Максимизация прибыли монополии

Монополия при определении оптимального объема производства использует те же подходы, что и фирма на рынке совершенной конкуренции:

1) сопоставление общего дохода и общих издержек (Рис.7.2).

В соответствии с этим подходом монополия сопоставляет ожидаемый общий доход от продажи при различных объемах продукции с общими издержками, возникшими в результате производства и реализации данной продукции, и выбирается такой объем продукции, при котором общий доход больше общих издержек на максимальную величину.

Точка безубыточности – это такой объем производства, при котором монополия возмещает бухгалтерские издержки, т.е. полностью оплачивает приобретенные у других субъектов факторы производства, и получает нормальную прибыль.

максимизация прибыли монополии - student2.ru

Рис. 7.2 Оптимизация объема производства монополией (подход TR-TC)

Объемы производства, располагающиеся левее первой точки безубыточности и правее второй точки безубыточности, приносят монополии убытки, так как доход от реализации продукции не позволяет компенсировать затраты на ее производство.

2) Сопоставление предельного дохода и предельных издержек (Рис.7.3).

максимизация прибыли монополии - student2.ru

Рис. 7.3 Оптимизация объема производства монополией (подход МR-МC)

Монополия сопоставляет предельный доход и предельные издержки при разных объемах производства и выбирает такой объем, при котором предельный доход равен предельным издержкам, а цену назначает исходя из кривой спроса при оптимальном для монополии объеме производства. Это связано с тем, что кривая спроса отражает ту цену, которую готовы заплатить потребители за данное количество товара. Поэтому у монополии нет смысла назначать её ниже или выше: если цена будет выше, то у фирмы возникнут нереализованные запасы продукции, если ниже, то на рынке возникнет дефицит товара.

Рассматривая поведение монополии можно сделать вывод, что она в краткосрочном периоде может быть:

1) с прибылью

2) безубыточной

3) минимизировать убытки

Это зависит от соотношения цены и средних издержек при оптимальном объеме.

Если при оптимальном объеме цена выше средних издержек, то фирма получает экономическую прибыль (монопольная прибыль, квазирента) (рис.7.4).

максимизация прибыли монополии - student2.ru

Рис.7.4 Ситуация максимизации прибыли монополией

Если цена при оптимальном объеме равна средним издержкам, то монополия будет безубыточной, то есть получает только нормальную прибыль.

Если цена меньше средних издержек, то монополия несет убытки, то есть не получает в полном объеме нормальную прибыль. Это возможно в следующих ситуациях:

1. монополия распродает остаток продукции, которая вышла из моды;

2. монополия не смогла вовремя заметить изменения на рынке в виде появления новых товаров, производителей, в результате потеряла часть покупателей;

3. монополия сознательно снижает цену, чтобы предотвратить проникновение на рынок других фирм.

В долгосрочном периоде монополия маневрирует ценой и объемом продаж таким образом, что, по крайней мере, гарантирует себе безубыточность. В силу того, что эластичность спроса определяется временем (чем длиннее период времени, тем эластичнее спрос), равновесная цена на рынке монополии в долгосрочном периоде оказывается ниже, чем в краткосрочном периоде.

В отличие от рынка совершенной конкуренции на рынке монополии нельзя представить кривую предложения, так как отсутствует однозначная функциональная зависимость между равновесной ценой и равновесным объемом предложения.

Фирмы, действующие на рынке монополии, как правило, имеют несколько заводов, выпускающих однородную продукцию. Поэтому возникает вопрос: как распределяется объем производства продукции между двумя заводами, которые имеют разные издержки производства. В такой ситуации фирма определяет общий объем производства и цену, ориентируясь на рыночный спрос и оптимизируя прибыль для всей компании, сопоставляя предельный доход и предельные издержки на рынке. При этом предельные издержки формируются как совокупность предельных издержек обоих заводов.

максимизация прибыли монополии - student2.ru

Рис.7.5 Распределение общего объема производства по заводам

Определяя оптимальный объем производства каждого завода, руководство фирмы смотрит, какому объему производства соответствуют предельные издержки при оптимальной ситуации на рынке для данной фирмы (Рис.7.5).

Наши рекомендации