Конспект урока на тему «Алгоритм и исполнитель»
Конспект урока по теме:
"Алгоритм. Исполнители алгоритмов"
Цели урока:
Образовательные:
- формирование и закрепление навыков по составлению и выполнению алгоритмов;
- проверка знаний;
- повышение интереса к изучению предмета;
- воспитание навыка быстрого мышления.
Развивающие:
- способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
- способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;
- развитие творческой активности учащихся;
- развитие познавательных интересов.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопомощи и взаимоуважения
Тип урока: закрепление полученных знаний
Оборудование: раздаточный материал, компьютер,
проектор, презентация к уроку
Ход урока
Этап | Действия учителя | Действия ученика | время |
1.Орг.момент. Взаимодействие учителя и учеников | Приветствует учеников. Проверяет по журналу учеников. Дает задание поставить тему урока ,для этого необходимо разгадать кроссворд(в ответ написать слово которое получится под номером(8). Слово, данное в кроссворде и связать их союзом (и) (Задания по конспекту 1) | Выполняют задание | 3 мин. |
3. Устный опрос. | - Кто такой исполнитель? - Кто может быть исполнителем? - Что такое алгоритм .Учитель диктует детям определение | Предполагают ответы на поставленные вопросы | 3 мин. |
4. Выполнение упражнений по теме. | Дает задание (Задания по конспекту 1) | Выполняют задание | 30 мин. |
5.Проверка ясности понятий | Спрашивает на выбор 5 учеников | Отвечают как они поняли данные определения | 3 мин |
6.Д.З | |||
( Задания по конспекту 1)
Таблица 1. Определить соответствие в таблице.
Определите соответствие в таблице:
Исполнитель | Команда |
Стиральная машина | Печатать |
Собака | Полоскать |
Человек | Сидеть |
Компьютер | Сварить картофель |
- А каждый ли исполнитель может исполнить любую команду? Почему?
- Что такое система команд исполнителя?
- Какие команды выполняют эти исполнители?
Игра.
Объяснение: Учитель на время становится «роботом». Робот – это машина, он во всем слушается человека и выполняет только те команды, которые ему заранее определяют. Давайте попросим съесть робота конфету. Что он должен сделать?
- Итак, командуйте! (Дети подают разные команды).
Объясняю – это обертка невскрытая, значит надо развернуть, и надо взять, а не хватать ртом и т.д. Определили следующую последовательность команд:
1. Возьми конфету
2. Разверни конфету
3. Съешь конфету
4. Выброси фантик в мусорное ведро.
В качестве робота-исполнителя вызывается ученик.
Задание «Нарисуй на доске солнышко» (выбирается 1 ученик).
1. Подойди к доске
2. Возьми мел
3. Нарисуй солнышко
4. Положи мел на место
4. На поле Робота расположены стены, как показано на рисунке. Нужно перевести Робота в клетку D. Составьте текстовый алгоритм.
2 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 4 вверх, 1 вправо,
4 вниз, 1 вправо, 2 вверх.
5.Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа
1) Составить текстовый алгоритм.
У Маши день рождения. Сергей решил подарить ей все цветы, что растут на поляне. Составьте алгоритм для Сергея. Постарайся, чтобы команд было меньше!
7. Виды алгоритмов
- Какие виды алгоритмов мы знаем? (по способу представления и по последовательности выполнения команд)
1. Составь блок-схему алгоритма для решения задач.
Клоун Вася показывал фокусы: сначала из шляпы он достал 3 кроликов, потом 5 цветных платочков, затем 8 разноцветных шариков и, наконец, 4 попугаев.
Сколько животных и предметов всего клоун Вася достал из шляпы?
2.Составь блок-схему алгоритма для решения задачи.
Красная Шапочка гуляла по лесу и собирала цветочки. Она сорвала 5 колокольчиков, 6 незабудок и 4 василька. Вдруг сзади кто-то захихикал. Красная Шапочка оглянулась и увидела Серого Волка.
- Милая Красная Шапочка, поделись со мной цветами: если у тебя больше 7 цветочков, дай мне 5, а иначе подари, хотя бы 3.
Сколько цветов осталось в букете у Красной Шапочки?
8. Логическая игра «Звёздный бульвар»
Пройти по плиткам так, чтобы к финишу собрать, ровно 20 звёздочек. Учти, что нельзя посещать одну плитку дважды, двигаясь по диагонали, и «наступать» на ель и солнце.
СТАРТ | ||||
ФИНИШ |
9. Домашнее задание: составить текстовый и графические алгоритмы лепки снеговика.
Ответ пишите сверху в низ
1)Лучший друг человека?
2)Им пишут на доске?
3)Их лепят зимой?
4)Что зимой ест корова?
5)Персонаж басни потерявший сыр?
6)Его выстругали из полена?
7)Настольная игра где есть ладья, конь и ферзь
И | |||||||||||
С | 6) | ||||||||||
1) | 3) | 4) | П | 7) | |||||||
2) | 5) | О | |||||||||
Л | |||||||||||
Н | |||||||||||
8) | И | ||||||||||
Т | |||||||||||
Е | |||||||||||
Л | |||||||||||
Ь | |||||||||||
Заключение
В ходе проведенного исследования был осуществлен теоретический анализ учебников и литературных источников по теме, который позволяет сделать следующие выводы.
Раздел «Алгоритм и исполнители» в различных учебных пособиях освещен по разному, но несмотря на это в данной работе удалось представить необходимый минимум учебного материала, который подлежит обязательному рассмотрению.
На основе анализа различной литературы доказывается необходимость рассмотрения такой формы представления алгоритма как блок-схема, так как она помогает обеспечить структурное представление алгоритма, что играет немаловажную роль при формировании алгоритмического мышления.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости практического подкрепления данного раздела, основанного на различных формах построения алгоритма, но при этом основной упор должен быть сделан на одну конкретную среду программирования для формирования навыков построения целой библиотеки алгоритмов с возможностью дальнейшего освоения других сред.