Правовой статус воздушного судна и экипажа

Воздушное судно обладает национальной принадлежностью по факту его регистрации в каком-либо государстве. Принцип нацио­нальной принадлежности создает публично-правовую связь между государством и воздушным судном, которое пользуется защитой этого государства. Важное значение имеет деление воздушных судов на тор­говые (гражданские) и государственные (используемые на военной таможенной и полицейской службе) — ст. 3 Чикагской конвенции 1944 г.

Члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владель­ца судна), который отвечает за действия экипажа. Командир воздушного судна несет ответственность за экипаж, воздушное судно и проч. Общие требования к экипажу перечислены в ст. 32 и 33 Чикагской конвенции и Приложении I. Правовое положение экипажа регулиру­ется национальным законодательством государства флага. По общему правилу в состав экипажа воздушного судна не могут входить граж­дане иностранных государств (это положение связано с борьбой про­тив актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации).

Согласно Чикагской конвенции (ст. 25), каждое государство-участ­ник обязано оказывать помощь воздушному судну, терпящему бедст­вие на его территории, разрешать собственнику судна или властям го­сударства его регистрации оказывать такую помощь. Все государства должны сотрудничать в организации поиска пропавших судов.

Аналогичные положения содержатся и в других международно-правовых актах. Международная конвенция для унификации некото­рых правил относительно оказания помощи воздушным судам и их спасания на море или помощи и спасания на море посредством воз­душных судов 1938 г. закрепляет обязанность оказывать помощь ава­рийным воздушным судам, терпящим бедствие на море (ст. 2). Прило­жение XIII к Чикагской конвенции регламентирует оказание помощи воздушным судам.

Международно-правовая практика идет по пути регулирования оказания помощи воздушным судам, терпящим бедствие на море, на основе норм, содержащихся в международных соглашениях по мор­скому праву: Брюссельских конвенций 1910 г., Лондонской конвен­ции 1980 г., Женевских конвенций 1958 г., Конвенции по морскому праву 1982 г. Некоторые положения содержатся в Женевской конвен­ции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших ко­раблекрушение, из состава вооруженных сил на море, 1949 г-(ст. 12), — понятие кораблекрушения включает в себя вынужденную посадку самолета в море или падение в море.

Основной межправительственной организацией в сфере сотрудни­чества государств в сфере воздушного права является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Организована на Чикаг­ской конференции по вопросам гражданской авиации; ч. II Чикагской конвенции — это Устав ИКАО. ИКАО — правопреемница меж­дународных организаций в области гражданской авиации, действо­вавших в период между двумя мировыми войнами: Международной комиссии по воздушной навигации и Международного комитета юристов-экспертов по вопросам воздушного права.

ИКАО разрабатывает принципы и методы международной аэрона­вигации; содействует планированию и развитию воздушного транс­порта; поощряет конструирование и эксплуатацию воздушных судов; предотвращает экономические потери, вызванные «неразумной» кон­куренцией; содействует унификации таможенных, иммиграционных и санитарных правил.

Одна из основных функций ИКАО — разработка проектов между­народных конвенций, принятие стандартов и оформление их в каче­стве приложений к Чикагской конвенции. 18 приложений к Чикаг­ской конвенции содержат более 4 тыс. стандартов и рекомендаций. В рамках этой организации подготовлено около 20 проектов междуна­родных документов: Женевская конвенция о международном призна­нии прав в отношении воздушных судов 1948 г., Римская конвенция о причинении ущерба иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли 1952 г., Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. и др.

ИКАО занимается унификацией и стандартизацией национального законодательства в области развития гражданской авиации. Прило­жения к Чикагской конвенции составляют основу международных стандартов по воздушному праву: если государство-участник не зая­вило о своем несогласии со стандартом, последний становится для не­го обязательным (ст. 90 Чикагской конвенции).

Одна из функций ИКАО — это оказание помощи развивающимся странам: ежегодно 90 государств третьего мира безвозмездно пользу­ются помощью экспертов, получают возможность для подготовки специалистов и поставки аэронавигационного оборудования. Регио­нальные бюро ИКАО находятся в Европе, на Ближнем Востоке, в Аф­рике и Южной Америке.

Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК) — ре­гиональная международная межправительственная организация с консультативными функциями (члены — большинство европейских государств и Турция). Создана в 1954 г. Занимается изучением про­блем европейского воздушного транспорта и его развития.

Европейская организация по обеспечению безопасности аэрона­вигации (Евроконтроль) была создана в 1960 г. Основная функция — организация сотрудничества европейских государств по обеспечению безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов.

Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК) создана в 1969 г. по образцу ЕКАК. Агентство по обеспечению безопасности в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА) функционирует с 1959 г. с цельюобеспечения регулирования и безопасности полетов над территория­ми государств-членов.

Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК) создана в 1973 г. для координации деятельности воздушного транс­порта государств-членов. Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА) действует с 1960 г. для ор­ганизации обслуживания воздушным движением судов, принадлежа­щих государствам, юридическим и физическим лицам.

Наши рекомендации