Анализ и обоснование решения «Собственное производство или поставки со стороны»
ЧЕМ СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОСТАВОК СО СТОРОНЫ?
Предпринимателю не следует производить готовые изделия или отдельные детали, если другие фирмы могут производить и поставлять их более высокого качества и дешевле. Принять решение о собственном производстве или поставках со стороны не так просто. Оно должно быть тщательно продумано. Сказанное относится и к услугам.
Производить самому или приобретать со стороны - задача долгосрочной оптимизации и поэтому относится к области стратегических решений.
В период высокой конъюнктуры предприниматели склонны развивать собственные мощности. Но когда наступает спад, мощности быстро становятся избыточными, и часто слышатся критические высказывания о том, что инвестиции в создание мощностей ошибочны. Если же продукция хорошо продается и имеющихся мощностей не хватает, критикуют за то, что предприятие перешло на поставки со стороны в ущерб развитию собственных мощностей.
Альтернативы собственного производства и поставок со стороны должны быть тщательно обоснованы контроллером при помощи соответствующих инструментов; в этом случае критики относительно принятых решений будет меньше.
Собственное производство и поставки со стороны являются альтернативными формами получения в распоряжение предприятия необходимых продуктов и услуг. Решения о собственном производстве или поставках со стороны должны приниматься, как правило, в следующих случаях:
- сокращение числа фаз производства отдельных продуктов в рамках имеющейся продуктовой программы и при заданных мощностях;
- поставки со стороны отдельных деталей и узлов для вновь
разработанных продуктов; - расширение сбытовой программы путем закупки на стороне
и включения в нее дополнительных готовых продуктов,
- поставки со стороны основных и вспомогательных материалов, инструментов и энергии;
- приобретение на стороне услуг по обслуживанию оборудования, проведению рыночных исследований, рекламе и обработке информации на ЭВМ.
Решения о собственном производстве или поставке со стороны имеют комплексный характер и должны оцениваться с экономической, технологической, качественной и организационной точек зрения.
В рамках стратегического планирования руководство предприятия часто должно принимать решения о собственном производстве или поставках со стороны. На принятие этих решений воздействуют факторы, перечисленные в табл. 63. Кроме того, существуют и прочие влияющие факторы, к которым можно отнести величину имеющихся основных и оборотных средств, достигнутые значения сумм покрытия, а также плановые значения рентабельности оборота и капитала.
Таблица 63
Факторы, влияющие на принятие решения о собственном производстве или поставке со стороны
Функциональная сфера | Влияющие факторы |
Сбыт | Ассортиментная политика Транспарентность рынка Конкуренция Соблюдение сроков поставок Изменения рыночной ситуации |
Производство | Ноу-хау Сохранение рабочих мест Уровень мощностей Квалификация персонала Узкие места в производстве Инвестиционные риски Законодательные ограничения Качество продукции Зависимость от изменения ставок заработной платы Гибкость |
Выводы
Предпринимателю не следует производить готовые изделия или отдельные детали, если другие фирмы могут производить и поставлять их более высокого качества и дешевле
Решение о собственном производстве или поставке со стороны часто трудно; оно должно приниматься с учетом экономической, технологической, качественной и организационной точек зрения Необходимо проанализировать все влияющие на принятие решения факторы
1 6.2. ДЛЯ КАКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ИМЕЮТСЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ?
У каждого предприятия есть альтернативы собственного производства или поставок со стороны. Каждому подразделению предприятия следует обосновать, должна ли определенная функция выполняться самим предприятием или обеспечиваться со стороны. Для сохранения собственного ноу-хау или из-за необходимости соблюдения коммерческой тайны некоторые продукты и услуги не могут поставляться со стороны.
Поскольку решения о собственном производстве или поставке со стороны часто трудны, нужно тщательно проверить все возможные альтернативы. Для этого можно использовать методы оценки, приведенные в табл. 64.
Возможные альтернативы собственного производства или поставок со стороны для подразделений предприятия представлены в табл. 65
Производственные процессы постоянно совершенствуются, разработки новых продуктов требуют наличия ноу-хау, современное оборудование становится все более капиталоемким.
Каждый предприниматель мог бы самостоятельно производить и поставлять на рынок все продукты и услуги Однако для этого ему требуются ноу-хау, станки и оборудование Поскольку эти предпосылки часто отсутствуют и собственные производственные затраты на детали и узлы становятся слишком велики, предприниматель вынужден заказывать на стороне определенные продукты и услуги.
Таблица 64 Содержание и методы оценки альтернатив
Содержание | Методы |
Согласуется ли решение с целями предприятия? | Задание новых целей Корректировка существующих целей |
Насколько велики затраты капитала при собственном производстве в сравнении с поставками со стороны9 | Анализ основных и оборотных средств предприятия |
Будет ли обеспечено качество при поставках со стороны? | Анализ собственных и поставляемых со стороны продуктов |
Какими будут переменные и постоянные затраты при поставках со стороны? | Сравнение совокупных затрат при собственном производстве и поставках со стороны |
Какими будут суммы покрытия при собственном производстве и поставках со стороны? | Расчет переменных и постоянных затрат для обеих альтернатив |
Какое воздействие окажет решение на персонал предприятия? | Сохранение рабочих мест Квалификация персонала |
Какое воздействие окажет решение на экологическую безопасность? | Строительство очистных сооружений Законодательные нормы на применение сырья и материалов, производственные и сбытовые процессы |
Различают две категории продуктов и услуг:
1) продукты и услуги, продаваемые предприятием на сторону;
2) продукты и услуги, потребляемые внутри предприятия.
Поскольку покупатели хотели бы приобретать продукты и услуги напрямую у производителя, для первой категории продуктов и услуг чаще всего подходит собственное производство. Для второй категории обычно предпочтительнее поставки со стороны.
Предприятия довольно часто переходят на поставки со стороны. Например, рекламу зачастую лучше делают сторонние рекламные агенты, а патентные бюро профессиональнее оформляют изобретения Таким образом, существует широкая гамма услуг, выполнение которых можно возложить на третью сторону Малые и средние предприятия и без этого должны ориентироваться на специализированные фирмы, так как возможности привлечения специалистов у них ограничены и связанные с этим затраты слишком велики.
Таблица 65