Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Менеджеров всегда интересовало, в каких условиях человек мотивирован к работе по чужому заданию. Этот интерес возрастал по мере расширения личных свобод подчиненного, его превращения в частичного сопредпринимателя. Чем свободнее становился человек, тем важнее осознание того, что им движет, что заставляет приносить больше пользы.
Стремление человека реализовать себя в своем деле бесспорно. Там, где управление и организация труда представляет сотрудникам такие возможности, их труд будет эффективным, а мотивы к труду – высокими. Значит, мотивировать сотрудников – это затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.
Современные теории мотивации. Различные теории мотивации психологического и организационно-экономического направления можно разделить на две группы:
1) содержательные теории мотивации, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений личности (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе (А. Маслоу, Ф. Герцберг и др.);
2) процессуальные теории мотивации – более современные, базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера).
Содержательные теории мотивации.Иерархия потребностей по А. Маслоу. Из всего разнообразия потребностей Маслоу выделяет пять:
1) физиологические потребности (еда, вода, одежда, жилье, воспроизведение рода);
2) потребности в безопасности (защита от преступников и внешних врагов, защита от нищеты и помощь при болезнях);
3) социальные потребности (потребность в дружбе, общении с людьми, принадлежность к коллективу);
4) потребности в уважении;
5) потребности самовыражения.
По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (рис 6.9.1).
Рис 6.9.1.
Такой иерархией Маслоу хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.
В итоге вывод: руководитель должен решить, какие активные потребности движут людьми на данном отрезке времени и ориентироваться на них при решении задач мотивации работников.
Двухфакторная теория Герцберга. Во второй половине 50-х гг. Ф. Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях.
Герцберг выделил две группы факторов (рис.6.9.2):
• мотивации – успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможности творческого и делового роста;
• гигиены – политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения, степень непосредственного контроля за работой.
Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу.
Рис 6.9.2.
Процессуальные теории мотивации. (теория ожиданий, теория справедливости и модель Партера Лоулера). Основная мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение, вознаграждение – удовлетворенность вознаграждением.
То, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает ответ теория справедливости. Речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.
В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:
• установить набор критериев (принципов), которые сильно влияют на поведение сотрудника;
• создать атмосферу, благоприятную для мотивации рабочих;
• активно общаться со своими сотрудниками.