общенациональном уровне;

3) землевладение, основанное на даровании феодальных поместий (феодов) в обмен на службу, прежде всего военную;

4) существование частных армий;

5) определенные права помещиков в отношении крепостных крестьян (арендаторов).

Теория общественно-экономических формаций - student2.ru

Господствующий тип собственности – частная; главный объект собственности – земля (feud).

Капиталистическая формация. Этот тип экономической организации в его чистой форме может быть определен наличием следующих черт:

1) частная собственность и контроль над экономическим инструментом производства, то есть капиталом;

2) приведение в действие экономической активности для получения прибыли;

3) рыночная структура, регулирующая эту активность;

4) присвоение прибыли собственниками капитала;

5) обеспечение трудового процесса рабочими, которые выступают свободными агентами производства.

Теория общественно-экономических формаций - student2.ru Теория общественно-экономических формаций - student2.ru

Господствующий тип собственности – частная; главный объект собственности – капитал.

Марксизм: прогрессивная сущность перехода от одной общественно-экономической формации к другой выражается в повышении степени свободы живого труда.

Коммунистическая формация. В отличие от четырех предшествующих, эту формацию невозможно описать эмпирически, ее не существовало в истории человеческих обществ. Она выводится путем теоретической экстраполяции. Если проследить закономерности тенденций соотношения необходимого и прибавочного продукта, можно придти к выводу о том, что в пятой формации эта пропорция будет выглядеть следующим образом:

Теория общественно-экономических формаций - student2.ru

Это с необходимостью означает, что “пятая формация” должна обладать следующими характеристиками:

1) исчезновение товарного производства (а с ним – и денежных отношений);

2) исчезновение частной собственности (а, следовательно, установление полного господства общественной собственности);

3) исчезновение связи между трудом и его оплатой;

4) отмирание государства.

Наши рекомендации