Упражнения для изучения клавиатуры
(русский шрифт)............................................... ю
Упражнение 1.1
Основная позиция............................................................................. 11
Упражнение 1.2
Зона указательных (2) пальцев ..................................................... 14
Упражнение 1.3
Зона среднего (3) и безымянного (4) пальцев........................... 18
Упражнение 1.4
Зона мизинцев.................................................................................... 21
Упражнение 1.5
Закрепление и автоматизация письма на буквенных
рядах клавиатуры ............................................................................. 25
Открытые слоги....................................................................... 26
Закрытые слоги ................................................................... 28
Упражнение1.6
Клавиши Enter, Shift, Ctrl, Alt и Caps Lock.................................... 31
Тренировочные упражнения.............................................. 31
Упражнения на закрепление материала ..................... 34
Упражнение1.7
Знаки верхнего ряда клавиатуры. Цифры и знаки - = \...... 36
Тренировочные упражнения.............................................. 37
Упражнения на закрепление материала ..................... 38
Упражнение1.8
Знаки (:?%;*№«()!_ + \)........................................................... 40
Тренировочные упражнения ............................................. 40
Упражнения на закрепление материала ..................... 42
Упражнение 1.9
Развитие скорости печати............................................................... 44
Тренировочные упражнения.............................................. 46
Упражнения на развитие зрительного опережения.... 49
Тексты....................................................................................... 51
Упражнение 1.10
Общие правила оформления печатных работ......................... 54
Заключение........................................................................................................... 55
Часть II
Упражнения для изучения клавиатуры
(латинский шрифт)........................................................ 56
Упражнение 2.1
Основная позиция....................................................................... 57
Упражнение 2.2
Зона указательных (2) пальцев ............................................... 60
Упражнение 2.3
Зона среднего (3) и безымянного (4) пальцев..................... 64
Упражнение 2.4
Зона мизинцев.............................................................................. 66
Упражнение 2.5
Закрепление и автоматизация письма на буквенных
рядах клавиатуры........................................................................ 70
Открытые слоги ................................................................ 71
Закрытые слоги.............................................................. 73
Упражнение 2.6
Клавиши Shift,-Ctrl, Alt и Caps Lock. Знаки :""{}<>? ..... 75
Тренировочные упражнения ....................................... 75
Упражнения на закрепление материала .............. 76
Упражнение 2.7
Знаки верхнего ряда клавиатуры. Цифры и знаки - = \...... 81
Тренировочные упражнения ....................................... 82
Упражнения на закрепление материала .............. 85
Упражнение 2.8
Знаки четвертого (верхнего) ряда клавиатуры.................... 86
Тренировочные упражнения........................................ 86
Упражнения на закрепление материала ............... 88
Методические указания............................................... 90
Упражнение 2.9
Закрепление и автоматизация письма на буквенных
рядах клавиатуры. Трехбуквенные слоги ............................. 92
Упражнение 2.10
Закрепление и автоматизация письма на буквенных
рядах клавиатуры. Четырехбуквенные слоги...................... 99
Упражнение 2.11
Наиболее употребительные начальные и конечные
буквосочетания............................................................................. 103
Упражнение 2.12
Развитие зрительного опережения ....................................... 105
Упражнение 2.13
Закрепление навыков.................................................... ,........... 107
Тексты ................................................................................ 107
Заключение.....................................................................................................116
ПрИЛОЖеНИЯ.................................................................................................117
Приложение 1
Схема клавиатуры текстового редактора «Word».............. 117
О
Приложение 2
Схема русской клавиатуры........................................................ 118
Приложение 3
Схема латинской клавиатуры....................................................... 119
Приложение 4
Таблица русских криптограмм для исправления ошибок.... 120
Приложение 5
Таблица латинских криптограмм для исправления
ошибок ................................................................................................ 121
Приложение 6
Табель достижений в изучении русской клавиатуры......... 122
Приложение 7
Табель достижений в изучении латинской клавиатуры........ 124
MICROSOFT WORD (ЛЕОНТЬЕВ В. П.)
Интерфейс Microsoft Word............................................................................. 129
Текстовое меню................................................................................. 129
Кнопочная Панель Операций (Панель инструментов)..... 133
Панель форматирования.............................................................. 137
Линейка.......................................................................................... 139
Область задач .................................................................................. 140
Создание и открытие документа Microsoft Word....................................141
Выделение участка текста........................................................................143
Работа со шрифтами....................................................................................144
Изменение вида текста. Границы абзацев............................................... 145
Использование оформительских «тем»...................................................146
Использование стилей................................................................................147
Создание оглавления и указателей........................................................148
Вставка изображений.......................................................................................150
Вставка надписей и заголовков...................................................................152
Вставка таблиц...................................................................................................153
Разбивка на страницы. Нумерация страниц........................................154
Использование «Автозамены»................................................................154
Проверка орфографии.....................................................................................155
Как предохранить текст от потери при сбоях?........................................156
Сохранение документа................................................................................158
Горячие клавиши Microsoft Word.............................................................160
«РУССКИЙ ОФИС» — ПОЛЕЗНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ (ЛЕОНТЬЕВ В. П.)
ОРФО — проверка орфографии....................................................................164
FineReader — распознавание текста..........................................................165
PROMT — перевод текста...........................................................................168
Список литературы ........................................................ 171
OfcJODEJ ЕЛО EЮtЖЗUfcЮIOI£JD
НАБОР НА КОМПЬЮТЕРЕ (Березина Н.М.)
Предисловие
За шестьдесят с лишним лет работы Государственного учебного центра «ГЗОС» обучение в нем прошли десятки тысяч слушателей-заочников. Большинство из них научились стенографировать. А многим (секретарям, делопроизводителям, журналистам и пр.) необходимо было овладеть техникой современной машинописи, т. е. уметь печатать десятью пальцами, не глядя на клавиатуру, с достаточной скоростью.
И это им удалось!
Конечно, лучше учиться печатать очно, так, чтобы преподаватель был рядом и наблюдал за вами, учитывая все ваши сильные и слабые стороны, отмечая ваши промахи и достижения, заставляя преодолевать лень и поощряя ваши старания.
Но сейчас вам придется работать в рамках нашей методики самостоятельно — и только упорство может обеспечить вам приобретение прочных навыков.
Итак, работаем, помня, что ловить вас на ошибках некому, деньги вами вложены, время идет, а результат необходим.
Обучение работе на клавишных устройствахскладывается из двух частей:
• освоение клавиатуры «слепым десятипальцевым способом письма»;
• совершенствование техники письма, повышение скорости.
Продолжительность освоения клавиатуры можно оценить довольно точно — в среднем от четырех до десяти часов. За это очень недолгое время можно научиться печатать с минимальной скоростью.
Что касается роста скорости письма, то в этой области трудно делать какие-либо прогнозы. Здесь важны мотивы, которые вами руководят, возраст, психологические особенности, навыки игры на музыкальных инструментах и многое другое. Контрасты в темпах обучения у разных людей весьма велики. Постоянная практика и специально разработанные упражнения позволят вам быстро приближаться к желаемым результатам.
В первую очередь необходимо определить, на каком устройстве вы будете обучаться: на пишущей машине или на компьютере. А если на компьютере, то в каком текстовом редакторе. Буквы на клавиатурах располагаются в этих случаях очень похоже, но не одинаково. Даже небольшое несовпадение имеет значение, так как главная цель обучения машинописи — научиться печатать «слепым десятипальцевым способом».
В данном пособии предлагаются упражнения для обучающихся на стандартной клавиатуре(приложение 1).
При создании пособия были использованы основные принципы методики М. П. Портнова и С. Л. Ходыкина, как то: применение письма криптограмм, попарное изучение клавиатуры, «пакетное печатание» лексических единиц и др. Эта методика дает хорошие результаты вот уже в течение нескольких десятилетий. По этой же методике созданы обучающие компьютерные программы. Составители этого пособия выражают благодарность авторам методики.
В учебном пособии дан необходимый минимум упражнений. Выполнение их всех и соблюдение последовательности обязательно.
На изучение материала каждой части пособия отводится примерно месяц. Оптимальный режим занятий — два-три часа ежедневно.
Почти во всех упражнениях имеются задания для контроля, которые нужно прислать в Учебный центр для проверки.
Прежде чем начать работать, необходимо внимательно прочитать рекомендации, предваряющие каждое упражнение пособия, а затем неукоснительно их соблюдать. В сопроводительных комментариях важно и значимо каждое слово. Только четкое соблюдение указаний в совокупности с вашим желанием научиться печатать могут дать хороший результат.
г
ПОСАДКА И УДАР
НА ПЕЧАТАЮЩЕМ АППАРАТЕ
• Свет должен падать слева сверху.
• Сидеть во время печатания лучше прямо, не наклоняясь вперед и не откидываясь назад.
• Желательно, чтобы рабочее кресло было подвижно. Высоту стула при работе за пишущей машиной следует подобрать такой, чтобы угол в локтевом суставе был почти прямой. При работе за компьютером хорошо, если подлокотники кресла обеспечивают положение рук чуть выше уровня стола.
• Оригинал, с которого переписываете текст, лежит слева (удобно использовать пюпитр).
• Экран компьютера расположен ниже уровня глаз прямо или с наклоном. Оптимальное расстояние от экрана до глаз - 40-90 см.
ш
CJ OUUtJOlJUU
if::" ВАШ0!
• Целесообразно расположение' клавиатуры
отдельно от экрана. Это обеспечивает вы-
| бор оптимального положения, высоты и наклона всех составляющих оборудования рабочего места.
• При работе за пишущей машиной кисти рук
не должны касаться корпуса машины.
• Если вы работаете на компьютере или
электрической пишущей машине, то для на
писания буквы или знака достаточно легко
го касания клавиши; если же вы печатаете
на механической машине, то удар должен
быть резким, хлестким и коротким.
Приступайте к работе!
ВАЖНО!
Сущность обучения слепому десятипальцевому способу письма заключается в том, что:
• четыре ряда клавиатуры условно разделены на зоны правой и левой руки;
• клавиши каждой зоны строго закреплены за определенными пальцами;
• удары по клавишам производятся с одного и того же места - с исходных позиций.
Научиться печатать - значит заучить, затвердить, какое движение и каким пальцем нужно сделать, чтобы получить нужный знак.
Ваши мышцы должны навсегда запомнить направление движения к нужной клавише, силу и скорость удара.
I , I » I I " I 1 ! 11 I , 1
;•,'.у.',7.7,7,7, liimm
■■■■■■ ■ : ' . .
fr-Vi....... ж I'LurMV)
в OLiexjotoiJ
Часть I
Упражнения для изучения клавиатуры
(русский шрифт)
Первая часть пособия состоит из 10 упражнений:
• в упражнениях 1.1, 1.2, 1.3 и 1.4 изучается буквенная часть клавиатуры;
• упражнения 1.5 и 1.9 помогают развивать технику письма;
• в упражнениях с 1.6 по 1.8 изучается четвертый (верхний) ряд клавиатуры, где расположены цифры и знаки;
• в упражнении 1.10 даются общие правила оформления печатных работ.
Работа по совершенствованию техники, развитию скорости и безошибочности письма проводится на протяжении всех упражнений.
Поставьте пальцы рук в основную позицию(на втором снизу буквенном ряду клавиатуры) (рис. 1.1).
QEBlL) ИИЕЕ
ОСНОВНАЯ ПОЗИЦИЯ
ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ ЛЕВОЙ РУКИ: ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ:
указательный (2) палец — А указательный (2) палец — О
средний (3) палец — В средний (3) палец — Л
безымянный <4) палец — Ы безымянный (4) палец — Д
мизинец (5) — Ф мизинец (5) — Ж '
'Рис. 1.1. Основная позиция — русский шрифт
Вы внимательно прочитали комментарии?
Вы правильно сидите за машиной: упражнение находится слева от вас, пальцы поставлены на основную позицию?
Упражнение 1.1
Основная позиция
Выполните упражнение 1.1. Не спешите. Работайте в следующей последовательности (это же касается и последующих упражнений):
• назовите печатаемую букву;
• мысленно представьте местоположение клавиши;
• после этого произведите удар.
Старайтесь произвести удар после того, как произнесли вслух название печатаемого знака.
Пробел между криптограммами (криптограмма — псевдослучайный набор знаков) печатают большими пальцами. Если последняя буква слова, после которого нужно сделать пробел, была напечатана левой рукой,то пробел вы печатаете большим пальцем правой руки.Если последняя буква слова, после которого нужно сделать пробел, была напечатана правой рукой, то пробел вы печатаете большим пальцем левой руки.
Если забыли местоположение нужной клавиши, старайтесь не спеша вспомнить. В крайнем случае воспользуйтесь схемой клавиатуры (приложение 2).