До ближайшей опоры крана при насыпном грунте
Глубина котлована (канавы), м | Г р у н т | ||||
песчаный | супесчаный | суглинистый | глинистый | лесовой сухой | |
1,5 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
3,0 | 2,4 | 2,0 | 1,5 | 2,0 | |
4,0 | 3,6 | 3,25 | 1,75 | 2,5 | |
5,0 | 4,4 | 4,0 | 3,0 | 3,0 | |
6,0 | 5,3 | 4,75 | 3,5 | 3,5 |
3.13. Устанавливать кран для выполнения строительно-монтажных работ следует в соответствии с проектом производства работ кранами.
3.14. Установка крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке, с учетом категории и характера грунта. Устанавливать краны для работы на свеженасыпном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим допустимый для данного крана не разрешается.
3.15. Устанавливать кран следует так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана, в любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами, было не менее 1 м.
3.16. Автокрановщику запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи, т.е. до получения задания от специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
3.17. Автокрановщик должен работать под непосредственным руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС в случаях:
1. при загрузке и разгрузке полувагонов;
2. при перемещении (подъеме, переносе и опускании) груза несколькими кранами;
3. вблизи линии электропередачи;
4. при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;
5. при перемещении груза, на который не разработана схема строповки;
6. при перемещении разрядных грузов;
7. в других случаях, предусмотренных проектами или технологическими регламентами.
3.18. Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. Только в отдельных случаях может производиться перемещение грузов над указанными перекрытиями производственных или служебных помещений, где находятся люди, но только после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ, согласования их с органом гостехнадзора и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
3.19. Совместная работа по перемещению груза двумя или несколькими кранами может быть допущена лишь в отдельных случаях и должна осуществляться в соответствии с проектом или технологической картой, в которых должны быть приведены:
1. схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций;
2. положения грузовых канатов;
3. требования к подготовке и другие указания по безопасному перемещению груза.
3.20. При перемещении груза автокрановщик должен руководствоваться следующими правилами:
Правила перемещения груза
1. Перемещать груз можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик дает сигнал, действуя в нарушение требований инструкции, то крановщик по такому сигналу не должен производить требуемого маневра крана. За возможные повреждения, причиненные действием крана, в следствии выполнения неправильно поданного сигнала, несут ответственность как автокрановщик, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между стропальщиками и автокрановщиком должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал «стоп» автокрановщик обязан выполнять независимо от того, кто его подал;
2. Необходимо определить грузоподъемность крана для каждого вылета по указателю грузоподъемности;
3. Перед подъемом груза нужно предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана лиц:
а) о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза;
б) о возможном падении груза;
в) об опускании стрелы.
Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне работы крана.
Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, только когда высота его не более 1 м от уровня площадки. При работе крана людям запрещается находиться рядом с его платформой, а также выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым между поворотной и неповоротной частями крана;
4. Загружать или разгружать вагонетки, автомашины и прицепы к ним, железнодорожные платформы и платформы разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем автокрановщик должен предварительно убедиться;
5. Устанавливать крюк подъемного механизма над грузом следует так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната;
6. При подъеме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200-300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов. После проверки можно поднимать груз на нужную высоту;
7. При подъеме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм.
8. Перемещая в горизонтальном положении груз, его предварительно надо приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов. Также перемещать и ГЗП;
9. При подъеме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету;
10. Перед перемещением груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других людей между перемещаемым грузом и указанными объектами. Также нужно убедиться, что стрела или перемещаемый груз не заденет за стены, колонны, вагоны и др. Укладывать груз в полувагоны, на платформы и вагонетки, а также снимать его, нужно без нарушения равновесия полувагонов, вагонеток и платформ;
11. Перемещать мелкоштучные грузы нужно в специально предназначенной для этого таре, при этом не допускать их выпадения. Поднимать кирпич на поддонах без ограждения можно только при погрузке и разгрузке на землю (и с земли), если иное не указано в руководстве (инструкции по эксплуатации), иных эксплуатационных данных на тару или в ППР;
12. Перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием грузов в них, следует предварительно опустить свободный (ненагруженный) крюк, чтобы убедиться, что при его низшем положении на барабане остается не менее 1,5 витков каната, не считая витков находящихся под зажимным устройством;
13. Укладывать и разбирать груз следует равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
14. Необходимо внимательно следить за работоспособностью канатов. Нужно приостановить работу крана, в случае спадания их с барабанов или блоков, образования петель или обнаружения повреждений канатов.
15. При наличии у крана двух механизмов подъема, одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма надо поднять в наивысшее положение;
16. Строповка груза должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться СГЗП, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения подбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 900;
17. При работе крана с крюком или подъемным электромагнитом опускать груз, электромагнит или стрелу необходимо только двигателем;
18. Опускать перемещаемый груз разрешается только на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания этого груза. На место укладки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования груза габариты и не загромождая проходы;
19. Кантовка грузов краном может производиться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Такая работа выполняется по разработанной технологии с указанием последовательности выполнения операций, способа строповки груза и сведений по безопасному выполнению работ;
20. При перемещении разрядных грузов (боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а также грузов повышенной хрупкости - стекла в контейнерах и грузов в стеклянной таре) должны быть приняты меры к недопущению толчков и ударов.
3.22. Работа крана вблизи ЛЭП: Производство работ краном на расстоянии менее 30 м от подъемной передвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи напряжением 42 В и более, должно выполняться только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Порядок организации работ вблизи линий электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих, устанавливается приказом владельца крана.
Безопасное расстояние от частей крана, груза или СГЗП в любом положении, до ближайшего провода линии электропередачи составляет: при напряжении до 1 кВ – 1,5 м, от 1 до 20 кВ – не менее 2 м, от 35 до 110 кВ – не менее 4 м, от 150 до 220 кВ – не менее 5 м, до 330 кВ – не менее 6 м, от 500 до 750 кВ – не менее 9 м.
В случае производственной необходимости, если невозможно выдержать указанные расстояния, работа краном в запретной зоне может производиться при отключенной линии электропередачи по наряду-допуску, в котором указывается время производства работ.
Автокрановщик не должен приступать к работе, если специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС:
1. не обеспечил выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы;
2. не указал место установки крана;
3. не сделал следующую запись в вахтенном журнале: «Установку крана в указанном мною месте проверил. Работу разрешаю». (дата, время, подпись).
При работе крана на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с применением ПС ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а автокрановщик находится в штате энергопредприятия, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается автокрановщику специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС.
Работа кранов под отключенными от напряжения контактными проводами городского транспорта возможна при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м. При обязательной установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.
3.23. К выполнению работ во взрывопожароопасных зонах или с ядовитыми, едкими грузами, автокрановщик может приступить только после получения специального (письменного) указания от специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
3.24. При производстве работ крановщику запрещается:
1. Допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих удостоверения стропальщика;
2. Применять грузозахватные приспособления не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм. При этом автокрановщик должен прекратить работу краном и поставить в известность специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;
3. Поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета. Если автокрановщик не знает массы груза, то он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;
4. Опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана будет меньше массы поднимаемого груза;
5. Производить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;
6. Подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;
7. Отрывать крюком или грейфером груз который:
7.1. засыпан землей;
7.2. примерз к земле;
7.3. заложен другими грузами;
7.4. укреплен болтами;
7.5. залит бетоном и т.п.;
8. Освобождать крюком защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т.п.);
9. Поднимать:
9.1. железобетонные изделия с поврежденными петлями;
9.2. неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в неустойчивом положении;
9.3. в таре, заполненной выше бортов;
10. Укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на край откоса или траншеи;
11. Поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также груз поддерживаемый руками;
12. Передавать управление краном лицу, не имеющему удостоверения автокрановщика, а также допускать к самостоятельному управлению учеников и стажёров без своего наблюдения за ними;
13. Производить погрузку и разгрузку автомашин при нахождении водителя или других людей в кабине;
14. Поднимать баллоны со сжиженным или сжатым газом, не уложенные в специальные контейнеры;
15. Подавать груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;
16. Поднимать груз непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой;
17. Пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов;
18. Работать при выведенных из действия, отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах;
19. Эксплуатировать ПС с неработоспособными ограничителями, указателями и регистраторами.
3.25. При возникновении неисправностей крановщик обязан:
1. Опустить груз;
2. Прекратить работу крана;
3. Сообщить об этом специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС;
Также должен действовать автокрановщик и в следующих случаях:
1. При приближении грозы, сильного ветра, скорость которого превышает допустимую для данного крана и указанную в его паспорте (15 м/сек);
2. При недостаточной освещенности места работы крана;
3. При сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда автокрановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;
4. При температуре воздуха ниже допустимой минусовой, указанной в паспорте крана (- 400);
5. При закручивании канатов грузового полиспаста.