Международная миграция рабочей силы.
Международная миграция трудовых ресурсов– явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни современного общества.
Размахи потоков и драматизм положения как добровольных мигрантов, так и вынужденных в отдельные исторические эпохи и годы превращаются в глобальные проблемы. Для разрешения этих проблем требуется широкое международное сотрудничество.
Поэтому в современных условиях особенно большое внимание уделяется проблемам международной трудовой миграции, ее регулирования.
Миграция населения представляет собой передвижение людей через границы определенных территорий с переменой постоянного места жительства или возвращением к нему.
Меж страновая миграция населения и трудовых ресурсов появляется при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, которые принимают и отдают рабочую силу.
Мировой опыт показывает, что трудовая миграция снабжает несомненные преимущества странам (как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее). Несмотря на это, она требует решения и способна породить острые социально-экономические проблемы.
К началу XXI в. международная миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все страны и континенты, все социальные слои гражданского общества.
В волне крупномасштабных меж страновых перемещений населения и трудовых ресурсов смешались потоки эмигрантов, выезжающих в другие страны навсегда, временных трудовых мигрантов, специалистов, ученых и студентов, беженцев и лиц, ищущих убежище, нелегальных иммигрантов и туристов.
Ежегодно в мире из страны в страну переезжает около 20 млн человек.
В современных условиях миграция населения и трудовых ресурсов превратилась в постоянный, неизбежный и очень сложный процесс.
Наряду с движением товаров, услуг, капиталов и технологий она является одним из ведущих факторов производства в международном масштабе.
Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано прежде всего причинами экономического характера. Кроме экономических мотивов, процесс международной трудовой миграции определен также причинами политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.
Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков миграции рабочей силы. Устанавливающим мотивом являются жажда заработать больше, чем на родине, и желание найти лучшее применение своей квалификации. В связи с этим международную миграцию рабочей силы принято устанавливать как оплачиваемую профессиональную деятельность за границей.
Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы.
По-другому, международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. Разностью иммиграции (из страны) и эмиграции (в другую страну) является миграционное сальдо.
Вместе с тем существует и более специфическая разновидность международной миграции – реэмиграция, т. е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.
Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов».
Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.
Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантамисчитаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год.
Существует и особая категория легальных мигрантов – рабочие-фронтальеры, т. е. рабочие, ежедневно пересекающие границу, чтобы работать в соседнем государстве. Ярким примером тому являются мексиканские рабочие, ежедневно работающие в США.
В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:
1) работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
2) профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;
3) нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
4) беженцы – лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;
5) переселенцы – это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована прежде всего на выезд в промышленно развитые страны.
Международная трудовая миграция– явление сложное и неоднозначное. Это связано с тем, что в отличие от товарообмена или движения капиталов и информации в миграционные процессы вовлечены люди с их личными судьбами и проблемами.
Причины миграции рабочей силы определены воздействием ряда факторов экономического и неэкономического характера.
К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.
Причины экономического характера таятся в многообразном экономическом уровне формирования отдельных стран. Происходит перемещение рабочей силы из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Беспристрастная возможность миграции появляется вследствие национальных разниц в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.
К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся следующие:
1) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка. Например, в Мексике почасовая оплата труда рабочего составляет 1,5 доллара, в то время как в США труд рабочего такой же квалификации оплачивается в 5 доллара в час;
2) состояние национального рынка труда. В слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;
3) структурная перестройка экономики. Так, переход России к рыночной экономике сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятельности, что привело к увеличению международного миграционного оборота в России в 1990 г. в 6 раз по сравнению с 1980 г.;
4) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;
5) вывоз капитала, функционирование Транснациональных корпораций (ТНК). Корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, либо осуществляя движение рабочей силы к капиталу, либо перемещая свой капитал в трудо избыточные регионы.
В мировой практике в настоящее время сформировалась определенная классификация форм миграции рабочей силы. Они состоят в следующем:
1) по направлениям:
а) миграция из развивающихся и пост социалистических стран в промышленно развитые;
б) миграция в рамках промышленно развитых стран;
в) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
г) миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
2) по территориальному охвату:
а) межконтинентальная;
б) внутриконтинентальная;
3) по уровню квалификации мигрантов:
а) высококвалифицированная рабочая сила;
б) низко квалифицированная рабочая сила;
4) по времени:
а) безвозвратная (как правило, межконтинентальная);
б) временная (как правило, внутриконтинентальная);
в) сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки);
г) маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны); 5) по степени законности:
а) легальная;
б) нелегальная.
Если в 1960 г. количество трудящихся-мигрантов составляло 3,2 млн человек, то в 1995 г. оно увеличилось более чем в 10 раз и составило 35 млн. человек, а в 1997 г. – уже 40 млн. человек; в 2003 г. – 50 млн человек.
При этом, если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения уже превышает 150 млн человек. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени – служащие.
Общие глобальные последствия миграции рабочей силы имеют двойственный характер.
С одной стороны, она снабжает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с нуждами стран, делает возможным изучение новых регионов, устремляет огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, содействует изменению экономического, социального и культурного положения людей, ломая рутинные традиции форм жизни.
С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, усугублению экологической ситуации, обезлюдею села, возбуждает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.
Следовательно, международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы).
Позитивные последствия для экономики в целом:
1) вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
2) достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долларов;
3) иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;
4) временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;
5) иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;
6) иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы.
Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.
Позитивные последствиядля отдельной фирмы: импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспособности товаров принимающей страны вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранных рабочих.
Негативные последствия:
1) целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;
2) происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;
3) провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;
4) иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.
Последствия для стран эмиграции рабочей силы.
Позитивные для экономики в целом:
1) эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;
2) экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;
3) экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;
4) при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.
Негативные последствия:
1) страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
2) теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.
Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.
Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.
На современную международную трудовую миграцию оказывает влияние активизация и рост стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные методы и средства для достижения целей эмиграции.
На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. Международная организация труда (МОТ)была создана в 1919 г.
В 1946 г. МОТ образовалась как специализированное учреждение ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств.
МОТ является уникальной среди всемирных организаций. Это проявляется в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств.
Одна из ее наиболее важных функций – это принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждения трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.
Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.