Федеральный округ как звено государственного управления.

В мае 2000 г. была проведена реформа государственного управления, связанная с созданием федеральных округов и установлении института полномочных представителей Президента РФ в этих округах.

Ее цель – восстановление жесткой вертикали центральной власти, что позволило в дальнейшем укрепить государственность, предотвратить распад страны, ограничить чрезмерную суверенизацию субъектов Федерации, которая особенно интенсивно шла в начале 1990-х годов.

Подтверждением усиления роли центра стало выделение в январе 2010 г. Северо-Кавказского федерального округа.

Перечень федеральных округов и их состав приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Федеральные округа Российской Федерации и их состав

Округ Субъекты Федерации
Центральный Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва
Северо-Западный Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ; г. Санкт-Петербург
Южный Республики Адыгея, Калмыкия – Хальмг Тангч; Краснодарский край; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, Республика Крым, г. Севастополь
Северо-Кавказский Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская; Ставропольский край
Приволжский Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Пермский край; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области
Уральский Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский – Югра, Ямало-Ненецкий автономные округа
Сибирский Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайский, Забайкальский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области
Дальневосточный Республика Саха (Якутия); Камчатский, Приморский, Хабаровский края; Амурская, Магаданская, Сахалинская области; Чукотский автономный округ; Еврейская автономная область

Миссия нынешних федеральных округов состоит в защите территориальной целостности России.

Занимая огромную площадь (по территории самый маленький федеральный округ – Северо-Кавказский, больше таких европейских стран как Греция, Болгария), федеральные округа приблизили федеральные власти к управлению регионами, усилили оперативность и конкретность работы федеральной власти с ними, соблюдая при этом права и полномочия последних.

Правовое основание для реформирования территориального деления и управления дает российская Конституция, согласно которой:

- в ведении федерации находятся федеративное устройство и территория страны, установление системы федеральных органов власти (ст. 71);

- федеральная исполнительная власть может создавать свои территориальные органы и назначать туда соответствующих должностных лиц (ст. 78);

· назначает своих полномочных представителей в территориальных образованиях и Президент Российской Федерации (ст. 83).

Полномочия центра и полномочия, находящиеся в совместном ведении, перечислены в статьях 71 и 72 Конституции. Наличие сферы совместного ведения центра и субъектов федерации позволяет менять баланс экономической власти без внесения поправок в Конституцию.

Содержательный характер разграничения полномочий между уровнями власти в России позволяет сделать вывод о доминировании центра.

1. Как и в других странах, Центр выполняет геоэкономическую функцию, контролируя основную часть полномочий, связанных с внешними связями государства. К сфере совместного ведения, в которой ограниченные права имеют и регионы, отнесены частные вопросы внешней политики, которые могут затрагивать интересы регионов (координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров, режим пограничных зон).

2. Под контролем центра находятся национальные финансы. В сферу его компетенций входят установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

3. В соответствии с «классической» схемой российский центр занимается определением общих принципов функционирования социально-экономической сферы. К исключительному ведению федерального центра относится создание наиболее общих «правил игры» в экономике и управление федеральными экономическими активами – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

4. Наконец, центр резервирует за собой контроль над отдельными стратегически важными отраслями экономики. В России в качестве таковой определена ядерная энергетика.

Все эти особенности российского законодательства определяют – на уровне доминирующей тенденции – перевес центра над регионами и соответствуют мировой практике.

В каждом федеральном округе президентом назначается полномочный представитель, который формирует свой аппарат управления округом и в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

à Обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти с региональными органами. Органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными организациями.

à Разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.

à Организует контроль за реализацией федеральных программ в округе.

à Принимает действенное участие в решении кадровых назначений в субъектах Федерации, входящих в федеральный округ.

à Организует и проводит согласительные процедуры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах округа.

Задачей полномочного представителя президента в федеральном округе является недопущение противоречий законов РФ и законов субъектов РФ.

Учреждение федеральных округов и института полномочных представителей Президента РФ предполагает решение целого ряда задач в рамках определенных территорий:

● реализация органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

● контроль за исполнением решений федеральных органов власти;

● реализация кадровой политики главы государства;

● регулярное представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в округ

В современной России разработка и реализация региональной экономической политики может проводиться для макрорегионов, субъектов федерации, местных административно-территориальных единиц.

Огромные размеры страны, несоответствие деления страны на субъекты федерации реальному социально-экономическому делению (Россия в этом отношении, скорее, правило, чем, нежели, исключение) порождает все больший интерес к изучению именно макрорегионов.

В зарубежных исследованиях понятие «макрорегион» редко встречается, так как понятие «регион» толкуется очень широко. В отечественной литературе последние годы понятие «макрорегион» нашло широкое применение, что связано прежде всего с появлением новых территориально-административных единиц в виде федеральных округов, однако четкого определения этого территориального образования пока еще нет.

Федеральный округ – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс и инфраструктурой.

Рассматривая в качестве центрального звена (объекта) региональной политики федеральные округа, государство может использовать свои возможности более эффективно при решении важнейших проблем макрорегионов и их территорий с учетом геополитических и геостратегических интересов страны, в числе которых:

· демографический кризис почти во всех федеральных округах страны, особенно в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Во всех федеральных округах страны наблюдается в последние годы снижение численности населения. Для решения демографической проблемы необходимо разработать для каждого федерального округа отдельно. Комплексную федеральную целевую программу с учетом специфики и особенностей данного макрорегиона и его территорий, обеспечивающую геостратегические интересы страны в развитии макрорегиона.

· необходимость регулирования и управления внутренними и внешними потоками миграции. Для успешного решения этой задачи федеральные округа должны разрабатывать собственные комплексные программы исходя из своих потребностей и возможностей, при этом в указанных программах должна быть заложена возможность для взаимодействия и сотрудничества между разными федеральными округами на взаимовыгодных началах;

· необходимость улучшения качества экономической и социальной среды во всех макрорегионах в условиях глобального экономического кризиса;

· создание и развитие опережающими темпами элементов инфраструктуры до уровня развитых государств как необходимое условие сохранения экономического единства страны и ее макрорегионов с учетом размеров нашей территории, а также привлечение инвестиций в регионы;

· обеспечение условий для свободного перемещения товаров и услуг, рабочей силы и капиталов по всей территории Российской Федерации для расширения межрегионального взаимодействия. Федеральный округ может служить оптимальным объектом и мощным инструментом региональной политики для обеспечения этого фундаментального конституционного права на территориях, входящих в него;

· стимулирование перемещения товаров и услуг. Рабочей силы и капиталов в нужные регионы России исходя из геополитических и геостратегических интересов страны. Федеральные округа могут оптимально координировать эти процессы при условии создания в каждом федеральном округе специальных служб с учетом позитивного опыта из мировой практики.

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы определяют специализацию хозяйства региона?

2. Что такое «комплексность хозяйства региона»?

3. Какие задачи поставлены перед полномочным представителем президента РФ в федеральном округе?

4. Чем, на Ваш взгляд, обусловлено увеличение числа федеральных округов?

5. Насколько соответствует понятие «макрорегион» федеральному округу?

6. В чем причина столь разительных различий между федеральными округами РФ?

Наши рекомендации