Методы и приемы экономического анализа
Методы и приемы экономического анализа
Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными и традиционными приемами системы показателей с целью повышения эффективности производства.
Характерными особенностями метода являются: определение системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность; установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов, на них влияющих; выявление формы взаимосвязи между факторами; выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.
Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.
К экономическим методам анализа относят: сравнение, группировку, балансовый и графический методы.
Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.
Математические методы можно разделить на три группы: методы моделирования (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы математического программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).
Методы экономического анализа находят свое практическое отображение в конкретных приемах или инструментах. Среди них можно выделить традиционные приемы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации, и нетрадиционные (специальные) приемы экономического анализа.
К традиционным приемам относятся:
сравнение (сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни);
относительные (проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы) и средние статистические величины;
способ группировки (используется для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями);
балансовый метод (соизмерение двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию);
графический способ (построение масштабных изображений показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур).
В специальных приемах экономического анализа раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, синтетический характер. Специальные методы экономического анализа используются для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования:
способ цепных подстановок (определение ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные);
способ абсолютных разниц (изменение результативного признака определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора);
процентных, или относительных, разниц (применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя);
сокращенных подстановок (используются подстановки промежуточных произведений факторов);
метод выявления изолированного влияния факторов (основан на вычитании результирующего признака при единственном изменяющемся факторе);
интегральный метод (основан на логарифмическом законе перераспределения факторных нагрузок).
Анализ ликвидности активов и бухгалтерского баланса.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке ее убывания, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам погашения и расположенными в порядке их возрастания. Приводимые ниже группировки осуществляются по отношению к балансу.
В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы организации разделяются на следующие группы:
А1 - абсолютно и наиболее ликвидные активы — денежные средства организации и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги);
А2 - быстро реализуемые активы — дебиторская задолженность и прочие активы.
A3 - медленно реализуемые активы — группа статей «Запасы» раздела II актива баланса, за исключением статьи «Расходы будущих периодов», а также статей «Доходные вложения в материальное ценности» и «Долгосрочные финансовые вложения» (уменьшенные на величину вложений в уставные капиталы других организаций) раздела I актива баланса и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
А4 - труднореализуемые активы — статьи раздела I актива баланса «Внеоборотные активы», за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу. При этом, так как из итога к разделу I актива баланса вычитается только часть суммы, отраженной по статье «Долгосрочные финансовые вложения», в составе труднореализуемых активов учитываются вложения в уставные фонды других организаций.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
П1 - наиболее срочные обязательства — к ним относятся кредиторская задолженность, а также ссуды, не погашенные в срок.
П2 - краткосрочные пассивы — краткосрочные кредиты и заемные средства;
ПЗ - долгосрочные пассивы — долгосрочные кредиты и заемные средства;
П4 - постоянные пассивы, т.е. собственные средства, — статьи раздела III пассива баланса.
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1 >= П1; А2 >= П2; A3 >= ПЗ; А4 <= П4.
Количественные и качественные показатели, характеризующие деловую активность предприятия.
Деловая активность подразумевает эффективное использование ресурсов предприятия и может оцениваться с помощью качественных и количественных критериев.
К первой группе (качественных критериев) можно отнести:
- отраслевая принадлежность предприятия;
- широта рынков сбыта;
-состояние и надежность деловых связей (поставщики и покупатели);
-деловая репутация предприятия;
- масштабы экономической и производственной деятельности предприятия;
- конкурентоспособность выпускаемых товаров, предоставляемых услуг.
Количественные показатели подразделяются на 2 направления:
- абсолютные
- относительные
К абсолютным относят:
- величина вложенного капитала (активов)
- выручка (объем) реализации
- прибыль.
Оптимальное соотношение между темпами роста активов, выручки от реализации и прибыли можно представить следующей формулой:
Та>Тв>Тп,
где Та — темпы прироста активов;
Тв — темпы прироста выручки от реализации;
Тп — темпы прироста прибыли.
прибыль должна увеличиваться большими темпами, чем выручка от реализации и активы.
К относительным показателям относятся коэффициенты деловой активности, характеризующие эффективность использования вложенного капитала (активов). Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования средств предприятия, которая зависит в том числе от их оборота. Относительные коэффициенты деловой активности (оборачиваемости) включают две основные группы:
1) коэффициенты, показывающие скорость оборота, под которой понимается количество оборотов, совершаемых средствами (активами) и источниками их образования (пассивами) за анализируемый период; (чем выше значение показателя, тем лучше)
2) коэффициенты, показывающие продолжительность одного оборота, под которой понимается средний срок, за который возвращаются денежные средства, вложенные в материальные и нематериальные активы. (чем меньше значение показателя, тем лучше)
Анализ технико-организационного уровня производства
Выводы
Предпринимателю не следует производить готовые изделия или отдельные детали, если другие фирмы могут производить и поставлять их более высокого качества и дешевле
Решение о собственном производстве или поставке со стороны часто трудно; оно должно приниматься с учетом экономической, технологической, качественной и организационной точек зрения Необходимо проанализировать все влияющие на принятие решения факторы
1 6.2. ДЛЯ КАКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ИМЕЮТСЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ?
У каждого предприятия есть альтернативы собственного производства или поставок со стороны. Каждому подразделению предприятия следует обосновать, должна ли определенная функция выполняться самим предприятием или обеспечиваться со стороны. Для сохранения собственного ноу-хау или из-за необходимости соблюдения коммерческой тайны некоторые продукты и услуги не могут поставляться со стороны.
Поскольку решения о собственном производстве или поставке со стороны часто трудны, нужно тщательно проверить все возможные альтернативы. Для этого можно использовать методы оценки, приведенные в табл. 64.
Возможные альтернативы собственного производства или поставок со стороны для подразделений предприятия представлены в табл. 65
Производственные процессы постоянно совершенствуются, разработки новых продуктов требуют наличия ноу-хау, современное оборудование становится все более капиталоемким.
Каждый предприниматель мог бы самостоятельно производить и поставлять на рынок все продукты и услуги Однако для этого ему требуются ноу-хау, станки и оборудование Поскольку эти предпосылки часто отсутствуют и собственные производственные затраты на детали и узлы становятся слишком велики, предприниматель вынужден заказывать на стороне определенные продукты и услуги.
Таблица 64 Содержание и методы оценки альтернатив
Содержание | Методы |
Согласуется ли решение с целями предприятия? | Задание новых целей Корректировка существующих целей |
Насколько велики затраты капитала при собственном производстве в сравнении с поставками со стороны9 | Анализ основных и оборотных средств предприятия |
Будет ли обеспечено качество при поставках со стороны? | Анализ собственных и поставляемых со стороны продуктов |
Какими будут переменные и постоянные затраты при поставках со стороны? | Сравнение совокупных затрат при собственном производстве и поставках со стороны |
Какими будут суммы покрытия при собственном производстве и поставках со стороны? | Расчет переменных и постоянных затрат для обеих альтернатив |
Какое воздействие окажет решение на персонал предприятия? | Сохранение рабочих мест Квалификация персонала |
Какое воздействие окажет решение на экологическую безопасность? | Строительство очистных сооружений Законодательные нормы на применение сырья и материалов, производственные и сбытовые процессы |
Различают две категории продуктов и услуг:
1) продукты и услуги, продаваемые предприятием на сторону;
2) продукты и услуги, потребляемые внутри предприятия.
Поскольку покупатели хотели бы приобретать продукты и услуги напрямую у производителя, для первой категории продуктов и услуг чаще всего подходит собственное производство. Для второй категории обычно предпочтительнее поставки со стороны.
Предприятия довольно часто переходят на поставки со стороны. Например, рекламу зачастую лучше делают сторонние рекламные агенты, а патентные бюро профессиональнее оформляют изобретения Таким образом, существует широкая гамма услуг, выполнение которых можно возложить на третью сторону Малые и средние предприятия и без этого должны ориентироваться на специализированные фирмы, так как возможности привлечения специалистов у них ограничены и связанные с этим затраты слишком велики.
Таблица 65
Затраты
Переменные затраты на единицу продукции при линейной функции издержек остаются неизменными. Постоянные затраты на единицу продукции, напротив, снижаются с увеличением выпуска. При заданной выручке прибыль растет со снижением затрат. Таким образом, выбор между собственным производством и поставками со стороны зависит от того, какая альтернатива дает лучший результат по затратам.
Сравнение затрат на единицу продукции при собственном производстве и поставках со стороны только тогда даст правильное решение, когда эти затраты при прекращении собственного производства совсем исчезнут и появятся только при создании собственных мощностей. На практике такие случаи почти не встречаются. Поэтому необходимо установить, какая часть издержек исчезнет при прекращении собственного производства и какая часть издержек возникнет дополнительно при создании собственного производства. Поэтому при исследовании альтернатив необходимо разделить переменные и постоянные затраты и анализировать их по отдельности
Необходимо определить важнейшие составляющие затрат, влияющие на принятие решения о собственном производстве или поставках со стороны. К ним относятся при сокращении числа уровней производства все затраты, которые при поставках со стороны исчезают, т.е. могут быть сэкономлены. Это, как правило, все переменные и сокращаемые постоянные затраты.
В долгосрочном плане постоянные затраты, которые можно сократить, имеют тенденцию к увеличению. Преимущество поставок со стороны с этой точки зрения возрастает по сравнению с собственным производством. При сокращении постоянных затрат предприятие может более гибко реагировать на колебания загрузки мощностей.
На многих предприятиях постоянные затраты относительно велики в силу дороговизны основных фондов. Дегрессивный эффект снижения постоянных затрат может возникнуть лишь при значительном увеличении объемов производства в натуральном выражении: с увеличением выпуска в целом снижаются затраты на единицу продукции (рис. 33).
Если производственные мощности должны возрасти, то постоянные затраты увеличиваются скачкообразно; кривая совокупных затрат на единицу продукции приобретает форму зубьев пилы (рис. 34).
Рис. 33. Изменение переменных, постоянных затрат и затрат на единицу продукции в зависимости от объема выпуска
Рис. 34. Скачкообразное изменение постоянных затрат и затрат на единицу продукции в зависимости от объема выпуска
16.3.2. Объем сбыта / выручка от реализации
Если предприниматель стоит перед дилеммой, наращивать дальше собственные производственные мощности либо перейти на поставки готовых продуктов или деталей со стороны, то он должен сначала рассчитать оптимальную производственную мощность. Трудность расчета на практике заключается часто в отсутствии точных данных об объемах ожидаемого сбыта в натуральном и стоимостном выражении. Затраты же предприниматель может прогнозировать с достаточной точностью.
На предприятии возможности сбыта и производства должны постоянно соответствовать друг другу. Поэтому необходимо тщательно проверять уровень загрузки мощностей на всех стадиях производственного процесса.
Данные о будущих объемах сбыта берутся из отдела сбыта или из результатов рыночных исследований Объем сбыта в натуральном выражении оказывает сильное влияние на решение о собственном производстве или поставках со стороны Поэтому необходимо тщательно проработать эти аспекты.
16.3.3. Закупки
Наряду с рынком сбыта необходимо также тщательно исследовать рынок закупок предприятия. Сбыт и закупки должны определить границы области решений о собственном производстве или поставках со стороны Закупочные цены при собственном производстве или поставках со стороны предоставит отдел закупок. Необходимо также выяснить, можно ли обеспечить регулярность поставок со стороны в требуемых объемах.
16.3.4. Узкие места
В производственных подразделениях предприятия часто возникают узкие места. "Расшивка" узких мест - непростое дело Если возможности сбыта и производства не сбалансированы, то узкое место в одном подразделении обусловливает недогрузку мощностей в других производственных подразделениях. В этих случаях руководство предприятия должно попытаться ликвидировать узкое место путем увеличения мощности участка, на котором это узкое место возникло, или путем поставок со стороны продуктов, обусловивших возникновение узкого места.
Принять решение о собственном производстве или поставках со стороны при наличии узких мест сложно. Если на предприятии только одно узкое место, решение выбирается на базе расчета относительных сумм покрытия. Если есть одновременно несколько узких мест, решение находят при помощи методов линейного программирования.
Качество
Для потребителей важно качество конечной продукции. Поэтому требования, предъявляемые к качеству поставляемых со стороны деталей, продуктов и услуг, должны быть по крайней мере не ниже, чем к производимым на собственном предприятии. В связи с этим необходимо задать поставщикам определенные стандарты качества и организовать регулярный входной контроль и проверку качества на территории поставщика.
Как правило, многочисленные поставщики специализируются на производстве деталей определенной номенклатуры, что делает качество этих деталей чаще всего выше, чем на собственном предприятии. Поэтому необходимо проверить, может ли предприятие обеспечить качество продукции при собственном производстве не ниже стандартов качества сторонних поставщиков.
Технология
С точки зрения технологии необходимо учесть, будут ли при переходе на поставки со стороны утрачены или должны быть переданы имеющиеся собственные ноу-хау. Поставщик может воспользоваться ноу-хау предприятия и на его базе дорабатывать детали и узлы изделия, а затем реализовывать их на рынке самостоятельно. Если детали поставляет только один поставщик, то существует опасность попасть в зависимость от него. Поэтому при поставках со стороны следует по возможности ориентироваться на нескольких поставщиков.
Логистика
Для принятия решения о собственном производстве или поставках со стороны необходимо изучить возможные последствия данного решения для материальных потоков на предприятии. Сокращение числа стадий производства при переходе на постав-
ки со стороны может иметь следствием уменьшение количества оборачивающихся на предприятии деталей и связанных с этим работ в сфере логистики. Основное внимание нужно сконцентрировать на небольшом количестве поступающих деталей и узлов. Напротив, затраты, связанные с приемкой и более интенсивным входным контролем закупаемых деталей и узлов, увеличиваются. Часто возрастают складские затраты. Поэтому при переходе на поставки со стороны с точки зрения затрат рекомендуется использовать метод поставок "точно в срок", что вообще-то возможно только на крупных предприятиях и требует, кроме того, подключения поставщиков к собственной системе логистики.
ВЫВОДЫ
Решение о собственном производстве или поставках со стороны зависит не только от затрат Необходимо учитывать и влияние таких факторов, как сбыт, закупки, наличие узких мест, качество, технология и логистика
1 6.4. КАКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ?
Для принятия решения о собственном производстве или поставках со стороны необходимо тщательно проанализировать существующие альтернативы. Собственное предприятие может еще иметь свободные мощности. Поэтому руководство предприятия должно подумать о том, не следует ли законсервировать собственные мощности. Другой возможностью является расширение собственных мощностей.
Поставка со стороны.
Затраты на приобретение на стороне складываются из следующих элементов:
(дм) | |
отпускная цена производителя + затраты, связанные с закупкой | 7500 500 |
= полная цена приобретения |
Собственное производство.
Поскольку есть свободные мощности, дополнительные постоянные затраты не возникают. Поэтому переменные затраты для производства инструмента являются критерием принятия решения Дополнительные переменные затраты возникают только в сферах закупки и производства.
Дополнительные затраты рассчитываются следующим образом.
В сфере закупок:
а) прямые затраты, связанные с закупкой необходимых для
производства инструмента материалов;
б) переменные косвенные материальные затраты, связанные
с приобретением вспомогательных материалов.
В сфере производства:
а) заработная плата основных производственных рабочих,
связанная с изготовлением инструмента;
б) переменные косвенные затраты на энергию.
Расчет переменных затрат в целом (ДМ):
1 Материалы | |
1 1 Основные материалы | |
1 2 Переменные косвенные материальные затраты | |
1 3 Материальные затраты (1.1 + 1.2) | |
2 Производство | |
2 1 Заработная плата основных производственных рабочих | |
2 2 Переменные косвенные затраты на изготовление | |
2 3 Переменные производственные затраты (2 1 + 2 2) | |
3 Переменные затраты на единицу продукции (13 + 23) | |
Сравнение затрат: | |
при поставке со стороны | |
при собственном производстве | |
Разница |
Р азница между затратами собственного производства и поставкой со стороны составляет 900 ДМ Поэтому выгоднее сделать инструмент самим. В связи с недогрузкой мощностей делать инструмент самим лучше и потому, что это позволяет обеспечить загрузку собственных мощностей.
Калькуляция по продукту
Статьи калькуляции | Переменные затраты, ДМ/шт. | Постоянные затраты, тыс. ДМ/ год |
Основные материалы Заработная плата основных производственных рабочих Энергия | ||
Переменные затраты - всего | ||
Затраты на персонал Затраты на ремонт Калькуляционная амортизация Калькуляционные проценты Прочие затраты | 300 150 600 200 500 | |
Постоянные затраты - всего | ||
Покупка на стороне |
ВЫВОДЫ
Выбор между собственным производством и поставками со стороны сложен Во избежание ошибок следует тщательно проанализировать возможные альтернативы Результат сравнения альтернатив по затратам сориентирован лишь на один из многих критериев выбора Прежде чем принять решение о собственном производстве или поставках со стороны, необходимо наряду с количественными рассмотреть и качественные критерии
Таблица 1.
Таблица 2.
32. Факторный анализ прибыли до налогообложения
Прибыль до налогообложения- это разница между валовой (маржинальной) прибылью и расходами непроизводственного назначения, к которым относятся административно-управленческие расходы и расходы по сбыту произведенной продукции.
В процессе анализа изучают состав и динамику прибыли отчетного и предыдущего года, а также устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли; оценивают влияние выделенных факторов.
Факторы для расчета прибыли для налогообложения:
- выручка от продаж;
- доходы от участия в других организациях;
- проценты к получению;
- прочие доходы;
- себестоимость продаж;
- коммерческие расходы;
- управленческие расходы;
- проценты к уплате и прочие расходы.
Методика расчета факторных влияний на прибыль до налогообложения:
Расчет общего изменения прибыли до налогообложения:
∆Пн/о = Пн/о1 - Пн/о0,
где ∆Пн/о – изменение прибыли до налогообложения;
Пн/о1 – прибыль до налогообложения отчетного года;
Пн/о0- прибыль до налогообложения базисного года.
1) Расчет влияния на прибыль до налогообложения изменений фактора «выручка от продаж»:
Пн/офактор1=ПП0/ВР0*(ВР1-ВР0), где ПП0 – прибыль от продаж базисного периода;ВР1 – выручка в отчетном периоде;ВР0 – выручка а базисном периоде.
2) Расчет влияния на прибыль до налогообложения изменений фактора «доходы от участия в других организациях»:
Пн/офактор2=Дуч.др.орг.1- Дуч.др.орг.0, где Дуч.др.орг.1 – доходы от участия в других организациях отчетного периода; Дуч.др.орг.01 – доходы от участия в других организациях базисного периода.
3) Расчет влияния на прибыль до налогообложения изменений фактора «Проценты к получению»:
Пн/офактор3=%к получ.1-%к получ.0, где %к получ.1 – проценты к получению в отчетном периоде; %к получ.0 - проценты к получению в базисном периоде.
4) Расчет влияния на прибыль до налогообложения изменений фактора «Прочие доходы»:
Пн/офактор4=Дпроч.1-Дпроч.0, где Дпроч.1 – прочие доходы отчетного года;Дпроч.0 - прочие доходы базисного года.
5) Расчет влияния на прибыль до налогообложения изменений фактора «Себестоимость продаж»:
Пн/офактор5= - ВР1*(Сб1/ВР1-Сб0/ВР0), где ВР1 – выручка отчетного периода;ВР0 – выручка базисного периода;
Сб1 – себестоимость отчетного периода;Сб0 - себестоимость базисного периода.
6) Расчет влияния на прибыль до налогообложения изменений фактора «Коммерческие расходы»:
Пн/офактор6= - ВР1*(Рк1/ВР1-Рк0/ВР0), где Рк1 – коммерческие расходы отчетного периода;Рк0 - коммерческие расходы базисного периода.
7) Расчет влияния на прибыль до налогообложения изменений фактора «Управленческие расходы»:
Пн/офактор7= - ВР1*(Ру1/ВР1-Ру0/ВР0), где Ру1 – управленческие расходы отчетного периода;Ру0 - управленческие расходы базисного периода.
8) Расчет влияния на прибыль до налогообложения изменений фактора «Проценты к уплате»:
Пн/офактор8= - %к упл.1-%к упл.0, где %к упл.1– проценты к уплате в отчетном периоде; %к упл.0 – проценты к уплате в базисном периоде.
9) Расчет влияния на прибыль до налогообложения изменений фактора «Прочие расходы»:
Пн/офактор9=-(Рпроч.1-Рпроч.0,), где Рпроч.1 – прочие расходы отчетного года;Рпроч.0 - прочие расходы базисного года.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли до налогообложения за отчетный период, что выражается следующей формулой:
∆Пн/о = Пн/о1 - Пн/о0=∑ Пн/о факторы1-9, где ∆Пн/о - общее изменение прибыли до налогообложения; Пн/о факторы1-9 - изменение прибыли до налогообложения за счет i-го фактора.
Анализ движения ОС
Данные о наличии, износе и движении ОС служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия.
Оценка движения ОС проводится на основе коэффициентов (табл.9), которые анализируются в динамике за ряд лет.
Таблица 9
Показатели движения и состояния ОС
Наименования показателей | Методы расчета | Экономическая интерпретация показателей | ||
1. Показатели движения | ||||
1.1. Коэффициент поступления ввода (КВВ) | Доля поступивших ОС за период | |||
1.2. Коэффициент обновления (Коб) | Доля новых ОС на предприятии | |||
1.3.Коэффициент выбытия ОС (Квыб) | Доля выбывших ОС за период | |||
1.4.Коэффициент прироста (Кпр) | Темп прироста ОС | |||
2. Показатели состояния | ||||
2.1. Коэфициент износа (Ки) | Доля стоимости ОС перенесенная на продукцию Ки = 1 - Кг | |||
2.2. Коэффициент годности (Кг) | Уровень годности ОС Кг = 1 - Ки | |||
Таблица 2.2 - Показатели эффективности использования основных средств
Группа показателей | Показатель | Экономическая характеристика | Порядок расчета | Единицы измерения |
Обобщающие показатели | Фондоотдача, ФО | отражает, сколько выпущенной продукции приходится на 1 рубль основных средств. | ВП/ОС | руб/руб |
Фондоемкость, ФЕ | отражает, сколько основных средств в стоимостном выражении обеспечивало выпуск продукции на 1 рубль продукции | ОС/ВП | руб/руб | |
Рентабельность R | характеризует отдачу в виде прибыли, которая приходится на рубль стоимости основных средств. | ЧП/ОС | руб/руб | |
Фондовооруженность, Фв | отражает сколько основных средств в стоимостном выражении приходится на 1 работника | ОС/ССЧ | руб/чел | |
Частные показатели | Коэффициент экстенсивного использования оборудования, Кэкст | отражает уровень использования оборудования по времени | Тф/Тпл | час/час |
Коэффициент интенсивного использования оборудования, Кинт | отражает уровень использования основных средств по мощности | ЧВф/ЧВпл | машино-час/машино-час |
ЧИСТАЯ ТЕКУЩАЯ СТОИМОСТЬ
На предприятии, где разрабатываются проекты и руководство которого заинтересовано в их эффективной реализации, следует отдавать предпочтение только тем из них, для которых NPV имеет положительное значение. Однако при сравнении проектов, не сопоставимых по масштабу деятельности, большее значение NPV не всегда соответствует более эффективному варианту капиталовложений. Таким образом, при всех достоинствах этот метод не позволяет сравнивать проекты с одинаковой NPV, но разной капиталоемкостью.
В таких случаях можно использовать следующий критерий.
ИНДЕКС ПРИБЫЛЬНОСТИ . Данный индекс показывает относительную прибыльность проекта, или дисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта, в расчете на одну единицу вложений. Он рассчитывается путем деления дисконтированной стоимости притоков денежных средств на приведенную стоимость денежных оттоков:
Если Р1 > 1,0, то проект привлекателен. Этот метод можно использовать для ранжирования проектов с различными затратами.
Очевидно, что выбор ставки процента при подсчете NPV и РJ, а следовательно, и расчет соответствующего коэффициента дисконтирования оказывают значительное влияние на итоговый результат расчета и, таким образом, на его интерпретацию. Величина ставки процента зависит от темпа инфляции, минимальной реальной нормы прибыли и степени инвестиционного риска. (Минимальной нормой прибыли считается наименьший гарантированный уровень доходности на рынке капиталов, т.е. нижняя граница стоимости капитала, или альтернативная стоимость.) В качестве приближенного значения ставки процента можно использовать существующие усредненные процентные ставки по долгосрочным банковским кредитам.
ВНУТРЕННЯЯ НОРМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА. Этот показатель представляет собой такую величину ставки процента, при которой чистая приведенная стоимость проекта будет равна нулю, т.е. приведенная стоимость ожидаемых притоков денежных средств равна приведенной стоимости оттоков (при этом возмещается инвестированный капитал):
Если IRR превышает требуемую норму доходности в данной отрасли, то проект имеет смысл принять.
Данный показатель можно интерпретировать по-разному. Значение IRR можно трактовать как нижний гарантированный уровень прибыльности инвестиционного проекта. Таким образом, если IRR превышает базу сравнения — среднюю стоимость капитала (например, ставку по долгосрочным банковским активам) в данной отрасли, то проект можно считать привлекательным. Внутренняя норма рентабельности определяет максимальную ставку платы за привлекаемые источники финансирования проекта, при которой последний остается безубыточным. При оценке эффективности общих инвестиционных затрат, например, это может быть максимальная ставка по кредитам.
IRR рассчитывается обычно методом итерационного подбора значений ставки процента при вычислении NPV проекта. Различные электронные таблицы (Lotus 123, QPRO, Exel и др.) содержат встроенные модули расчетов NPV, IRR и других критериев, позволяющие автоматизировать рутинные арифметические операции исчисления их значений.
К достоинствам описываемого метода относятся объективность, независимость от абсолютного размера инвестиций, оценка относительной прибыльности проекта, информативность. Кроме того, он легко может быть приспособлен для сравнения проектов с различными уровнями риска: проекты с большим уровнем риска должны иметь большую внутреннюю норму доходности. Недостатки данного метода: сложность расчетов и возможная субъективность выбора нормативной доходности, большая зависимость от точности оценки будущих денежных потоков.
При оценке эффективности инвестиций используется дисконтированный аналог критерия срока окупаемости проекта (Payback Period— РВ) — период, за который приведенная суммарная прибыль от проекта полностью покроет интегральные дисконтированные затраты, в том числе и первоначальные инвестиции.
Критерии NPV, IRR, PI и РВ, наиболее часто применяемые в инвестиционном анализе, служат фактически для одного и того же — расчета показателей эффективности проекта на основе определения чистого дисконтированного потока денежных средств, поэтому их результаты взаимосвязаны. Для каждого проекта можно ожидать выполнения следующих соотношений:
если NPV> 0, то РJ > 1 и IRR > r;
если NPV < 0, то PI < 1 и IRR < r;
если NPV = 0, то PI = 1 и IRR = r,
где r — требуемая норма доходности.
Методы и приемы экономического анализа
Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными и традиционными приемами системы показателей с целью повышения эффективности производства.
Характерными особенностями метода являются: определение системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность; установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов, на них влияющих; выявление формы взаимосвязи между факторами; выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.
Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.
К экономическим методам анализа относят: сравнение, группировку, балансовый и графический методы.
Статистические методы включают в себя использование средних и отн