Анализ и обоснование решения «Собственное производство или поставки со стороны»

ЧЕМ СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОСТАВОК СО СТОРОНЫ?

Предпринимателю не следует производить готовые изделия или отдельные детали, если другие фирмы могут производить и поставлять их более высокого качества и дешевле. Принять ре­шение о собственном производстве или поставках со стороны не так просто. Оно должно быть тщательно продумано. Сказанное относится и к услугам.

Производить самому или приобретать со стороны - задача долгосрочной оптимизации и поэтому относится к области страте­гических решений.

В период высокой конъюнктуры предприниматели склонны раз­вивать собственные мощности. Но когда наступает спад, мощнос­ти быстро становятся избыточными, и часто слышатся критические высказывания о том, что инвестиции в создание мощностей оши­бочны. Если же продукция хорошо продается и имеющихся мощ­ностей не хватает, критикуют за то, что предприятие перешло на поставки со стороны в ущерб развитию собственных мощностей.

Альтернативы собственного производства и поставок со сто­роны должны быть тщательно обоснованы контроллером при по­мощи соответствующих инструментов; в этом случае критики от­носительно принятых решений будет меньше.

Собственное производство и поставки со стороны являются альтернативными формами получения в распоряжение предпри­ятия необходимых продуктов и услуг. Решения о собственном производстве или поставках со стороны должны приниматься, как правило, в следующих случаях:

  1. сокращение числа фаз производства отдельных продук­тов в рамках имеющейся продуктовой программы и при задан­ных мощностях;
  2. поставки со стороны отдельных деталей и узлов для вновь
    разработанных продуктов;
  3. расширение сбытовой программы путем закупки на стороне
    и включения в нее дополнительных готовых продуктов,
  1. поставки со стороны основных и вспомогательных материа­лов, инструментов и энергии;
  2. приобретение на стороне услуг по обслуживанию оборудования, проведению рыночных исследований, рекламе и обработ­ке информации на ЭВМ.

Решения о собственном производстве или поставке со сто­роны имеют комплексный характер и должны оцениваться с эко­номической, технологической, качественной и организационной точек зрения.

В рамках стратегического планирования руководство предпри­ятия часто должно принимать решения о собственном производ­стве или поставках со стороны. На принятие этих решений воз­действуют факторы, перечисленные в табл. 63. Кроме того, су­ществуют и прочие влияющие факторы, к которым можно отнести величину имеющихся основных и оборотных средств, достигну­тые значения сумм покрытия, а также плановые значения рента­бельности оборота и капитала.

Таблица 63

Факторы, влияющие на принятие решения о собственном производстве или поставке со стороны

Функциональная сфера Влияющие факторы
Сбыт Ассортиментная политика Транспарентность рынка Конкуренция Соблюдение сроков поставок Изменения рыночной ситуации
Производство Ноу-хау Сохранение рабочих мест Уровень мощностей Квалификация персонала Узкие места в производстве Инвестиционные риски Законодательные ограничения Качество продукции Зависимость от изменения ставок заработной платы Гибкость

Выводы

Предпринимателю не следует производить готовые изде­лия или отдельные детали, если другие фирмы могут про­изводить и поставлять их более высокого качества и де­шевле

Решение о собственном производстве или поставке со сто­роны часто трудно; оно должно приниматься с учетом эко­номической, технологической, качественной и организаци­онной точек зрения Необходимо проанализировать все влияющие на принятие решения факторы

1 Анализ и обоснование решения «Собственное производство или поставки со стороны» - student2.ru 6.2. ДЛЯ КАКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ИМЕЮТСЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ?

У каждого предприятия есть альтернативы собственного про­изводства или поставок со стороны. Каждому подразделению пред­приятия следует обосновать, должна ли определенная функция выполняться самим предприятием или обеспечиваться со сторо­ны. Для сохранения собственного ноу-хау или из-за необходимос­ти соблюдения коммерческой тайны некоторые продукты и услуги не могут поставляться со стороны.

Поскольку решения о собственном производстве или постав­ке со стороны часто трудны, нужно тщательно проверить все воз­можные альтернативы. Для этого можно использовать методы оценки, приведенные в табл. 64.

Возможные альтернативы собственного производства или поставок со стороны для подразделений предприятия представ­лены в табл. 65

Производственные процессы постоянно совершенствуются, разработки новых продуктов требуют наличия ноу-хау, современ­ное оборудование становится все более капиталоемким.

Каждый предприниматель мог бы самостоятельно произво­дить и поставлять на рынок все продукты и услуги Однако для этого ему требуются ноу-хау, станки и оборудование Поскольку эти предпосылки часто отсутствуют и собственные производ­ственные затраты на детали и узлы становятся слишком велики, предприниматель вынужден заказывать на стороне определен­ные продукты и услуги.

Таблица 64 Содержание и методы оценки альтернатив

Содержание Методы
Согласуется ли решение с целями предприятия? Задание новых целей Корректировка существующих целей
Насколько велики затраты капитала при собственном производстве в сравнении с поставками со стороны9 Анализ основных и оборотных средств предприятия
Будет ли обеспечено качество при поставках со стороны? Анализ собственных и поставляемых со стороны продуктов
Какими будут переменные и постоянные затраты при поставках со стороны? Сравнение совокупных затрат при собственном производстве и поставках со стороны
Какими будут суммы покрытия при собственном производстве и поставках со стороны? Расчет переменных и постоянных затрат для обеих альтернатив
Какое воздействие окажет решение на персонал предприятия? Сохранение рабочих мест Квалификация персонала
Какое воздействие окажет решение на экологическую безопасность? Строительство очистных сооружений Законодательные нормы на применение сырья и материалов, производственные и сбытовые процессы

Различают две категории продуктов и услуг:

1) продукты и услуги, продаваемые предприятием на сторону;

2) продукты и услуги, потребляемые внутри предприятия.

Поскольку покупатели хотели бы приобретать продукты и услуги напрямую у производителя, для первой категории продуктов и услуг чаще всего подходит собственное производство. Для вто­рой категории обычно предпочтительнее поставки со стороны.

Предприятия довольно часто переходят на поставки со сторо­ны. Например, рекламу зачастую лучше делают сторонние рек­ламные агенты, а патентные бюро профессиональнее оформля­ют изобретения Таким образом, существует широкая гамма ус­луг, выполнение которых можно возложить на третью сторону Малые и средние предприятия и без этого должны ориентировать­ся на специализированные фирмы, так как возможности привле­чения специалистов у них ограничены и связанные с этим затра­ты слишком велики.

Таблица 65

Наши рекомендации