Функция управления как объект регламентации и анализа
Управленческий труд, как и труд по производству продукции и услуг, должен быть организован на научной основе. Только при таком условии может быть обеспечена рентабельность предприятия и его конкурентоспособность. Важнейшим принципом научной организации труда по управлению производством являетсярегламентация функций управления или управленческих работ.
Принцип регламентации означает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций, нормативов, основанных не на произволе лиц, наделенных властью, а на объективных закономерностях, присущих научной организации труда.
Труд любого работника аппарата управления (служащего) состоит из функций, работ и операций и речь должна идти о регламентации такого труда по трем направлениям (объектам регламентации), которыми являются:
• содержание;
• результаты;
• затраты труда.
Регламентация содержания труда призвана решать следующие задачи:
• определить перечень функций, работ и операций, которые должны быть возложены на служащих в соответствии с целями и задачами предприятия;
• определить содержание, объем, периодичность и формы информации, необходимой для выполнения служащими возложенных на них функций, работ и операций;
• распределить функции, работы и операции между управленческими подразделениями в соответствии с принципами рационального разделения труда и построения организационных структур и закрепить их в положениях о подразделениях;
• установить конкретные должностные обязанности каждого работника по выполнению определенных функций, работ и операций исходя из требований рационального разделения труда и использования квалификации работников с закреплением в должностных инструкциях.
Регламентация результатов труда решает следующие основные задачи:
• установить перечень показателей, характеризующих важнейшие результаты деятельности служащих предприятия в целом и каждого структурного подразделения, исходя из главного критерия – степени влияния рассматриваемых частных результатов на реализацию конечных целей организации;
• установить порядок количественной оценки каждого показателя, характеризующего результаты коллективного и индивидуального труда служащих;
• создать основу объективной оценки итогов работы служащих, развития их творческой активности, определения вклада каждого коллектива и работника в достижение общих результатов деятельности предприятия.
Для решения перечисленных задач целесообразно разработать типовые перечни показателей результатов труда служащих, методы их количественной оценки.
Регламентация затрат труда имеет целью установить нормы количества и качества труда, необходимого для выполнения возложенных на служащих функций, работ и операций, а также для достижения требуемых результатов. Эта регламентация базируется на создании и использовании типовых и разработанных на их основе норм времени, норм обслуживания, нормативов численности, квалификационных справочников и других нормативных материалов по управленческому труду.
Для определения трудоемкости управления в структурном подразделении необходимо учесть затраты по всем специальным функциям (работам) и всем общим (основным) функциям и произвести расчет по формуле
, (6.5.1)
где – трудоемкость управленческих работ, час; – трудоемкость специальной функции i-го вида, ч; – трудоемкость основной функции j-го вида, ч; i = 1, 2, … n – число специальных функций; i = 1, 2, … m – число основных функций.
На основе трудоемкости выполняемых в подразделении функций, работ и операций за определенный период (месяц) можно рассчитать требуемую численность управленческого персонала. Прямой метод расчета затрат труда на управленческие работы связан с известными трудностями. Поэтому наиболее приемлемы косвенные методы.
Анализ функций управления. Цель анализа функций управления заключается:
• в установленииотношений между элементами системы, осуществляющими функции управления, и их свойствами;
• в определении направления, интенсивности и количества связей, стоимости их реализации.
При проведении анализа надо учитыватьтребования, предъявляемые к формированию и регламентации функции управления. К ним относятся:
• четкое определение и структурное обособление объектов управления и структурное обособление объектов управления на основе разработанных критериев;
• выделение конкретных функций управления, видов работ и операций;
• четкое разделение труда между функциональными и линейными органами управляющей системы;
• наличие положений о структурных подразделениях управляющей системы и должностных инструкций работников.
Планирование как функция управления
Планирование – это процесс подготовки на перспективу решений о том,что, кем, как, когда должно быть сделано.
А. Файоль так определяет планирование: «План действий – это одновременно и предвидимый результат и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы которые следует применить. Это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то, чем можно располагать в течение определенного периода времени».
О значении планирования А. Файоль пишет: «выражение «управлять значит предвидеть» дает представление о значении, придаваемое планированию в деловом мире. И это справедливо, поскольку предвидение – если и не все в управлении», то, по крайней мере важнейшая его часть».
Рассмотрим этапы планирования (рис. 6.6.1.):
Рис. 6.6.1.
Менеджеру важно знать составляющие планов, покажем их (6.6.2.):
Рис. 6.6.2.
Важнейшимицелями, которые преследуются в планировании деятельности предприятия, являются:
• объем продаж товарной массы;
• прибыль;
• доля на рынке.
Программа – это часть плана, определяющая согласованный по срокам, результатам и ресурсному обеспечению комплекс действий исполнителей по достижению поставленных целей.
Программа может включать такие виды действий:
· размещение заказов на поставку дополнительного сырья;
· закупку новых машин, позволяющих увеличить объем производства;
· наем дополнительного персонала для эксплуатации нового оборудования и т.п.
Нормативы– это расчетные величины затрат рабочего времени, денежных и материальных ресурсов, используемых для планирования хозяйственной деятельности организации (предприятия).
Правила определяют направление и общие границы действий аппарата управления.
Процедура – это строго установленная последовательность действий в конкретных, часто повторяющихся ситуациях.
Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, определенный инструментарий для совершения действий.
Планирование предполагает набор всех методов тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как составление бюджетов (план доходов и расходов), до более сложных – моделирование, разработка планов или отдельных эго разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшить неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.
Сметы – это планы по расходованию денежных средств, необходимые для успеха любого предприятия.
В планировании применяются следующие виды смет:
· смета текущих расходов;
· смета затрат на приобретение материалов, комплектующих изделий;
· смета доходов от реализации;
· смета капиталовложений;
· кассовый план (поступление и расход наличности).
Задачи планирования.Разрабатываемые планы должны обеспечивать:
· комплексное решение социальных и экономических проблем;
· ускорение реализации научно-технических новшеств;
· рациональное использование производственных фондов, материальных трудовых и финансовых ресурсов, усиление режима экономии и устранение потерь во всех звеньях производства;
· образование материальных и финансовых ресурсов, необходимых для пропорционального и сбалансированного развития производства.
Принципы планирования. К ним относятся:
• полнота планирования –учет всех событий и ситуаций, которые могут иметь значение для развития организации;
• точность планирования –использование современных методов, средств, тактик и процедур, обеспечивающих точность прогнозов;
• непрерывность планирования –это не разовый акт, а непрерывный процесс;
• экономичность планирования –расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.
Виды планирования. Планирование определяется теми задачами, которые ставит перед собой предприятие на перспективу. В соответствии с этим планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.
Долгосрочный план (3 – 5 лет) носит описательный характер и определяет общую стратегию предприятия, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. В рамках долгосрочного планирования разрабатываются новые стратегии «продукт-рынок», которые включают в себя анализ возможностей развития новых производств, создание филиалов и т.д.
Среднесрочный план составляется на 2 – 3 года и содержит вполне конкурентные цели и количественные характеристики. На основе изменений номенклатуры и стратегии конкурентной борьбы для каждой группы продукции составляются планы по укрупненной номенклатуре продукции.
Краткосрочный план (на год, полгода, месяц) включает объем производства, планирование прибыли и др. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании – производителя и ее партнеров.
Известны два вида внутризаводского (внутрифирменного) планирования:
• технико-экономическое;
• оперативно-производственное;
Технико-экономическое планирование делится на перспективное (долгосрочное) и текущее. Формой текущего планирования является годовой план – модель экономического и социального развития предприятия (или бизнес-план), который отражает все стороны производственно-хозяйственной деятельности коллектива предприятия.
Оперативно-производственное планирование предусматривает разработку на основе экономического и социального плана развития производства оперативных планов и графиков (месячных, декадных, суточных, сменных и часовых) по отдельным цехам, а внутри цехов – по производственным участкам, рабочим местам.