Действия экипажа судна при пожаре.

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

— обнаружение пожара и выявление его места и размеров;

— ограничение распространения пожара;

— предупреждение возможных при пожаре взрывов;

— ликвидация пожара и его последствий.

Индивидуальные действия. Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

– нажать кнопку ближайшего пожарного извещателя;

– громкими криками оповестить людей, находящихся в соседних помещениях о пожаре, и указать им пути эвакуации;

– по возможности сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику) более подробную информацию о месте очага пожара и его характера;

– обесточить электрооборудование;

– если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;

– если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию, закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;

– принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:

– убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;

– охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – EmergencyEscapeBreathingDevice), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут. Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

Действия экипажа. После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром командиры аварийных партий (групп) обязаны:

— прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей вдыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара;

— обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;

— организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;

— доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии. Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.

Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается. Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

— прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;

— изолировать очаг пожара от доступа воздуха:

— охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов. Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара. При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях. При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через филенки или иллюминаторы. В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

— влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;

— возможность всплытия горящего груза под палубу;

— увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки. Для тушения наружного огня необходимо:

— по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;

— подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта;

— охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;

— вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;

— сбивать за борт струями водыразлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

При горении топлива у борта судна необходимо:

— вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;

— отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30 — 40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;

— применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах;

— охлаждать корпус в угрожающих местах водяными струями. Вентиляция. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается. Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 часов после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 минут.

В помещение, где осуществлялось объемное пожаротушение, до окончания полной вентиляции входить разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С. Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.

Наши рекомендации