Работа менеджера с типами темперамента человека.
Различают следующие типы темперамента (рис. 9.6.2.):
Рис. 9.6.2.
Таблица 9.6.1
Тип темперамента | Качества, которые следует использовать в работе | Подход к человеку |
Холерик | Активность, энергию, умение зажечь, увлечь, повести за собой людей, быстроту реакции, оперативность | Спокойное рассудительное обращение с ним. Важно отвлечь от второстепенных, ненужных дел и направить его энергию на главное |
Окончание табл. 9.6.1
Сангвиник | Активность, умение находить контакты с людьми и создавать хороший психологический климат в коллективе, высокую работоспособность, гибкость | Исключать однообразную работу, давать больше все более сложные и трудные, интересующие его поручения |
Флегматик | Спокойствие и систему в работе. Невозмутимость, настойчивость, высокую работоспособность в однообразных условиях | Установить и контролировать сроки выполнения работ. Давать задания на продолжительный отрезок времени |
Меланхолик | Высокую чувствительность, глубину и устойчивость чувств, умение сопереживать и войти в положение других | Создавать спокойную обстановку для работы. Задания давать посильные, заранее и на продолжительное время, меньше опекать. Добрым словом поддерживать уверенное настроение, не допускать грубостей |
Различают следующие качества личности (рис. 9.6.3.).
Рис. 9.6.3.
Средства социально-психологического воздействия.Социологические средства воздействия. К ним можно отнести:
• установление и развитие социальных норм поведения (поддержание хороших традиций, проведение социальных обрядов, проведение праздников);
• введение системы социального регулирования (использование договоров, обязательств, установление порядка распределения благ, очерёдности их получения);
• установление системы социального стимулирования (создание обстановки заинтересованности в выполнении какой-либо важной работы, в достижении определённых целей, результатов, рубежей развития, стимулирование повышения образовательного уровня, культурного роста, повышения квалификации, творческого отношения к труду);
• удовлетворение культурных и социальных потребностей (обеспечение возможностей для проведения досуга, внепроизводственного времени, участие в культурных и спортивных мероприятиях);
• создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе (атмосферы целеустремлённости, социальной активности, требовательности, взаимоподдержки и помощи, нетерпимости к нарушениям дисциплины, норм поведения);
• развитие демократических форм управления.
Средства психологического воздействия. К ним относятся:
• формирование трудовых коллективов с учётом психологических характеристик людей (способностей, темперамента, черт характера);
• управление психическим состоянием человека;
• использование (целенаправленно) психических процессов в человеке (памяти, мышления, внимания, воли);
• развитие эмоций, повышающих трудовую активность и устранение – её снижающих;
• формирование или использование определённых психических свойств личности.
Поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы – человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счёте формировать коллектив с едиными целями и задачами.
Приёмы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.