Тема 20. Работа с разными типами словарей

1.В каком случае для выбора правильного варианта не следует обращаться к орфоэпическому словарю:

1.стакан чая – стакан чаю;

2.п<о>эт - п<а>эт;

3.обеспЕчение – обеспечЕние;

4.було<ч>ная - було<ш>ная.

2.В каком случае для выбора правильного варианта следует обратиться к словарю синонимов:

1.добрый - злой;

2.эффектный - эффективный;

3.ключ - ключ;

4.актер – лицедей.

3.В каком случае для выбора правильного варианта следует обратиться к словарю паронимов:

1.духовный – душевный;

2.красный – алый;

3.цехи – цеха;

4.килограмм гороха (-у).

4.В каком случае для выбора правильного варианта следует обратиться к словарю «Управление в русском языке»:

1.Искристый (искрИстый) снег;

2.сложив (сложа) руки;

3.искусно – искусственно;

4.по приезде (-у) домой.

3.

5.Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе вариантов

ходАтайствовать – ходатАйствовать, согласно распоряжению или распоряжения, поделки или подделки, Ш<о>пен - Ш<а>пен:

1.Орфоэпический словарь.

2.Словарь паронимов.

3.Словарь управления.

4.Этимологический словарь.

Заочная форма обучения

Виды текущего контроля:

-написание теста.

Виды итогового контроля:

-зачет.

Тест

ТЕМА: НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

1.Отметьте неверные, на ваш взгляд, высказывания:

-язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей;

-искусственные знаковые системы могут передавать лишь ограниченные по своему содержанию типы сообщений;

-язык не является средством развития культуры и средством ее усвоения каждым из членов общества;

-способность говорить – врожденная способность человека;

-с точки зрения формы речь может быть монологической и диалогической; с точки зрения количества говорящих – устной и письменной;

-речевые произведения, обладающие осмысленностью, цельностью, принято называть текстами;

-обязательная норма закрепляет в языке несколько вариантов употребления;

-«младшая» норма по времени возникновения в языке всегда предшествует «старшей»;

-изменение норм часто вызывается действием законов аналогии и экономии.

2. Расставьте ударения в следующих словах:газопровод, договор, досуг, дремота, изобретение, мусоропровод, мышление, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель, иконопись, созыв, феномен, вероисповедание, диспансер, квартал, недуг, столяр, христианин.

3.Добавьте в схему недостающие звенья:

Стили литературного языка

           
  Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru   Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru   Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru
 




Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru

Книжные

4.Объясните различия следующих паронимов:

Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru единичный     единственный единый
Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru логический     логичный
Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru Тема 20. Работа с разными типами словарей - student2.ru эффективный   эффектный

5.Составьте предложения с данными парами слов, поясняя тем самым их лексическое значение:

ожог ожег________________________________________________________________________________________________________________________________________________

разредить

разрядить____________________________________________________________________________________________________________________________

6.Подберите определения, правильно согласуя их с существительными. Определите род имен существительных:

безе – боа (шарф) – боа (удав) - киви (птица) – киви (фрукт) - кольраби – коммюнике – цунами – кимоно - Калахари – пенальти – салями – табу – хиппи – Батуми – суахили – депо – лото –

Наши рекомендации