Арсенал средств воздействия для управления
Уточним, что весь персонал аппарата управления мы называем служащими (управленцами), которые делятся на руководителей, специалистов и технических исполнителей. В начале темы было сказано, что нередко все работники аппарата управления принимают участие в выработке (построении) механизма управления, т.е. формировании, поиске и наборе нужных средств воздействия в сложившейся управленческой ситуации.
Следует иметь в виду, что речь идёт о множестве вырабатываемых механизмов управления, необходимость в которых диктуется складывающимися условиями функционирования и развития управляемой (производственной) системы под действием внешних и внутренних обстоятельств (возмущающих воздействий). На среднем предприятии аппарат управления ежедневно вырабатывает десятки механизмов управления для достижения поставленных целей, а каждаяцель воздействиятребует построения механизма её достижения (механизма управления).
Кто вырабатывает (строит) механизм управления.Это прежде всеголинейные руководители, ставящие и формулирующие цель воздействия на всех уровнях (ступенях) управления (рис. 9.7.1.):
Рис. 9.7.1.
Участниками построения механизма управления являются функциональные руководители, возглавляющие службы, отделы и другие звенья управления, и подчинённые им специалисты, технические исполнители. Роли участников выработки механизма управления распределяется следующим образом:
• линейные руководители преимущественно используют средства воздействия;
• остальной управленческий персонал, как правило, готовит(разрабатывает, оформляет, утверждает) средства воздействия.
Механизм управления как сложная конструкция состоит из отдельных элементов и включает:
1) разработку, оформление и утверждение регламентирующих документов – средств воздействия (устава, положений о подразделениях, должностных инструкций работникам, правил, нормативов, стандартов);
2) разработку, оформление и утверждение материалов по методическому инструктированию (инструкции, правила, памятки, предостережения);
3) разработку свода требований дисциплинарного характера;
4) подготовку и издание распорядительных документов – средств воздействия (приказов, распоряжений, предписаний, указаний);
5) разработку систем прибыльного хозяйствования;
6) использование экономических рычагов и стимулов (план, цена, прибыль, кредит, зарплата, хозрасчёт);
7) использование нормативно-правовых актов (законы, указы, постановления);
8) использование администрацией властных полномочий (принимать, увольнять, поощрять, наказывать, разбирать просьбы и жалобы);
9) использование характеристических качеств личности (потребности, интересы, убеждения, знания, умения, темперамент, задатки);
10) использование советов и рекомендаций ученых, специалистов по проблемам управления;
11) подбор комплекса средств воздействия, необходимых для достижения поставленной цели.
Важно отметить, что все средства воздействия – это различные виды информации, которую субъект управления целенаправленно готовит и передает объекту управления для изменения образа его действий. В подавляющем большинстве случаев носителем информации являются разнообразные документы и обязательно человек как объект управления.
Теперь, после всего сказанного о средствах воздействия (управления) можно подвести итог относительно арсенала таких средств на предприятии. Подобно арсеналу любых технических средств средства воздействия не остаются вечно неизменными. Они стареют, требуют замены, обновления, что и составляет предмет заботы аппарата управления.
Кто использует арсенал средств воздействия.Сначала посмотрим, кто располагает всеми средствами воздействия (рис. 9.7.2):
Рис. 9.7.2.
Все без исключения работники аппарата управления используют имеющиеся средства воздействия в зависимости от своего правового статуса, т.е. объем и частота использования средств воздействия наибольшая у линейных руководителей и наименьшая у технических исполнителей. Функциональный (технологический) персонал аппарата управления, как и положено, больше создаёт средства воздействия, а линейные руководители больше их используют для реализации локальных и общих целей организации.
Тема 10