Проблема эффективности по отношению к общественным товарам многогранна. Как отмечалось ранее, необходимо четко определиться: считать ли, что данный товар должно производить государство. Вопрос возникает не только относительно того, подходит ли под определение общественного тот или иной товар – количество неконкурентных и неисключаемых товаров невелико и государство зачастую производит (если граждане страны требуют этого) товары, у которых отсутствует одна из данных характеристик. И если в отношении первых (характеризующихся неконкурентностью) не возникает особых возражений – все хотят получать бесплатные блага, то появляется вопрос, какое количество товаров второго вида (характеризующихся неисключаемостью) следует производить для того, чтобы это приводило к максимизации эффективности использования ресурсов в экономике. Механизм создания общественных товаров предусматривает исключение «зайцев» через сбор средств со всех членов общества. Это осуществляется через ту или иную систему налогообложения. В каком случае можно считать отказ (принуждение к отказу) от некоторого количества частных товаров в пользу общественных эффективным? Для ответа необходимо рассмотреть такие два фактора, как существование трансакционных издержек в процессе использования товара и искажений, возникающих вследствие влияния величины налогов на потребности общества (и индивидов в частности).
Рассмотрим ситуацию выбора способа и последствий производства какого-либо товара. Если товар будет производиться частным образом, то его производитель будет стремиться компенсировать свои издержки. Впрочем, можно предположить ситуацию, что государство косвенным образом также компенсирует свои издержки. Единственное различие состоит в способе данной компенсации. Государство несет меньшие издержки, состоящие в (зачастую автоматическом) сборе налога, по сравнению с частной фирмой, которой потребуется содержать специальный персонал, осуществляющий сбор платы за пользование благом. В этом случае производство товара государством позволит иметь более низкие издержки обеспечения общественным благом, при этом увеличится величина производства и потребления с QP до QS, потребители получат дополнительный выигрыш (область А+B). Если издержки производства частных товаров выше общественных, то возникает вопрос относительно максимального увеличения общественного, а не частного производства. Это было бы справедливо, если бы не ряд проблем, которые ограничивают осуществление такой экономической политики.
|
| |
Рис. 19.1. Сокращение издержек
при производстве общественных товаров.
Для некоторых потребителей, которые выплачивают значительную долю налогов, общественный товар может не быть необходимым. В этом случае для других потребителей издержки на производство этого товара будут либо занижены, либо равны нулю. А это может привести к потере благосостояния общества в целом от чрезмерного потребления.
Рис. 19.2. Потери общества от производства обществнных товаров.
Такая ситуация проиллюстрирована на рис. 19.2. Область С является разницей между предельными издержками и предельными выгодами определенных групп общества. И если в части (а) такие потери невелики, то в части (б) они значительны.
Сравнение величины выигрыша общества (области A и B на рис. 19.1) и величины потерь от чрезмерного потребления (область C на рис. 19.2) позволяет определять эффективность производства какого-либо товара государством.