Организация и обслуживание рабочих мест
Обязательным условием эффективной, высокопроизводительной работы исполнителей при любых формах разделения и кооперации труда являются организация и обслуживание рабочих мест. Понятие «рабочее место» можно рассматривать как первичное звено производственной структуры предприятия. С другой, технической стороны, рабочее место - это зона приложения труда, определённая на основании трудовых и других действующих норм и оснащённая соответствующими средствами, предназначенными для трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей. Рабочие места весьма разнообразны. Они классифицируются по ряду признаков: по профессиям; числу исполнителей (индивидуальные, коллективные); виду производства (основное, вспомогательное); типу производства (массовое, серийное, единичное); по степени специализации (универсальные, специализированные, специальные); по уровню механизации (автоматизированные, механизированные, ручные); по количеству технологического оборудования (одностаночные, многостаночные); по месту нахождения (в помещении, на открытом воздухе, под землей); по условиям работы (нормальные, неблагоприятные и др).
Рабочее место служит первичным звеном, ячейкой любого производственного и трудового процесса; именно на рабочем месте соединяются воедино и взаимодействуют три элемента производственного процесса: предметы, средства труда и сам живой труд работника-исполнителя, а в результате этого взаимодействия создаются новые потребительные стоимости, продукты труда, поэтому организации рабочих мест уделяется большое внимание. Организация рабочего места представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников. Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования. Технические требования: рабочее место должно быть оснащено прогрессивным оборудованием, необходимой технологической и организационной оснасткой, инструментом, контрольно-измерительными приборами, предусмотренными технологией, подъемно-транспортными средствами. Организационные требования: имеющееся на рабочем месте оборудование должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны; найден вариант оптимального обслуживания рабочего места по его своевременному обеспечению сырьем, материалами, заготовками, деталями, инструментом, ремонтом оборудования и оснастки, уборкой отходов, обеспечены безопасные и безвредные условия труда. Экономические требования: организация рабочего места должна обеспечить оптимальную занятость работников, максимально высокий уровень производительности труда и качество работы. Эргономические требования учитываются при проектировании оборудования, технологической и организационной оснастки, планировке рабочего места. Научная организация труда выработала основные направления организации рабочих мест, среди которых: оснащение рабочих мест; планировка рабочих мест; организация обслуживания рабочих мест.
Оснащение рабочего места представляет собой совокупность расположенных в пределах рабочего места основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, инструмента, технической документации, средств связи и сигнализации, средств охраны труда. Набор этих средств зависит от технологического назначения рабочего места, уровня его специализации, системы обслуживания рабочих мест. При проектировании организации рабочих мест прежде всего решается вопрос их специализации, что позволяет оснастить их наиболее производительным оборудованием, усовершенствовать приёмы и методы труда, сократить затраты времени на подготовку к работе и её выполнение, поднять производительность труда и общую культуру производства. Правильное установление профиля рабочего места по его классификационным признакам и кругу выполняемых технологических операций предопределяет его оснащение. Оно должно соответствовать прогрессивной технологии выполнения работ, обеспечивать экономию трудовых затрат, создавать удобства в работе, облегчать труд рабочего и гарантировать его безопасность. В оснащение рабочего места входят: основное технологическое и вспомогательное оборудование, технологическая оснастка (приспособления и инструмент), организационная оснастка и техническая документация. Комплекс постоянного оснащения состоит из следующих элементов: основного технологического оборудования, на котором выполняется определенная часть производственного процесса, со всеми загрузочными, контрольными и предохранительными устройствами; вспомогательного оборудования (подъемно-транспортные устройства, контрольные приборы, испытательные стенды); предметов технологической оснастки (приспособления, модели, штампы, инструмент); предметов организационной оснастки (оборудование для хранения приспособлений, инструмента, запасных частей, вспомогательных материалов, рабочая мебель, тара); устройств, создающих благоприятную обстановку и безопасность в работе; предметов для поддержания на рабочем месте порядка и чистоты.
Оснащение рабочего места зависит от производственно-технических и психологических факторов. К первым относятся: тип производства, технологическое назначение рабочего места, характер трудовых функций, количество участвующих рабочих, уровень специализации; ко вторым — антропометрические, психологические, санитарно-гигиенические, эстетические условия выполнения работ. Средства оснащения рабочего места должны полностью соответствовать содержанию производственного процесса. Эти средства делят на две группы: переменные (временные) и постоянные. Переменные средства оснащения используются для выполнения одной определенной операции. К ним относят приспособления, тару, контрольно-измерительные и рабочие инструменты. Постоянные средства оснащения находятся на рабочем месте всегда. Это основное и вспомогательное оборудование стационарного характера, всегда используемый режущий и измерительный инструмент, стеллажи, шкафчики, элементы освещения и др. Средства оснащения должны способствовать уменьшению физических усилий рабочего, обеспечению благоприятных санитарно-гигиенических и безопасных условий работы, применению рациональных приемов и методов труда.
Рациональное размещение всех предметов оснащения рабочего места обеспечивается его планировкой. Сущность планировки рабочего места заключается в целесообразном и экономически обоснованном размещении предметов оснащения на рабочем месте и самого рабочего места в пространстве производственных площадей предприятия. Поэтому различают внешнюю и внутреннюю планировку рабочего места. Внешняя планировка рабочего места заключается в установлении местоположения конкретного рабочего места по отношению к смежным рабочим местам, к рабочему месту руководителя, проходам и подъездам. При этом необходимо учитывать требования: обеспечение взаимосвязи рабочих мест, экономного использования производственных площадей, обеспечение безопасности труда. Внутренняя планировка рабочего места представляет собой размещение на площади рабочего места всех предметов оснащения, их рациональную компоновку по отношению к работнику и друг к другу. Внутренняя планировка рабочего места также призвана снижать расходы энергии человека, оптимизировать его движения, уменьшать производственную утомляемость и т. д.
Организация обслуживания рабочих является важным элементом организации труда, которая представляет собой установление системы взаимодействия рабочего места и работника, а также с другими работниками. В целом выделяются следующие функции обслуживания: производственно-подготовительная; инструментальная; наладочная; энергетическая; ремонтная; контрольная; транспортная; складская; ремонтно-строительная и хозяйственно-бытовая функция. Структура обслуживания рабочих мест на предприятии складывается из обслуживания средств труда, предметов труда и самого работника. Организация обслуживания рабочего места означает его обеспечение средствами, предметами труда и услугами, необходимыми для осуществления трудового процесса. Практика показывает, что примерно 2/3 всех внутрисменных потерь рабочего времени связаны с недостатками в обслуживании. На предприятиях обслуживание рабочих мест осуществляется по следующим функциям: производственно-подготовительной (комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа); инструментальной (обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента); наладочной (наладка и подналадка оборудования и технологической оснастки); контрольной (контроль качества продукции и соблюдения технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт измерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры); транспортно-складской (приёмка, хранение и выдача материалов, деталей и инструмента, а также доставка к рабочим местам предметов и средств труда и вывоз с рабочих мест готовой продукции.); поддержание в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования (профилактическое обслуживание и своевременный ремонт в соответствии с графиками ППР); энергетической (обеспечение рабочего места всеми видами энергии - электричеством, сжатым воздухом, паром и т.д.); ремонтно-строительной (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки); хозяйственно-бытовой (систематическая уборка производственных помещений и территории, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание). Все эти функции должны выполняться бесперебойно, по определённой системе.
По степени централизации на предприятиях применяются три системы обслуживания рабочих мест:
- децентрализованная − функции обслуживания выполняются либо самими производственными рабочими, либо вспомогательными рабочими, находящимися в тех подразделениях, которые они обслуживают (участок, линия);
- централизованная − обслуживание рабочих мест осуществляется из одного центра, находящегося в ведении цеха, производства, предприятия;
- смешанная (комбинированная) − часть функций обслуживания выполняется централизованно, часть – децентрализованно.
По форме обслуживание может быть стандартным, планово-предупредительным и дежурным. Стандартное обслуживание предусматривает регулярное пополнение рабочих мест предметами труда, принудительную замену режущего и измерительного инструмента и приспособлений, наладку и подналадку оборудования, а также вывоз с рабочего места готовой продукции по заранее разработанному стандарт-плану. При этой форме обслуживания основные производственные рабочие освобождаются от выполнения вспомогательных функций, что позволяет более рационально использовать их рабочее время. Стандартное обслуживание может быть применено в массовом производстве при постоянном закреплении операций за рабочими местами. При планово-предупредительном обслуживании предусматривается выполнение всех соответствующих работ на основе календарных планов-графиков, увязанных с оперативно-производственными планами. Эта форма обслуживания получила широкое распространение в крупносерийном и серийном производстве. В единичном и мелкосерийном производстве преобладает третья форма − дежурное обслуживание. Оно осуществляется по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и сменно-суточным заданиям.
На выбор систем обслуживания оказывают влияние многие факторы: тип производства, характер специализации, номенклатура и др. Однако во всех случаях обслуживание должно быть организовано с учётом следующих принципов:
- функциональность − построение обслуживания по функциональному признаку (т.е. по видам обслуживания);
- плановость − обязательно полная согласованность обслуживания с планом основного производственного процесса;
- комплексность − согласование и увязка регламентов по каждой функции с целью обеспечения полного обслуживания в комплексе;
- предупредительность − своевременность обслуживания, обеспечивающая бесперебойный ход производства;
- оперативность − своевременное устранение выявленных в процессе производства неполадок, перебоев, неисправностей;
- высокое качество и надёжность обслуживания;
- экономичность − организация обслуживания с наименьшими затратами материальных и трудовых ресурсов.