Влияние ограничений в производстве и транспорте товара на равновесные цены и эффекты при рыночной торговле

К снижению суммарного эффекта от торговли на рынке приводит не только регулирование цен, но и появление разного рода технологических ограничений.

Рассмотрим случай, когда поставщики не могут обеспечить производство требуемого по условиям равновесия объема V*, а могут произвести меньшее количество товара Vmax. Ограничение в производстве ведет к дефициту товара на рынке. Функция предложения в этом случае имеет вертикальный участок, рис. 15.

Цена р на рынке устанавливается выше равновесной р*. При низкой эластичности спроса на товар эффект (прибыль) поставщика (заштрихованная область) увеличивается по сравнению с прибылью, которую поставщик имел бы при равновесной цене. За счет ограничений возникает упущенный социальный эффект. Суммарный эффект перераспределяется в пользу поставщика.

Можно показать, что чем менее эластичен спрос, тем больший эффект получает поставщик.
Ограничения в производстве при низкой ценовой эластичности товара выгодно поставщику.  
Влияние ограничений в производстве и транспорте товара на равновесные цены и эффекты при рыночной торговле - student2.ru

Часто поставщики используют свое монопольное положение на рынке и вводят ограничения производственных мощностей и создают искусственный дефицит товара. При этом возрастает цена на рынке. Поставщики получают дополнительную прибыль.

Это относится и к электроэнергетике, поскольку электроэнергия – слабо эластичный товар.

Эффективность работы рынка снижается не только от регулирования цен и ограничений на объем производства, но и при появлении ограничений на транспорт товара. На рынках топлива такие ограничения возникают из-за нехватки вагонов, автотранспорта и т.д. На рынках электроэнергии такие ограничения появляются при недостаточной пропускной способности электрической сети.

Пусть на рынке действует один поставщик и один покупатель. Характеристики спроса и предложения показаны на рис. 16. Равновесная цена р* не может быть достигнута из-за ограничений по доставке товара.

Пусть потребителю может быть доставлено только V0 количество товара. В этом случае на рынке устанавливается не единая цена, а разные цены для поставщика рS и для покупателя рD .  
Влияние ограничений в производстве и транспорте товара на равновесные цены и эффекты при рыночной торговле - student2.ru

Кроме упущенной выгоды (площадь АВО) возникает ущерб от недопоставок товара. Этот ущерб выражается площадью рS pD A B. Суммарный эффект от торговли складывается из эффекта поставщика (площадь C pS B) и эффекта покупателя (pD D A).

Ограничения на транспорт товара приводит к появлению многих равновесных цен и снижает суммарный эффект от торговли




В энергетике при ограничениях по пропускным способностям сети выручка pS pD AB изымается в специальный фонд и тратится на развитие электрической сети.

Практическое занятие 2.

Согласование спроса и предложения на товарных рынках

Задача 1.

На электростанции 3 агрегата. Мощности агрегатов и их характеристики издержек (расходные характеристики) приведены в таблице.

№ агрегата Мощность агрегата Р, МВт Расходная характеристика агрегата С(Р), руб
С11)=1200+500·Р1
С22)=1400+600·Р2
С33)=1300+400·Р3

Задание:

Построить характеристику предложения станции для рынка электроэнергии. Определить маржинальную и среднюю цены, если электростанция загружена на 300 МВт.

Задача 2.

Электростанция имеет рабочую мощность 300 МВт.

Известна расходная характеристика (характеристика издержек) на производство электроэнергии С(V)=1200+40V+0,5V2 руб/час.

где С – издержки, V – количество выработанной электроэнергии за час.

Задание:

Построить расходную характеристику, характеристики средних и маржинальных цен.

Задача 3.

На электростанции 4 агрегата. Экономические показатели агрегатов приведены в таблице:

№ агрегата Мощность агрегата, МВт Маржинальная цена , руб/МВтч

Примечание: считается, что маржинальная цена каждого агрегата не зависит от его загрузки.

Задание:

Определить издержки электростанции на производство электроэнергии за час при условии, что в течение часа электростанция имеет нагрузку 320 МВт.

На рисунке приведены графики спроса и предложения на электроэнергию. Решением регулирующих органов цена на электроэнергию установлена в размере 60 коп/кВтч.
МВтч
Влияние ограничений в производстве и транспорте товара на равновесные цены и эффекты при рыночной торговле - student2.ru Задача 4.

       
  Влияние ограничений в производстве и транспорте товара на равновесные цены и эффекты при рыночной торговле - student2.ru
   
Задание.
  1. Ответить, кто определяет объем продажи электроэнергии на рынке?
  2. Определить, к какому дефициту электроэнергии приведет регулируемый уровень цены?
  3. Какую прибыль получат поставщики и покупатели?
 




4. Какой суммарный недополученный эффект возникнет у поставщиков и покупателей электроэнергии при установленном уровне цены?

   
 
Задача 5.   Функция спроса представлена зависимостью p(V)=60-0,2V, а функция предложения p(V)=10+0,1V, (где p – цена, V – объем реализации). Производство имеет ограничение по выпуску продукции Vmax=100.   Задание.
  1. Определить, какая цена установится на рынке?
  2. Какова величина упущенного эффекта?
  3. Какова величина монопольного эффекта?
 
 
Задача 6.   Функция спроса p(V)=60-0,2V. Функция предложения p(V)=10+0,1V. По пропускной способности транспортной системы потребителям может быть доставлено только 100 единиц продукции.   Задание.
  1. Определить, какие уровни цен установятся на рынке?
  2. Какова величина упущенного эффекта?
  3. Какова величина средств, предназначенных для устранения ограничений в транспортной системе?



11. Условия идеальной (совершенной) конкуренции

Это состояние рынка, когда его участники конкурируют между собой, но ни один из них не может влиять на уровень равновесной цены.

Такое условие выполняется при большом количестве малых участников рынка. Это относится как к поставщикам, так и к покупателям. Принудительного регулирования цен при идеальной конкуренции нет.

Важно отметить, что поскольку участники рынка не могут влиять на равновесную цену, у них нет причины заявлять искаженные значения объема производства и приемлемой цены. Поэтому участники заявляют свои «истинные» объемы и «истинные» маржинальные цены.  
При большом количестве малых участников их индивидуальные характеристики спроса и предложения могут быть абсолютно эластичны (Рис. 19.) Суммарные же характеристики имеют возрастающий (для предложения) и убывающий (для спроса) характер. Суммарные характеристики имеют эластичность.

       
    Влияние ограничений в производстве и транспорте товара на равновесные цены и эффекты при рыночной торговле - student2.ru
 
 
Характеристиками предложения поставщиков в условиях идеальной конкуренции являются истинные характеристики предельных затрат

При этом на рынке устанавливается равновесная цена p*, обеспечивающая максимум социального (суммарного) эффекта.

Кроме отсутствия влияния участников на цену рынка существуют другие условия идеальной конкуренции. К ним относятся:

· Однородность продуктов на рынке. Продукция всех поставщиков имеет одинаковое качество. Покупателям безразлично у какого продавца покупать продукт;

· Участники рынка действуют независимо. Они не объединяются в коалиции;

· Участники могут свободно входить в рынок и выходить из него. В рынок в любой момент может войти новый поставщик и вытеснить участников с высокой ценой;

· Покупатели информированы о реальных ценах и возможностях поставщиков. Злоупотребления поставщика ведут к потере клиентов;

· На рынке нет ограничений по объемам производства и по транспортным услугам.

В условиях идеальной конкуренции нет проявлений монополизма, развивается здоровая конкуренция и устанавливается равновесная цена. Идеальная конкуренция ведет к снижению фактических издержек поставщиков и повышению эффективности использования товара покупателями для увеличения их прибыли.

К сожалению, на реальных рынках идеальной конкуренции не существует. На реальных товарных рынках присутствует «несовершенная» конкуренция. Одним из видов такой конкуренции является олигополия. Крайними случаями «несовершенной» конкуренции являются монополия и монопсония[1]. Отдельные участники имеют разную «власть» над рынком и по-разному влияют на рыночную цену.

Кроме того, из-за стремления участников получить максимум своей (индивидуальной) выгоды на реальных рынках часто встречаются разного рода злоупотребления и манипуляции. К ним относятся: сокрытие части предложения, искусственное завышение цены ценоформирующим участником, сговор поставщиков между собой, сговор поставщиков с покупателями.

Для борьбы с манипуляциями регулирующими органами анализируются проявления монополизма. Для этого определяются разные показатели (индексы) для количественной оценки монополизма.

Монополизм

Одним из условий успешной конкуренции на рынке является отсутствие привилегированного положения отдельных участников. В реальных рынках это условие соблюдается не всегда.

Монополия(в переводе с греческого) – единственный продавец. Абсолютная монополия порождает абсолютно неэластичный спрос. Продавец-монополист может как угодно менять цену при неизменном объеме продаж.

Другим видом привилегированного рынка является

Монопсония – вид рынка с единственным покупателем.

Теоретически абсолютной монополии и монопсонии не бывает. У покупателя или продавца всегда есть заменители, но часто эти заменители оказываются слишком дорогими.

Говоря о монополии, можно выделить следующие ее виды:

1.

 
 
Назначенная (искусственная) монополия– это монополия, образующаяся за счет предоставления льгот и привилегий.

Обычно такая монополия вводится государством для повышения стабильности на рынке или в обществе, для повышения безопасности, упрощения государственного управления и т.п.

Примеры искусственных монополий:

· монополия государства на торговлю оружием;

· монополия на торговлю золотом;

· оборот ядерных материалов;

· оборот наркотических средств.

 
 
Естественная монополия –состояние рынка, характеризуемое экономией затрат при росте масштаба производства.  

2.

В естественных монополиях дезинтеграция (дробление) производства экономически не выгодно. В них издержки на производство и реализацию растут медленнее, чем доход при увеличении объема. Обычно такие монополии имеют место в производствах с сетевыми структурами и оперируют с товаром, имеющим малую замещаемость и низкую эластичность спроса и высокие постоянные издержки.

Монопольное положение поставщика и низкая эластичность спроса требуют регулирования цен и деятельности монопольных компании.

       
 
Характеристика затрат при Естественной монополии имеет вид:
    Влияние ограничений в производстве и транспорте товара на равновесные цены и эффекты при рыночной торговле - student2.ru
 

Частичная монополия (олигополия) –состояние рынка, в котором отдельные поставщики могут влиять на рыночную цену.  
3.

У крупных поставщиков характеристика предложения (линейная или нелинейная) может иметь возрастающий характер, рис. 20. Такими поставщиками, как правило, являются производственные объединения, имеющие несколько производителей.

Меняя объем реализуемого на рынке блага, такие поставщики меняют суммарную характеристику предложения, и тем самым воздействуют на значение равновесной цены. Это влияние тем больше, чем менее эластичен спрос на рынке. Такие поставщики имеют некоторую «власть» над рынком. Частичная монополия (олигополия) – обычное состояние большинства действующих товарных рынков.
Влияние ограничений в производстве и транспорте товара на равновесные цены и эффекты при рыночной торговле - student2.ru

Олигополии бывают количественные (когда участники влияют на цену рынка за счет изменения объема реализации) и ценовые (когда участники манипулируют заявляемыми ценами).

Для исследования поведения участников рынка в условиях олигополии применяются специальные математические модели, основанные на теории игр.

Наши рекомендации