Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения

Еще раз вернемся к смыслу спроса и предложения.

Спрос – это осмысленное решение (готовность) покупателя покупать благо по предложенной цене. Точка на кривой спроса – результат взвешивания приобретаемых выгод и возможных затрат. Это мерило его приобретаемой выгоды. Если благо предлагается по цене, лежащей выше кривой спроса, то приобретение такого товара приносит покупателю убыток. Если предлагаемая цена ниже характеристики спроса, покупатель получает прибыль (выгоду). Таким образом, кривая спроса – граница между выгодной ценой и ценой, приносящей убыток. Область под кривой спроса характеризует выгоду (положительный эффект) покупателя от приобретения товара или другого блага. Область выше кривой спроса характеризует убыток покупателя от приобретения товара.

Решение о приобретении дополнительного количества товара (блага) принимается на основе анализа (взвешивания) дополнительных выгод и затрат. Решение об изменении объема закупок принимается по маржинальному принципу. Поскольку кривая спроса – это зависимость цены и объема, то

 
 
Кривая спроса – кривая маржинальной цены, которую готов платить покупатель за приобретаемую дополнительную единицу блага, не неся убытков.

Если характеристика спроса непрерывна, то для определения выгоды покупателя от приобретения V0 количества товара (блага) необходимо найти значение интеграла Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru . На рис 11а эта величина представлена площадью под кривой спроса.

Купив V0 количества товара, покупатель заплатит поставщику сумму, равную Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru . Это затраты покупателя. Чистый эффект покупателя равен Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru и представлен заштрихованной областью на рис 11б.

Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru

Предложение – это осознанно принятое решение о предоставлении блага по определенной цене. Точка на кривой предложения – результат взвешенных понесенных затрат и возможных приобретений. Если товар продается по цене, лежащей выше кривой предложения, то продажа такого товара приносит продавцу выгоду. Если предлагаемая цена ниже характеристики предложения, поставщик терпит убыток. Так же, как и для спроса, кривая предложения – граница между выгодной ценой и ценой, приносящей убыток. Область под кривой предложения характеризует затраты поставщика на производство товара (блага). Область выше кривой предложения характеризует выгоду поставщика.

Решение об изменении объема производства принимается по маржинальному принципу на основе анализа дополнительных выгод и затрат. Поскольку кривая предложения – это зависимость цены и объема, то

 
 
Кривая предложения – кривая маржинальной цены, которую желает получать поставщик за продаваемую единицу блага, не неся убытков.

Если характеристика предложения непрерывна, то значение интеграла Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru равно переменной части затрат поставщика на производство V0 количества товара. На рис 12а эта величина представлена площадью под кривой предложения.

Продав V0 количества товара, поставщик получит выручку R=pV0. Эффект (прибыль) поставщика равен Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru и представлен заштрихованной областью на рис 12б.

Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru

Если в результате координации спроса и предложения установилась равновесная цена р* с объемом реализации V* , то суммарный эффект поставщика и покупателя называется социальным эффектом. Этот эффект представлен заштрихованной областью на рис. 12 в.  
Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru

Величины эффектов Sпок и Sпос зависят от эластичности спроса и предложения. Чем более эластична характеристика, тем меньший эффект получает участник рынка. Эффекты распределяются обратно пропорционально эластичности игроков.

 
  Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru

Регулирование цен

Регулирование цен может вестись жестко и мягко. При жестком регулировании регулирующим органом назначается конкретное значение цены товара или услуги, которое может отличаться от равновесного значения. При мягком регулировании вводится «потолок» цены, превышение которого не допускается. Существует третий вид регулирования – налоговое.

Жесткое регулирование приводит к избытку или к дефициту товара (услуги), если назначенная цена не совпадает с равновесной. Если регулируемая цена меньше равновесной, то объем продаж на рынке Vрег Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru определяет поставщик. Такое регулирование приводит к несогласованности интересов поставщика и покупателя и к дефициту блага на рынке, рис. 14а. В этом случае Vрег<V*. Если регулируемая цена выше равновесной, то объем продаж определяет покупатель. Такое регулирование ведет к избытку блага.

Важно отметить, что при жестком регулировании снижается суммарный (социальный) эффект от торговли на рынке. Так, для случая, показанного на рис 14а, полученный социальный эффект уменьшается до площади, ограниченной интервалом от 0 до Vрег (заштрихованная область). Оставшаяся не заштрихованная область характеризует недополученный (упущенный) эффект.

 
 
Максимальный социальный эффект от координации спроса и предложения достигается в точке равновесия

Мягкое регулирование ведет к избытку или дефициту блага, если значение равновесной цены лежит за регулируемыми пределами цены. В противном случае мягкое регулирование не препятствует установлению равновесной цены, рис. 14б.

При избытке (перепроизводстве) блага эффект (прибыль) поставщиков

снижается. Дефицит товара на рынке требует содержания распределительной системы, является источником очередей, неудобств и коррупции.

Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru

Получение товара при его дефиците требует от покупателя дополнительных затрат. Фактическая цена для покупателя оказывается выше назначенного регулируемого значения ррег. Фактическая цена может оказаться выше равновесной цены р*.

Одним из видов регулирования является налоговое регулирование. Оно достигается за счет изменения налогового бремени участников рынка. При изменении налогов сдвигаются характеристики спроса и предложения. Налоговое регулирование не приводит к появлению дефицита или избытка блага, но меняет распределение эффектов.

р
Перераспределение эффектов зависит от эластичности спроса и предложения.

                 
  Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru
    Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru
 
  Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru
 
    Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения - student2.ru
   
 
 
S2

S2
Упущенный эффект

D

1,5
0,5
S2пос
S2

Аналогичные рассуждения можно провести для случая введения дополнительного налога на покупателя.

Из рассмотренных примеров могут быть сделаны следующие выводы:

   
 
При эластичном спросе и предложении налоговое регулирование приводит к упущенному социальному эффекту
 
 
Налоговое бремя распределяется в пользу участника рынка, имеющего большую эластичность


Наши рекомендации