Полезность блага. Количественный и порядковый подходы
Полезность является целью потребления, однако существует ряд ограничений, не позволяющих человеку потреблять все, чего он хочет. Полезность – это обозначение того удовольствия или удовлетворения, которое человек получает от потребления определенного товара или услуги.
Выделяют два подхода к определению полезности:
1. Количественный (кардиналистский) подход;
2. Порядковый (ординалистский) подход.
Количественный подход
Авторы: Джевис, Менгер, Вальрас. Считают, что потребитель всегда принимает решения приростного характера (купить больше, чем было и т.д.). Выявили закономерность: потребляемые последовательно части конкретного блага обладают убывающей полезностью. То есть, чем большим количеством блага мы обладаем, тем, меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Например, в жару Вы выпиваете первый бокал кваса, потом второй, а третий – уже оставляете недопитым. Соответственно, полезность кваса в третьем случае снизилась для Вас до минимума (нуля). Ввели понятия:
1. Предельная полезность (MU) – это полезность, которую извлекает потребитель из дополнительной единицы блага. С потреблением дополнительной единицы блага предельная полезность падает.
2. Общая полезность (TU) – это удовлетворение, полученное в результате потребления общего количества блага за определенный период времени. С потреблением дополнительной единицы блага общая полезность растет.
Из примера:
Объем потребленного кваса, бокалы | Предельная полезность, MU, условных единиц | Общая полезность, TU, условных единиц |
Графически:
Рис.25. Графическое изображение предельной и общей полезности
MU = dTU (13)
dQ
Закон убывающей предельной полезности: По мере увеличения количества потребляемого блага степень насыщения потребностей растет, а прирост полезности с каждой новой единицей блага уменьшается. Поэтому каждая последующая потребляемая единица блага обладает меньшей предельной полезностью, чем предыдущая.
Максимум удовлетворения полезности (TUmax) будет находиться в точке, где предельная полезность равна нулю.
MU = dTU = 0
dQ
Таким образом, разумный потребительский выбор предполагает такой выбор, который позволяет максимизировать полезность в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Закон Госсена (или Оптимальный потребительский выбор) заключается в максимизации функции полезности рационального потребителя в условиях ограниченных ресурсов. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход полностью распределяется таким образом, что каждый дополнительный рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность:
MU λ =(14)
Р
или MU1 = MU2 = …= MUn = λ
Р1 Р2 Рn
где, λ – предельная полезность денег.
Из закона вытекает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя (МВ=МС).
Порядковый подход
Авторы: Фишер, Парето, Ален. Считают, что максимизация полезности осуществляется путем выбора потребителем наиболее предпочтительного товара из всех доступных для него.
Кривые безразличия
Графически предпочтения потребителей можно показать с помощью кривых безразличия – кривой, показывающей различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя; кривой, показывающей альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковый уровень полезности. Например,
Обед на юге, порция | Мясное ассорти | Фруктовый салат |
А В С |
Графически:
Рис.26. Кривые безразличия
где А ~ В ~ С (~ - одинаковое общее удовлетворение).
Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия.
Рис.27. Карта безразличия
Конфигурация кривой безразличия определяется предельной нормой замещения(MRS) – показывает количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение или увеличение потребления другого блага на одну дополнительную единицу.
Рис.28. Конфигурация кривой безразличия в зависимости от MRS
MRS = - Δ Qy = MUx = Px = - Δy (15)
Δ Qx MUy Py Δx
Виды кривых безразличия
Выделяют:
1. Товары взаимодополняемые (комплементарные товары) – удовлетворяют потребности потребителей лишь в комплексе друг с другом. Например, авто и бензин.
Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага.
Рис.29. Виды кривых безразличия
MRS = 0
Если, потребитель не поступится даже малым количеством товара в пользу другого, то график:
Рис.30. Виды кривых безразличия
Рис.31. Виды кривых безразличия
MRS = 0
2. Товары взаимозаменяемые (товары-субституты) – потребности удовлетворяются за счет замены благ на друг друга. Например, кино-театр-цирк.
Рис.32. Виды кривых безразличия
MRS = const
Бюджетное ограничение
Выбор потребителя зависит не только от его предпочтений, но в первую очередь от его доходов и уровня цен на товары.
Бюджетное ограничение (бюджетная линия) – это линия, показывающая, какие наборы потребительских благ можно приобрести за определенную сумму денег. Уравнение бюджетной линии:
Qy = - Px ∙ Qx + I (16)
Py Py
Qy – количество купленного товара y.
Qx - количество купленного товара x.
Px, Py – цены покупки товаров x и y.
I – доход потребителя (бюджетное ограничение).
Отсюда:
I = Px ∙ Qx + Py ∙ Qy(17)
Уравнение бюджетной линии может быть записано и как:
Y = I - Px ∙ X (18)
Py Py
где X, Y количество купленного товара X и Y
I/ Py – указывает на точку пересечения бюджетной линией оси Y
Px / Py - угловой коэффициент бюджетной линии, определяет наклон этой прямой к оси X.
Бюджетное ограничение для двух товаров могут быть выражено формулой:
I = P1x1 + P2x2(19)
P1 - цена блага x1;
P2 - цена блага x2.
Рис.33. Линия бюджетного ограничения
где, точки А,В,С – возможные наборы потребительских благ.
Точка К – точка недоиспользования личного дохода
Точка L – набор будет недоступен потребителю в силу ограниченности его бюджета – точка заимствования денег.
Потребительское равновесие
Для того, чтобы определить, какое количество товаров приобретает рациональный потребитель в рамках своего денежного дохода, необходимо сопоставить функцию максимизации полезности с бюджетным ограничением. Потребительское равновесие – это комбинация определенных товаров, которая позволяет максимизировать полезность при существующем доходе потребителя (при наличии бюджетного ограничения).
MUx = MUн = …= MUn
Рx Рy Рn
I = Px ∙ Qx + Py ∙ Qy
Графически состояние равновесия достигается в точке, где бюджетная линия совпадает по касательной с кривой безразличия.
Рис.34. Графическое изображение потребительского равновесия
где точка В2 – точка потребительского равновесия – потребитель расходует все свои деньги и получает максимально возможное удовлетворение.
Точка В1 - потребитель получит меньше удовлетворения за свои деньги.
Точка В3 – товары, недоступные потребителю по средствам.
Кривая «доход-потребление»
В реальной жизни доход потребителя может меняться, поэтому бюджетная линия может двигаться, как и точка равновесия (см. рис.35)
Рис.35. Кривая «доход-потребление»
Если соединить все точки равновесия на графике, то получается кривая «доход-потребление». В Америке получила название –кривая уровня жизни.
Кривая Энгеля
Показывает влияние изменение дохода на структуру потребительских расходов.
Рис.36. Кривая Энгеля
Различает три категории товаров: ценные, малоценные и обычные.
Ценные (высококачественные товары) – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши).
Обычные (товары стандартного потребительского качества) – товары, спрос на которые при росте дохода вначале незначительно увеличивается, а по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на постоянном уровне.
Малоценные (инфериорные) – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода и увеличивается при его сокращении.
Прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества. И лишь позднее – высококачественными товарами и услугами.
Кривая «цена-потребление»
Кривая «цена-потребление», во-первых, служит объяснением кривой индивидуального спроса. Из кривой РEР вытекает обратная зависимость между ценой и количеством закупок по этой цене (закон спроса). Во-вторых, кривая «цена-потребление» показывает влияние изменения цен на замещение одного товара другим.
Рис.37. Кривая «цена-потребление»
Кривая «цена – потребление» получается вследствие:
1. неизменности дохода потребителя;
2. изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Практикум