Эффективность государственного контроля за охраной труда в России
Карауш С.А.,д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой,
Герасимова О.О.,канд. техн. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, кафедра охраны труда и окружающей среды
Снизить в России высокий по сравнению с зарубежными странами уровень производственного травматизма можно было бы за счет более эффективной работы государственных структур, отвечающих за надзор в области охраны труда. Однако этого не происходит по ряду причин, к которым можно отнести малочисленность работников Роструда, недостаточный охват контрольными проверками предприятий и организаций, практически отсутствие профилактической работы со стороны надзорных органов.
Вопросы снижения уровня производственного травматизма в России стоят достаточно остро, т. к. он значительно выше уровня развитых стран мира [1]. Хотя и наметилась тенденция снижения производственного травматизма, как показано в табл. 1, однако принимаемых мер на всех уровнях управления охраной труда в настоящее время в России явно недостаточно.
Таблица 1
Число погибших на производстве по данным Роструда [2]
Год | |||||
Число погибших работников, чел. |
Значительную роль в снижении уровня производственного травматизма могли бы дать государственные структуры, отвечающие за профилактику и контроль со стороны государства, а это в первую очередь Федеральная служба по труду и занятости — Роструд. Достаточно подробно Роструд дал отчет о своей работе в последние годы [2]. По отчету видно, что проделана большая работа, которая дает свои плоды, однако эффективность ее оказывается заниженной из-за ряда проблем, которые не решаются в нашей стране уже длительное время.
На первое место можно поставить проблему перехода предприятий нашей страны на новую систему управления охраной труда, основанную на оценке профессионального риска, которая была в 2007 г. закреплена в ГОСТ 12.0.230-2007 [3]. Реализация этой новой системы в Великобритании в конце прошлого века привела к тому, что за 20 лет уровень производственного травматизма там снизился в 5 раз [4]. Это позволило Международной организации труда рекомендовать другим странам новую систему управления охраной труда как передовую. После выхода в 2007 г. международного стандарта в области управления охраной труда OHSAS-18000, подготовленного и принятого Международной организацией труда, наша страна также взяла курс на реализацию этой новой системы, который был озвучен в Концепции по демографической политике Российской Федерации до 2025 г. [5]. Это выразилось в принятии ГОСТ 12.0.230-2007 [3] и некоторых других документов. В соответствии с указанной выше концепцией [5] переход на новую систему управления охраной труда наша страна должна была начать с 2011 г. Однако и по настоящее время многие нормативные документы на уровне Минтруда России не подготовлены, что затрудняет такой переход.
На втором месте стоит проблема профилактики и контроля за охраной труда со стороны Роструда. Так, на конец 2014 г. фактическая численность персонала всех территориальных инспекций труда составляла 2615 чел. и центрального аппарата — 219 чел. [2]. Уровень укомплектованности кадрами составил 91,1 %. Как отмечает Роструд, в 2014 г. впервые за последние 5 лет наблюдалось увеличение уровня охвата надзорной деятельностью поднадзорных хозяйствующих субъектов, что было связано со снижением количества поднадзорных хозяйствующих субъектов по отношению к предыдущим годам, и безусловным повышением производительности труда рядовых инспекторов. В табл. 2 приведены данные по количеству хозяйствующих субъектов в России и деятельности инспекторов Роструда.
Таблица 2
Охват хозяйствующих субъектов России надзорно-контрольными мероприятиями [2]
Год | Кол-во хозяйствующих субъектов, ед. | Проведено проверок, ед. | Охват проверками хозяйствующих субъектов, % | Период, в течение которого будут проверены все хозяйствующие субъекты,лет |
8 129 812 | 182 734 | 2,25 | 44,5 | |
8 171 955 | 156 173 | 1,91 | 52,3 | |
8 561 030 | 135 309 | 1,58 | 63,3 | |
8 123 669 | 131 550 | 1,62 | 61,7 | |
7 780 973 | 132 557 | 1,70 | 58,7 |
Как видно из табл. 2, чтобы проверить все предприятия России, инспекторам Роструда, по данным за 2014 г., необходимо 58,7 лет, что говорит о недостаточной численности инспекторов труда. Таким образом, в 2014 г. не подверглись проверке 98,3% предприятий и организаций России, а большинство из них и никогда не будут подвергнуты такой проверке. Следовательно, отсутствует мотивация работодателей серьезно заниматься вопросами охраны труда на своих предприятиях.
На 95-й Международной конференции труда в 2006 г. были приняты Конвенция «Об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне» (№ 187) и «Рекомендация об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне» (№197). В последнем документе было подчеркнуто, что программа охраны труда в каждой стране должна основываться на принципе, что на каждом рабочем месте необходимо определить вредные и опасные производственные факторы и провести оценку профессионального риска, а также управлять этими рисками. Такая программа должна реализовывать в жизнь превентивные меры и мероприятия профилактического характера на промышленных предприятиях [6]. Поэтому здесь очень актуальным становится переход на новую систему управления охраной труда, а также становится важной роль инспекции труда как контролирующего органа со стороны государства. Эффективность контроля со стороны инспекции в последнее время ослабляется прежде всего небольшой ее численностью, что отрицательно сказывается также и на проведение ею профилактической работы. На ослабление «институициональной мощности» государственной инспекции труда уже указывали авторы работы [7], когда проводили анализ исполнения трудового законодательства в России.
Отсутствие достаточной численности инспекторов труда в регионах России приводит к тому, что теперь нельзя проконтролировать хотя бы раз в 5 лет все предприятия и организации региона. Из-за этого большая часть предприятий не подвергается контролю со стороны инспекторов труда, а это не мотивирует работодателей соблюдать трудовое законодательство и государственные требования охраны труда. Так, в настоящее время в Томской области даже в федеральных государственных бюджетных организациях повысился уровень невыполнения требований трудового законодательства, что, естественно, отражается на их работниках. Учитывая, что инспекция труда в регионах основное внимание все же уделяет крупным организациям и предприятиям, то большая часть малых предприятий никогда не сталкивалась с ее проверками, и скорее всего не столкнется, если не будет жалоб со стороны работников или не произойдет тяжелого несчастного случая.
В последнее время стала снижаться удельная нагрузка на среднестатистического сотрудника инспекторского состава Роструда, что хорошо видно из табл. 3.
Так, число проверок в 2014 г. снизилось на 28,4% по сравнению с 2004 г., также значительно снизилось выданных инспекторами предписаний работодателям об устранении нарушений в области охраны труда.
Таблица 3
Удельная нагрузка на одного среднестатистического сотрудника инспекторского состава при осуществлении надзорно-контрольных функций [2, 7]
Наименование мероприятий | Год | ||||||||
Кол-во проверок организаций, ед. | 66,7 | 69,4 | 78,3 | 75,0 | 57,1 | 51,7 | 49,5 | 53,5 | 61,3 |
Выдано предписаний об устранении нарушений, ед. | 49,4 |
На недостаточную для России численность инспекции труда было сказано еще в докладе «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2006 г.» [8]. В докладе указывалось, что на одного государственного инспектора Роструда приходится более 2,6 тыс. предприятий и организаций, или около 35 тыс. работников. А это в 3,5 раза больше, чем в развитых странах Европы и Америки. Там, по данным Международной организации труда (МОТ), на каждого инспектора приходится менее 10 тыс. работников. Поэтому Минзадравсоцразвития РФ предлагалось принять меры по укреплению кадрового состава служб надзора и контроля. Однако это в дальнейшем не было сделано. Вместе с тем в своей работе [9] автор научно доказывает, какой минимальной по численности должна быть инспекция труда в России, и что увеличение численности инспекторов приведет к снижению травматизма на предприятиях, а это приведет к снижению выплат со стороны государства по несчастным случаям. Таким образом, для государства это экономически выгодно. Однако, анализируя табл. 3, можно сказать, что ситуация с малочисленностью инспекторов Роструда не изменилась.
В настоящее время профилактическая работа инспекторов Роструда значительно снизилась. Еще в 2002 г. Рихтхофен фон В. в своей работе [10], анализируя работу инспекций труда в различных странах по заданию Международной организацией труда, указал, что снизилось число проверок по вопросам охраны труда со стороны инспекций. Проявилась тенденция проводить проверки как реакцию на жалобу или происшествие, а не как профилактическое мероприятие, что вызвано нехваткой ресурсов. Это особенно характерно в настоящее время для России. Поэтому очень важно, чтобы приоритет был отдан планированию систематических инициативных проверок условий и охраны труда на рабочих местах на большем числе промышленных предприятий.
В новых условиях функционирования системы охраны труда, когда в последнее время изменилось законодательство по ответственности за нарушение требований охраны труда, особенно необходимо повышение эффективности профилактической и надзорно-контрольной деятельности Роструда.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карауш С.А., Герасимова О.О.Обеспечение безопасности работ при строительстве объектов // Вестник ТГАСУ. — 2013. — №3. — С. 315-319.
2. Отчет о деятельностиФедеральной службы по труду и занятости за 2014 год.
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rostrud.ru/upload/Doc/Doc-rostrud / Роструд _ Отчет о деятельности ФСТиЗ за 2014. pdf. (Дата обращения: 11.11.2015).
3. ГОСТ 12.0.230-2007.Системы управления охраной труда. Общие требования (ILO-OSH-2001). — М.: Стандартинформ, 2007. — 16 с.
4. Карауш С.А., Герасимова О.О.История охраны труда в России. Учеб. пособие. — Томск: Изд-во Томск, гос. архит.-строит. ун-та, 2004. — 121 с.
5. Указ Президента Российской Федерацииот 09.10.2007 № 1351. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. referent.ru/1/112075.html (Дата обращения: 16.11.2015).
6. Рекомендация об основах содействияпередовой организации охраны труда на национальном уровне (МОТ №197) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka. com/7_NMIW_2011 /Tecnic/13_80714.doc.html (Дата обращения: 16.11.2015).
7. Вишневская Н.Т., Капелюшников Р.И.Инфорсмент трудового законодательства в России: динамика, охват, региональная дифференциация. Препринт WP3/2007/02. — М.: ГУ ВШЭ, 2007. — 80 с.
8. О реализации государственной политикив области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2006 году. — М.: ФГУ ВЦОТ Росздрава, 2007. — 81 с.
9. Минько В.М.К обоснованию численности государственных инспекций труда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kaliningrad. hsac.ru/files/kaliningrad_pdf_statiy/022_k_ obosnovaniyu_chislennosti _minko.pdf.html (Дата обращения: 16.11.2015).
10. Рихтхофен фон В.Инспекция труда: введение в профессию. — Женева: Международное бюро труда, 2002. — 39 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. ilo.org/wcmsp5/groups/public/—europe/—rо-geneva/—sro-moscow/documents/pubiication/ wcms_312440.pdf.html (Дата обращения: 11.12.2015).
Производственный травматизм:
Проблемы и пути решения
В РФ не наблюдается серьезной озабоченности проблемой производственного травматизма со стороны государственных органов управления, контрольно-надзорных органов, а также со стороны бизнеса. Оценка условий труда, формируемых травмоопасными факторами, а значит, и профилактическая работа по снижению производственного травматизма не проводятся ни при одной из законодательно установленных процедур, связанных с оценкой условий труда.
Это касается и специальной оценки условий труда (СОУТ), и производственного контроля, и государственной экспертизы фактических условий труда работников. Нет в стране нормативного правового акта, устанавливающего методику такой оценки. Оценка травмоопасности, проводившаяся в рамках аттестации рабочих мест, с января 2014 г. отменена Федеральным законом от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Определенную долю успокоенности вселяет тот факт, что, по данным официальной статистики, количество несчастных случаев на производстве из года в год уменьшается: показатель общего травматизма (число несчастных случаев на 1 тыс. работников) снизился с 6,5 в 1985 г. до 1,4 в 2014 г., а смертельного травматизма за эти же годы - с 0,142 до 0,067. Основное снижение этих показателей приходится на постсоветское время: с 1985-го по 1994 г. они снизились соответственно в 1,1 и в 1,07 раза, а с 1995-го по 2014 г. - в 3,93 и в 1,99 раза.
В некоторой степени это обусловлено спадом производства за последние 20 лет, который продолжается в настоящее время, и, как следствие, сокращением численности работников в базовых, наиболее травмоопасных видах экономической деятельности (обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве и др.); увеличением численности занятых в таких нетравмоопасных сферах, как финансовая деятельность, торговля, оказание услуг и др.
Основная причина снижения статистических показателей производственного травматизма - такое отрицательное явление, получившее широкое развитие в эти годы, как сокрытие несчастных случаев на производстве.
Индикатором скрываемости является динамика изменения показателя (коэффициента) тяжести травм Кт - среднее количество дней нетрудоспособности пострадавших, приходящееся на один несчастный случай. Скрывают в основном травмы легкой и средней тяжести, а в официальную статистику попадают более тяжелые травмы, что приводит к росту Кт. С 1990-го по 2014 г. этот показатель вырос с 23,4 до 73,9 (см. рисунок).
На кривой, изображенной на рисунке, можно видеть, что интенсивность роста Кт (интенсивность скрываемости) заметно увеличилась после 2005 г. Это объясняется тем, что
скрываемость несчастных случаев на производстве происходит в основном за счет «перевода» их с согласия работника в категорию бытовых несчастных случаев.
До 2005 г. больничные листы по бытовым травмам оплачивались за счет средств Фонда социального страхования РФ (ФСС России) лишь с 6-го дня нетрудоспособности. Работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве, естественно, было невыгодно оформлять эти случаи как бытовые.
В 2005 г. Федеральным законом от 29.12.04 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 г.» это ограничение было отменено (больничные листы по бытовым травмам стали оплачиваться за счет средств ФСС России с 1-го дня нетрудоспособности). Это послужило более интенсивному росту скрываемости производственных травм и резкому увеличению числа бытовых травм (последнее отмечают многие отраслевые прфсоюзы, например - профсоюз угольщиков).
В 2009-2010 гг. с введением штрафных санкций за сокрытие несчастных случаев на производстве (Федеральный закон от 24.07.09 № 213-ФЗ) наблюдается некоторое снижение Кт (скрываемости). Однако в последующие два-три года темпы роста скрываемости восстановились. Видимо, представители бизнеса достаточно быстро осознали неадекватность размеров штрафов (500-1000 руб. для должностных лиц, 5000-10 000 руб. для юридических лиц) и той экономии на размерах страховых взносов в ФСС России, которую работодатели получают за счет сокрытия несчастных случаев.
Чтобы хотя бы ориентировочно определить объем скрываемости производственных травм в стране, нами проведен предварительный анализ по методике Международной организации труда «Об оценке достоверности статистики о несчастных случаях на производстве в странах с несовершенным учетом».
Эта методика разработана на основе выявленной зарубежными специалистами следующей статистической закономерности: в странах с достоверной статистикой о травматизме отношение S общего числа несчастных случаев на производстве к числу несчастных случаев со смертельным исходом является постоянным, а величина этого отношения зависит от принятого в каждой из стран порядка учета несчастных случаев.
Анализируя по доступным нам источникам отечественную статистику о производственном травматизме в 1975-2014 гг., мы выявили, что в 1980-1994 гг. величина отношения S с точки зрения математической статистики была практически постоянной и равнялась 47,9 (см. таблицу).
Статистические показатели производственного травматизма в России (РСФСР) в 1975-2014 гг. | ||||||||||
Показатель | ||||||||||
Всего несчастных случаев, тыс. | 47,5 | |||||||||
Число случаев со смертельным исходом, ед. | 11 766 | 12 349 | ||||||||
S | 58,6 | 46,2 | 46,4 | 51,5 | 49,9 | 47,6 | 45,3 | 48,3 | 39,9 | 20,3 |
Sср = 479 |
Следовательно, можно сделать вывод, что в эти годы отечественная статистика травматизма была наиболее достоверной. С 1995 г. величина отношения S начала снижаться и в 2014 г. составила 20,3, т.е. уменьшилась в 2,36 раза. Так как порядок учета несчастных случаев в стране за эти годы не изменился, число 2,36 следует считать показателем скрываемости несчастных случаев в 2014 г. Таким образом, фактическое число несчастных случаев в этом году составило 47 500 ×2,36 = 112 000.
Если сравнивать приведенные цифры фактического травматизма с количеством выявленных в стране профессиональных заболеваний (по данным ФСС России, в 2014 г. было зарегистрировано 7268 профзаболеваний), то последние составляют 6 % от общего количества случаев нанесения ущерба здоровью работникам в процессе их трудовой деятельности (112 000 + 7268).
Условия труда на рабочих местах сегодня на 94 % формируются травмоопасными факторами, обусловливающими несчастные случаи, и лишь на 6 % - вредными гигиеническими факторами, приводящими к профессиональным заболеваниям работников, на профилактику которых направлена специальная оценка условий труда.
Таким образом, проблему производственного травматизма в стране следует признать достаточно острой, требующей принятия незамедлительных мер, активизации работы по снижению числа несчастных случаев на производстве, а также радикальных мер по ликвидации скрываемости производственных травм.
Целесообразно начинать решение этой проблемы с разработки и принятия методики оценки условий труда на рабочих местах по факторам травмоопасности. Прежде всего, необходимо создать классификацию условий труда по этим факторам. Предлагается по аналогии с СОУТ предусмотреть в ней четыре класса: оптимальный, допустимый, травмоопасный с четырьмя подклассами и недопустимый.
В качестве основного признака классификации следует использовать степень несоблюдения требований травмобезопасности, содержащихся в нормативных правовых актах по охране труда, с учетом частоты и тяжести несчастных случаев, которые могут произойти вследствие такого несоблюдения. Каждый класс (подкласс) должен характеризоваться определенной тяжестью возможных несчастных случаев и их вероятностью.
Следует разработать подробную качественную характеристику каждого из классов (подклассов) с выделением типичных для каждого из них обстоятельств возможных несчастных случаев, а также порядок отнесения условий труда по факторам травмоопасности на конкретных рабочих местах к соответствующему классу (подклассу) классификации. В качестве основы для реализации изложенного должны использоваться результаты углубленного анализа производственного травматизма либо в целом по стране за последний отчетный год, либо по доверительному объему выборки (по ряду регионов либо по нескольким видам экономической деятельности).
Далее в окончательном виде формируется методика оценки условий труда по факторам травмоопасности. Результатом такой оценки будет уровень риска травмирования работника при исполнении им трудовых обязанностей на своем рабочем месте.
Заключительный этап оценки - составление перечня мероприятий по снижению этого риска по каждому рабочему месту. При надлежащем контроле за их выполнением со стороны контрольно-надзорных органов, технической инспекции труда профсоюзов работа по профилактике производственного травматизма в стране может быть в значительной степени активизирована.
По уровням риска травмирования работников на рабочих местах (индивидуальным рискам) может быть рассчитан уровень риска травмирования в целом по организации (коллективный риск).
Использование этого показателя взамен количества и тяжести несчастных случаев при определении размера скидки (надбавки) к страховому тарифу для страхователей по системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний позволит ликвидировать скрываемость производственных травм в стране. При этом не будет иметь смысла скрывать несчастные случаи.
Вопросы безопасности и охраны труда: зарубежный опыт
А.В. Румянцева,канд. экон. наук, доцент, ст. науч. сотрудник
Н.А. Самарская,канд. экон. наук, доцент, зам. директора, УрМФ ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России
Актуальность темы вызвана большим числом несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, что не только замедляет развитие экономики, но и способствует возникновению существенных экономических потерь в отдельной организации и государстве в целом. Эти вопросы — важные и актуальные для любого предприятия в Российской Федерации (РФ).
Охрана труда — важнейший элемент социальной политики современного государства. Без соблюдения законов по охране труда, а также без модернизации мер по обеспечению безопасных условий труда на предприятиях невозможно эффективное развитие бизнеса.
Анализ лучших практик по охране труда в других странах с учетом российских особенностей позволит значительно снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость на отечественных предприятиях.
Условия и охрана труда в РФ
Состояние условий и охраны труда напрямую зависит от особенностей экономического развития страны. В современных условиях наблюдается жесткая конкуренция среди организаций, приоритетными становятся вопросы эффективного использования финансовых ресурсов, при этом улучшению условий и охране труда уделяется недостаточно внимания.
Среди показателей, характеризующих условия и охрану труда, только производственный травматизм имеет положительную динамику (рис. 1). Абсолютная численность пострадавших от производственных травм, по данным Росстата, в 2000 г. составила 152 тыс. чел., в 2005 г. — 77,7 тыс. чел., в 2008 г. — 58,3 тыс. чел., в 2014 г. — 31,3 тыс. чел. [1].
Снижается также коэффициент частоты производственного травматизма (число пострадавших от несчастных случаев на 1000 работающих): в 2000 г. — 5,1; в 2005 г. - 3,1; в 2010 г. - 2,2; в 2014 г. - 1,4 [1].
Сокращается численность погибших в результате несчастных случаев на производстве. В 2000 г. погибло 4404 человек, в 2005 г. — 3091 человек, в 2008 г. — 2550 человек, в 2014 г. — 1456 человек. Коэффициент частоты смертельного травматизма снизился: в 1995 г. - 0,138; в 2000 г. - 0,149; в 2005 г. - 0,124; в 2010 г. - 0,094; в 2014 г. - 0,067 [1].
Однако производственный травматизм по-прежнему остается высоким и превышает аналогичные показатели в экономически развитых странах в 4—5 раз [2]. Другие показатели, характеризующие условия и охрану труда, не имеют устойчивой тенденции к снижению.
С 2008 по 2014 г. удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, возрос с 26,2 до 39,7 %. В соответствии с этим велика доля работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций. По данным Росстата, в 2005 г. эта доля составила 41,4 % списочной численности работников, в 2014 г. - 46,7 % [1].
Не снижается профессиональная заболеваемость, причем в структуре выявляемых профзаболеваний преобладают хронические (отравления): в 2005 г. - 98,8 %, в 2014 г. - 93 %. Число профзаболеваний на 10 тыс. работников растет: в 2000 г. — 1,81, в 2005 г.-2,1, в 2014 г.-2,3 [1].
В то же время увеличиваются объемы финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников (по данным Фонда социального страхования РФ) с 1,2 млрд. руб. в 2003 г. до 8,9 млрд. руб. в 2014 г. (рис. 2) [1].
За прошедшие годы экономических реформ в РФ предпринято немало усилий, направленных на улучшение условий и охраны труда на предприятиях. Но, к сожалению, число нарушений охраны труда и, как следствие, производственный травматизм остаются довольно высокими по сравнению с развитыми странами.
Высокий производственный травматизм вызывает экономические издержки предприятий и государства вследствие потери рабочего времени: по экспертным оценкам, потери из-за производственного травматизма и предоставляемых работникам компенсаций в 2014 г. составили 107,9 млн. чел.-дней, потери из-за общего производственного травматизма — 11,5 %. Недопроизводство продукции и услуг в этой связи оборачивается потерями валового внутреннего продукта (ВВП) — около 0,6 %. В целом экономические потери, связанные с состоянием условий труда в РФ, в 2014 г. составили 1,29 трлн. руб. (1,8 % ВВП), из них экономические издержки вследствие потерь рабочего времени — 431 млрд. руб., в связи с выплатой досрочных пенсий — 58,4 млрд. руб. в месяц (700,8 млрд. руб. в год), расходы на компенсации — 102 млрд. руб., на выплаты обеспечения по страхованию — 59 млрд. руб. [1].
В связи с этим полезно обратить внимание на зарубежный опыт экономически развитых стран. Там прекрасно понимают, что для достижения более высоких стандартов, улучшения производительности труда необходимо постоянно разрабатывать и совершенствовать условия и охрану труда. В настоящее время в экономически развитых странах существует развитое законодательство, устанавливающее стандарты требований к вопросам безопасности и охраны труда.
Охрана труда в Европе
Предотвратить несчастные случаи на производстве возможно, необходимо и экономически выгодно. Об этом свидетельствует опыт европейских стран, которые всерьез занимаются проблемами сохранения жизни и здоровья работников.
Показателен в этом отношении опыт Германии, где существует система всестороннего профилактического обслуживания малых предприятий, не имеющая аналогов в мире. Она основана на возможности интегрирования мер по обеспечению безопасности труда и защите здоровья работника на рабочем месте в производственный процесс («модель предпринимателя») [2].
В структуре профессионального страхования в Германии действует Объединение промышленных обществ профессионального страхования, которое функционирует по принципу самоуправления социальных партнеров (работодатели и профсоюзы) и обеспечивает прозрачную и эффективную работу системы.
Приоритетность профилактических мер по предотвращению страховых случаев на производстве в Германии — главная задача как государства, так и общества. Каждый предприниматель обязан зарегистрироваться в профессиональном обществе, при этом членство не может заменить страховка — застрахованы все работники, заключившие трудовой договор. Обеспечение безопасного и здорового труда — приоритетная цель деятельности обществ. Считается, что до несчастных случаев дело вообще не должно доходить [2].
Главные субъекты в системе профилактики производственного травматизма — советники по вопросам безопасности труда служб технического надзора обществ. Их задачи: консультирование по вопросам безопасности труда и охраны здоровья, контроль за соблюдением правил безопасности на предприятиях, обучение в специальных учебных заведениях, участие в испытании оборудования и др. [2].
Интересно отметить, что в зарубежной практике политика стимулирования работодателей и реализации мер по профилактике (предотвращению) несчастных случаев возникла не из теоретических соображений социальной справедливости, а в результате практики осуществления системы социального страхования от несчастных случаев на производстве. С момента возникновения в Германии системы страховой защиты от производственных опасностей встал вопрос о необходимости не только выплаты компенсаций пострадавшим вследствие несчастных случаев, но и о необходимости проведения профилактических мероприятий. Оказалось, что с экономической точки зрения целесообразно предпринимать все возможные меры для предотвращения несчастных случаев, поскольку обязанность выплачивать компенсацию в связи с несчастным случаем — тяжелое бремя для тех, на кого она возложена [3].
В Германии экономическое стимулирование мер профилактики несчастных случаев базируется на следующих принципах [3]:
- нацелено на такое улучшение производственной среды, которое выходит за рамки требований законодательства;
- предполагает экономическую выгоду работодателя;
- базируется на финансовом поощрении предприятий, которые обеспечивают здоровые и безопасные условия труда;
- направлено на предотвращение связанного с производством ущерба, а не на оказание помощи пострадавшим;
- базируется на уменьшении страхового взноса в случае осуществления мер по снижению профессиональных рисков по сравнению с уровнями, установленными нормативными актами.
Такая политика позволила значительно сократить число несчастных случаев на производстве. Сто лет назад в Германии на работе ежегодно погибало 10тыс. человек. В 2013г. число смертельных случаев впервые составило менее 500.Только за последние 20лет число несчастных случаев сократилось вдвое [2].
В Испании инспекция труда входит в состав Министерства труда и социальной защиты. Страховые организации, обеспечивающие компенсационные выплаты в случае производственных травм или заболеваний, занимают важное место в системе охраны труда.
В соответствии с законом работодатели, а также рабочие и служащие должны вносить взносы в Национальный институт социальной зашиты, который обеспечивает льготы (пенсия по старости), а также выплаты по болезни и нетрудоспособности. Кроме того, в Испании существуют различные страховые агентства, которые собирают страховые взносы и возмещают средства работодателям на выплату зарплаты рабочим и служащим в период отсутствия их на работе по причине производственных несчастных случаев или заболеваний, а также рабочим и служащим, имеющим любую степень инвалидности, полученную в результате несчастного случая или заболевания. По сути это страховые агентства, уполномоченные Министерством труда и социальной защиты, работающие на неприбыльной основе, их основная роль — оказание финансовой поддержки в период отсутствия на работе, вызванного производственными инцидентами, а также обеспечение компенсационных выплат [4].
Национальный совет по экономике и социальным вопросам в Испании — трехсторонний орган, включающий работодателей, рабочих и служащих, а также правительство, является национальным форумом по вопросам консультации относительно всех предложенных законопроектов, рассматривающих проблемы, связанные с охраной здоровья [5].Требования и нормативные акты, касающиеся охраны труда, обязательны к выполнению всеми предприятиями.
В Бельгии к компаниям установлены определенные требования, имеющие социально-экономический характер, включая обязательства по принятию мер по профилактике травматизма. В случае их невыполнения заключенные контракты разрываются [6].
В Великобритании существуют два вида страхования. Национальное имеет общий характер и находится в руках налогового ведомства. По этой системе на случай травмы, тяжкого заболевания или ряда рисков страхуют всех плательщиков налогов, а не только работающих на предприятии. Для страхования от несчастных случаев на производстве, а также лечения в рамках национальной системы здравоохранения существует страхование, обязательное для владельцев или руководителей всех предприятий, кроме некоторых государственных организаций, поддерживаемых государством фондов и семейных фирм, на которых трудятся только близкие родственники [6].
В Великобритании охрана труда регламентирована законом о фабриках (1961 г.) и законом об охране здоровья и технике безопасности на производстве (1974 г.). В них отражены наиболее важные моменты, которые необходимы для создания безопасных условий для рабочих на предприятиях различных отраслей промышленности [7].
Обеспечение безопасности работников предприятий Великобритании — забота работодателя, выраженная в осуществлении производственных и технологических процессов таким образом, чтобы они несли минимальную опасность для работника. Наниматель также обязан проводить обучение и инструктаж, исключать риски причинения вреда здоровью сотрудников. Интересно отметить, что работодатель может взимать с работника или удерживать из его заработной платы определенные суммы для обеспечения дополнительной безопасности.
В случае чрезвычайного происшествия на предприятии, связанного с нанесением ущерба работникам или материальным ценностям, для расследования причин назначается комиссия по охране здоровья и технике безопасности. Если работником был получен ущерб, то он вправе требовать компенсацию [7].
Во Франции существуют рычаги, обеспечивающие профилактику травматизма. Это возможность для малых и средних предприятий получать финансовые выгоды в рамках соглашений. Органы системы страхования берут на себя совместные обязательства по специальным отраслевым соглашениям, направленным на улучшение охраны труда и здоровья, безопасности труда и гигиены производственной среды. Администрация предприятия и профсоюзные организации активно работают для выполнения условий договора, а региональные органы страхования оказывают им помощь за счет предоставления финансовых субсидий. Суммы финансовой помощи колеблются в пределах от 15 до 70 % требуемого объема вложений, но в среднем составляют 22 % [6].
Разработаны отдельные программы в рамках мер по снижению производственного травматизма для предприятий малого и среднего бизнеса Франции. Например, национальная касса страхования наемных работников дает кредиты предприятиям, имеющим менее 300 работников, на улучшение условий труда на основе одобренных программ, выполнение которых тщательно проверяется. Кредиты представляются на срок 1-3 года. В случае успешного выполнения всех запланированных мероприятий эти кр