Сущность и понятие эффективности управления
Эффективность производственно-хозяйственной деятельности определяется во многом уровнем организаторской работы, эффективностью и качеством деятельности системы управления цехом, предприятием, фирмой. Это объясняется тем, что результаты труда по управлению производством, как отмечал К. Маркс, реализуются в результатах труда «совокупного рабочего» (Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т. 23, с. 517). Для того чтобы трудиться производительно, не обязательно, по словам К. Маркса, «непосредственно прилагать свои руки; достаточно быть органом совокупного рабочего, выполнять одну из его подфункций» (Там же).
К. Маркс отмечал в связи с этим, что «не определённый рабочий, а всё более и более социально-комбинированная способность к труду становится действительным выполнителем совокупного процесса труда … один более работает руками, другой больше головой, один – как управляющий, инженер, технолог и т.д., другой – как надсмотрщик, третий непосредственно как рабочий физического труда или даже как простой подручный, – то всё большее количество функций способности к труду включается в непосредственное понятие производительного труда, а их носители – в понятие производительных рабочих…».
Эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управленческой системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причём эти показатели имеют как количественные так и качественные характеристики.
Таким образом, результаты труда работников аппарата управления выражаются через конечные результаты деятельности производственной системы любого уровня, а совершенствование системы управления предприятием, фирмой через сложный механизм причинно-следственных связей объекта и субъекта управления способствует повышению эффективности производственной деятельности, обеспечивает высокий конечный результат хозяйствования.
Ресурсы и потенциал управления.Развитие управления всегда опирается на конкретный потенциал, который является источником и гарантом развития. Для приобретения нового качества, а именно оно и определяет развитие, необходимы ресурсы.
Но развитие обусловливается не только наличием ресурсов, но и их распределением, использованием и пополнением. Всё это в своей совокупности и характеризует понятие потенциала управления.
Размещение ресурсов (пространство) | ||
Р Е С У Р С Ы | ||
Человеческие | Материальные | |
Информационные | Финансовые | |
Время управления |
Рис. 18.1.1.
Эти ресурсы существуют во времени и пространстве, само их существование определяется временем и пространством. Без учёта этого фактора невозможно понятие потенциала управления. Каждый из видов ресурсов имеет жизненный цикл, продолжительность функционирования и возможного использования, каждый из ресурсов имеет определённый вариант размещения в пространстве.
Пространство и время сами выступают в качестве ресурса управления, потому что если нет помещения, невозможно иметь компьютерную технику, разместить для работы персонал управления. Если нет времени для обработки определённых объёмов информации, сокращаются информационные ресурсы. Именно здесь возникает проблема экономии времени, именно потому и надо экономить время, что оно невосполнимый ресурс управления, а не только среда существования всех остальных ресурсов.
Управлению необходимы следующие виды ресурсов:
·человеческие (персонал управления);
·материальные ресурсы (компьютерная техника и др.);
·информационные ресурсы;
·финансовые ресурсы.
Распределение ресурсов предполагает установление необходимого их соотношения, которое определяется целью управления. В распределении ресурсов существуют приоритеты, и они также определяют потенциал управления. Можно отдавать приоритет технике, можно – информации или человеку. Очень часто сталкиваются приоритеты человека и техники. На этом строится или технократическое, или социально ориентированное управление.
Но распределение ресурсов – это ещё не их использование, хотя в распределении уже закладывается определённый вариант использования ресурсов. В использовании ресурсов главную роль играют нормативы, функции, стимулы и приоритеты.
Использование ресурсов управления – это вовлечение их в определённом порядке в процесс управления, и здесь также могут быть приоритеты и стимулы. Это вовлечение определяется функциями управления, их составом и взаимодействием в процессе управления.
Использование ресурсов предполагает также и необходимые ограничения, которые предназначены для поддержания определённых соотношений, сохранения резервов, что является важным фактором ресурсного обеспечения управления. Ресурсы расходуются, убывают, уменьшаются в любой деятельности человека, в том числе в процессах управления. Поэтому необходимо пополнение ресурсов. Оно определяется целью управления, структурой ресурсов, объёмом или величиной и возможностями пополнения.
Результаты управления. Использование ресурсов – это ещё не эффективность управления. Эффективность возникает тогда, когда использование ресурсов даёт наилучший результат, когда ресурсы и результат управления оказываются соизмеримыми.
Любая деятельность человека имеет три основные характеристики:
·затраты усилий, ресурсов или энергии;
·время, отданное деятельности;
·результат в виде произведённого продукта или услуг или комплекса действий (таким комплексом действий является воздействие).
Но это простейшие характеристики, пользуясь которыми трудно построить рациональный вариант деятельности. Можно затратить много усилий и получить незначительный результат, можно затратить мало усилий и получить ожидаемый результат, но при этом затратить столько времени, что ценность результата становится малой, теряется своевременность ожидаемых результатов. Вот почему в практике управления деятельностью и оценки деятельности существуют показатели, которые являются синтетическими, т.е. построенными на сопоставлении простейших показателей и необходимом их соизмерении.
Это показатели интенсивности деятельности, эффективности и производительности. Названные показатели приемлемы для оценки любой деятельности, в том числе и управленческой.
Интенсивность – соизмерение усилий и времени .
Производительность – соизмерение результата и времени.
Эффективность – соизмерение усилий и результата.
В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы (усилия), легко измерить время, отданное деятельности, трудно выделить результат.
Чаще всего результатом управления считают производственный результат, который предстает в виде продукта, реализованного на рынке. Конечно, любой продукт содержит овеществлённый труд персонала управления. Но какова его часть? Как её измерить? Всегда ли целью управления является только производство продукции? Это очень важные вопросы эффективности управления.
Да и результат может быть различным. Есть конечный результат (выпуск продукта), в котором управление проявляется лишь опосредованно, и можно назвать непосредственный результат – согласование деятельности работников совместного труда для достижения общей цели. Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс показателей: темпы прироста производительности, качества, ритмичность работы, инновационность, целеустремлённость (стратегичность), профессионализм.
Факторы эффективности менеджмента. Эффективность – это соизмерение затраченных усилий, ресурсов или энергии на достижение определённых результатов. Основные факторы эффективности менеджмента можно свести к трём группам:
·использование ресурсов;
·фактор времени;
·целенаправленность управления.
Первая группа факторов характеризует структуру, качество ресурсов, их экономию в процессах управления и возможность пополнения и накопления.
Вторая группа факторов отражает своевременность решений, экономию времени, использование новых технологий и потенциал персонала, способность решать проблемы достаточно оперативно и профессионально.
Третья группа факторов отражает реальность и значительность цели, в соответствии с которой и рассматривается результат деятельности менеджера, его стратегия, учёт рыночных процессов экономического развития.