Коллектив и группа как объект воздействия.
Коллектив – группа лиц, объединённых общностью целей и задач, сформированная в рамках структурного подразделения и находящаяся под единым руководством.
Первичный коллектив – структурная, не имеющая дальнейшего деления часть основного («вторичного») коллектива.
В первичном коллективе:
• конкретизируются процессы достижения производственных целей и организационно-воспитательные мероприятия;
• непосредственно выражается связь личных и коллективных интересов;
• осуществляются наиболее частые и устойчивые межличностные контакты;
• складываются фактические отношения коллективизма;
• наиболее ярко проявляются морально-психологические конфликты.
Каждый первичный коллектив имеет свои особенности, выступающие как социально-психологические явления (общее мнение, коллективные ценности, предпочтения, нормы, установки, вкусы, настроения, традиции).
Первичный коллектив делится на малые группы.
Малая группа – объединение небольшого (4 – 7 чел.) числа людей, постоянно взаимодействующих между собой на основе общих целей и интересов и непосредственно влияющих друг на друга.
Малые группы подразделяются на формальные и неформальные (рис. 9.6.1.):
Рис. 9.6.1.
Формальные – малые группы, где взаимодействие людей регулируется определёнными правилами, закреплёнными в организационных документах (положениях о подразделениях, должностных инструкциях и т.п.). Они являются структурными ячейками, звеньями (производственная бригада отдел, бюро – управленческие звенья).
Неформальные группы организуются на основе полной добровольности, общности интересов и психофизиологической совместимости.
В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива. Члены неформальной группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.
Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Неформальная группа может работать на то, чтобы продвигать вперёд или тормозить развитие организации. Задача менеджера состоит в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направить в нужное русло их власть.
Этапы формирования производственного коллектива.Назовём их:
1) определение объёма работ и оптимальной численности коллектива;
2) подбор людей в формальный коллектив с учётом их индивидуальных качеств;
3) разъяснение целей и задач коллектива, содержание его производственной деятельности. Изучение деловых, моральных и психологических качеств каждого члена и проектирование формальной структуры коллектива;
4) расстановка людей и испытание в работе её первого варианта, уточнение состава коллектива;
5) утверждение состава коллектива и регламентирование служебного положения каждого работника. Введение общего порядка взаимоотношений;
6) дальнейшее изучение ролевого статуса работников в процессе деятельности данного коллектива, выявление неформальных лидеров и корректировка формальной структуры коллектива.
Виды совместимости работников коллектива. Рассмотри три основных вида.
1. Профессиональная:
• по специальности;
• по уровню квалификации;
• по опыту работы, навыкам неумению.
2. Социально-психологическая:
• общность производственных интересов и целей;
• сходство мотивов деятельности;
• одинаковое мировоззрение;
• близость гражданских и нравственных чувств, культуры;
• совпадение формального лидерства с неформальным;
• правильное распределение ролей между членами коллектива.
3. Психологическая:
• гармоничность психофизиологических реакций;
• бесконфликтность сочетания характеров работников;
• эмпатия членов коллектива (способность понимания психического состояния других людей).