Понятие эффективности управления

Тема 14

Эффективность управления

Понятие эффективности управления

Оценка эффективности управления имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяются правильность, обоснованность, действенность работы руководителя.

Эффективность управления – это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности. Причем эти показатели могут быть как качественные, так и количественные.

Любые изменения в организации, осуществляемые аппаратом управления, должны отвечать определенным целям, достижение которых предопределяет, будет или нет эффективной работа организации.

Необходимо разделить понятия результативность и эффективность.

По словам П. Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные и правильные вещи», а эффективность – следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи».

Важной характеристикой эффективности является производительность труда. Производительность – это отношение количество единиц на выходе к количеству единиц на входе. Она отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).

Ключевой составляющей производительности является качество. Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация смогла выжить и добиться успеха. Производительность определяет уровень жизни общества, величину налогов, социальные гарантии граждан страны, уровень инфляции. Поэтому главным фактором, который может обеспечить подъем экономики России, является рост производительности общественных и частных организаций. Не сама форма собственности решает дело, а уровень производительности, который она обеспечивает.

Основными понятиями эффективности управления являются:



  • Эффективность труда работников аппарата управления;
  • Эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения);
  • Эффективность системы управления (с учетом иерархии управления);
  • Эффективность механизма управления (структурно-функционального, финансового, производственного, маркетингового и др.);

Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных организаций, работающие в подобных природно-географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.

В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата к затратам. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения на товары и услуги.

Исходя из основных положений общего менеджмента и его функциональных подсистем, в качестве методологических подходов при оценке эффективности можно принять следующие пять направлений:

· Логико-управленческое, ориентированное на рационализацию, целесообразность и оптимальность действий;

· Статистическо-математическое – поиск и подтверждение закономерностей на основе разнообразных расчетов и углубленного анализа;

· Финансово- экономическое – экономическое и финансовое обоснование затрат и показателей деятельности;

· Социально-психологическое – создание и учет социально-психологических условий труда, личностно-коллективных признаков и факторов труда, взаимоотношений и социально-психологического климата;

· Специфико-производственное – отражает производственно-целевые особенности деятельности управляемой системы.

Наряду с оценкой эффективности управления компонентов управления – функций, организационных структур, технологий. Это относится к внутренним факторам самого управления, которые проявляются в то же время как критерии его эффективности. Таким образом, правомерной является оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля. Для этого используется комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции. Так например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей; по функции организации – оснащенность предприятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров; по функции мотивации – используемые методы воздействия на коллектив (поощрение, наказания, их сочетание); по функции контроля – количество нарушений трудовой, технологической дисциплины и др.

Количественная оценка эффективности управления во многом затруднена из-за спецификих особенностей управленческого труда. Они состоят в том, что:

  • Управленческий труд, в том числе по выработке и принятию решений, преимущественно творческий, трудно поддающийся нормированию и учету из-за различных психофизиологических возможностей людей;
  • Фактические результаты, как и затраты на реализацию конкретного решения, далеко не всегда можно учесть количественно из-за отсутствия соответствующей документации;
  • Реализация решения сопряжена с определенными социально-психологическими результатами, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем экономическое;
  • Результаты реализации решения проявляются опосредованно через деятельность коллектива организации в целом, в которой сложно выделить долю затрат управленческого труда. В итоге отождествляются результаты труда разработчиков решений и исполнителей, на которых направлено управленческое воздействие;
  • Из-за существующих трудностей нередко отсутствуют текущий контроль за реализацией решений, в результате деятельность оценивается за текущий период, устанавливается ориентация на будущее с учетом факторов, оказавших влияние в прошлом, хотя в будущем они могут и не проявиться;
  • Затрудняет оценку эффективности решений и временной фактор, поскольку их реализация может быть как оперативной, так и развернутой во времени. Динамизм хозяйственной жизни может привносить нюансы, в совокупности искажающие величину ожидаемой результативности решений;
  • Затруднено и количественное выражение характеристик качества решений как основной предпосылки их эффективности, а также действий и взаимодействия отдельных работников.

Спектр причин, затрудняющих количественную оценку управленческих решений, достаточно велик. Тем не менее теорией и практикой управления разработаны некоторые методологические подходы и методические приемы для ее проведения. Таким образом, в отношении системы управления необходимо применить комплексный подход к выбору критериев эффективности с учетом их дифференцированности по методическому направлению оценки эффективности, которые могут быть определены в соответствии с целями и миссией организации, выбранной философией управления и реальными условиями деятельности системы в целом.

Наши рекомендации