Упражнения в условном бою для изучения тактических действий

Помимо упражнений, в которых боксеры преимущест­венно изучают технику бокса в различных тактических условиях, в условном бою могут быть даны упражнения, в которых боксер получает специальные тактические за­дания. Эти задания могут быть, например, такими:

1. Один боксер ведет бой на дальней дистанция, ис­пользуя разнообразные передвижения во всех направлениях, атакуя и контратакуя прямыми ударами партнера, который сближается с ним и стремится войти в ближний бой.

2. Один боксер при помощи ложных действий вызы­вает партнера на атаку и в момент атаки разрывает дистанцию шагом назад или вправо, контратакуя партнера.

3. Один боксер ведет активный наступательный бой на дальней дистанции, атакуя партнера прямыми и длинными боковыми ударами, второй, не сближаясь, делает боковые шаги и, уходя назад, наносит одиночные встреч­ные и ответные контрудары.

4. Один боксер применяет ту же атаку, другой, поль­зуясь нырками и уклонами, входит в ближнюю дистан­цию, нанося одиночные или серийные удары, и уходит из нее на дальнюю дистанцию, где продолжает маневри­ровать.

5. Один боксер стремится наносить при атаке с даль­ней дистанции 3 и 4-ударные серии, другой применяет ос­танавливающие удары или наносит одиночные встречные и ответные контрудары.

6. Два партнера, боксирующие в противоположных стойках, ведут бой на дальней дистанции одними пря­мыми ударами,

7. Два боксера, боксирующие в противоположных стойках, ведут бои только на ближней дистанции, не раз­рывая ее.

8. Один боксер ведет силовой бой, нанося размашис­тые боковые удары, а другой, пользуясь нырками и укло­нами, наносит одиночные контрудары и в случае попада­ния развивает атаку.

9. Один боксер стремится вести активный ближний бой, другой, сковывая его действия, мгновенно прижима­ясь к его груди, накладывает ладони на сгибы рук и т.д.

10. Один боксер активно ведет ближний бой. Другой выходит из ближней дистанции, накладывая ладони на сгибы его рук, производя нырки влево и вправо или вытя­гивая руки вперед или делая шаги а разные стороны, и одновременно наносит удары партнеру.

УПРАЖНЕНИЯ В ВОЛЬНОМ БОЮ

В вольном бою боксеры применяют без ограничений весь пройденный на данном этапе учебный материал. В вольном бою проявляются и в то же время формируются основные физические и морально-волевые качества бок­сера, его тактические умения и технические навыки.

По действиям боксера во время вольного боя и по тому, как переносит он его нагрузку и темп, можно су­дить о подготовленности боксера к выступлениям на со­ревнованиях. Преподавателю следует использовать упражнения в вольном бою для развития у боксеров самостоя­тельности и интенсивности.

Вольный бой должен проводиться легко, без грубого обмена ударами, и ученикам следует ясно осознать, что в его ходе они продолжают свою учебу и овладевают техникой и тактикой бокса. Надо требовать от новичков разумного ведения боя и решения в ходе его определен­ных тактических задач.

Тренер должен категорически запрещать применять в бою сильные удары и не допускать излишней горячности. Он обязан учить боксера вести бой, обыгрывая против­ника, применяя все известные технические и тактические средства.

Во время вольного боя между неравными по весу, фи­зическому развитию и технической подготовленности парт­нерами нельзя ни в коем случае допускать того, чтобы бо­лее сильный злоупотреблял своими преимуществами.

Если один из партнеров заметно устал, следует заме­нить его другим учеником, который продолжит раунд до конца.

В процессе боя преподаватель может указать боксеру на существенные ошибки и делать отдельные указания, которые, однако, не должны мешать ему самостоятель­но вести бой.

Для основных указаний по дальнейшему ведению боя тренеру следует попользовать перерывы между раундами. После окончания боя или в конце занятия он должен рас­сказать ученику о его положительных И отрицательных сторонах.

Большое внимание в вольном бою необходимо об­ратить на то, чтобы ученик научился своевременно при­менять такие защиты, которые будут создавать исходные положения для новых боевых действий.

Обучая учеников различным разделам программы, преподаватель должен выделить в вольном бою техниче­ские и тактические задания, связанные с изучением этих разделов. Например, поставить перед учеником задачу передвигаться во все стороны и вести бой в данном раун­де преимущественно на дальней дистанции прямыми уда­рами, чаще применять определенную защиту и использо­вать известные контрудары и т. д. Для того чтобы подго­товить боксера в процессе тренировки к встрече с против­никами, разными по стилю и тактике ведения боя, можно давать ему в каждом раунде вольного боя различные бо­лее узкие задания.

Задание надо давать как одному, так и другому боксе­ру. Например, боксерам могут быть предложены следую­щие задания:

1. Обоим партнерам вести наступательный бой, держа инициативу в своих руках. Такое задание постепенно вырабатывает активность в инициативность и позволит преподавателю выявить более инициативного, а также недостатки боксера, не сумевше­го завладеть инициативой боя.

2. Одному боксеру держать партнера на дальней ди­станции, другому стремиться сблизиться для ведения
ближнего боя.

3. Одному боксеру вести бой в атакующей форме, а другому в защитной форме, переходя от защиты к контр­атаке.

Большое значение имеет умелый и разнообразный под­бор противников.

Частая смена партнеров, в вольном бою (позволит бок­серу быстро изменять тактику боя и своевременно проти­вопоставлять свою тактику действиям партнера.

Примерное содержание вольного боя с разными парт­нерами может быть таким:

1. Вести бой: а) с высоким длинноруким боксером, не допускающим партнера на ближнюю дистанцию; б) с низкорослым боксером, стремящимся к бою на ближней дистанции.

2. Вести бой на ближней дистанции с боксером более тяжелого веса без разрыва дистанции, что поможет выра­ботать специальную выносливость и изучить ближний бой.

3. Вести бой со сменой различных партнеров по раун­дам (высоким, подвижным, низкого роста, более тяжелого веса, легким и быстрым), применяя в каждом случае раз­ную манеру боя,

4. Вести бой против боксера-левши, находясь пре­имущественно на ближней или дальней дистанции.

5. Вести бой с высоким боксером, часто применяющим прямой удар левой в голову, и три защите уклоном влево от этого удара наносить прямой удар правой в голову «кросс».

6. Одному из боксеров прижиматься к канатам или в угол и в момент атаки противника выходить из этого поло­жения одним из способов и контратаковать партнера.

7. Вести бой против боксера, имеющего сильный удар, и в момент его атаки своевременно применять защиту и мгновенно контратаковать.

В тренировочной работе в период подготовки к сорев­нованиям необходимо учитывать манеру боя основных противников, которые могут встретиться в соревнованиях, и соответственно с этим подбирать партнеров, похожих на будущих противников. При подготовке к турнирам сле­дует особенно часто менять партнеров в вольном бою в связи с большим разнообразием предстоящих встреч.

ПРИМЕРЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В УРОКЕ

В практике бокса опытным путем были найдены и установлены формы занятии для боксеров новичков и разрядников, отвечающие задачам специализации и все­сторонней физической подготовки. Эти формы занятий составляют типовые уроки бокса. Они позволяют в до­статочной мере полно включать в тренировку боксера раз­личные средства общей и специальной физической под­готовки. Однако на практике нередко типовые уроки пре­вращаются в закостенелую схему, имеющую одну и ту же последовательность применения и распределения обще-развивающих и специальных упражнений. Передовая ме­тодика бокса требует, чтобы содержание и распределение материала в занятиях изменялось в зависимости от по­ставленных преподавателем задач и этапа подготовки боксера в весьма широком диапазоне. В введении к книге уже указывалось, что специальные упражнения боксера могут быть распределены в уроках бокса различными спо­собами и в различном соотношении с общеразвивающими. Ниже будет приведено несколько примеров такого распределения упражнений в занятиях. Можно было бы привести большее количество других вариантов, но и приведенные показывают, какую большую возможность разнообразить занятия имеет тренер бокса.

Примеры различных уроков по боксу* (показывается лишь содержание подготовительной и основной части урока).
1. Типовой учебно-тренировочный урок для боксеров-новичков.

Вводная часть урока — 10 мин., заключительная — 5 мин.

Подготовительная часть.

Общеразвивающие упражне­ния при передвижении (бег, ходьба, упражнения на раз­витие гибкости) — 10 мин.

Общеразвивающие специализированные при ходьбе — 15 мин.

Имитационные упражнения при передвижении — 5 мин.

Общеразвивающие и общеразвивающие специализи­рованные или имитационные упражнения на месте — 10 мин.*

Упражнения со скакалками или бой с тенью — 5 мин.

Основная часть.

Специальные упражнения для изуче­ния техники с партнером — 20 мин.

Условный бой — 10 мин.

Вольный бой — 5 мин.

Упражнения со снарядами — 5 мин,

2. Типовой учебно-тренировочный урок для боксеров-разрядников (во второй половине подготовительного периода и в основном — не перед соревнованиями).

Вводная часть — 10 мин., заключительная — 5 мин.

Подготовительная часть урока.

Общеразвивающие специализированные упражнения при ходьбе — 5 мин.

Имитационные при передвижении — 10 мин.

Общеразвивающие специализированные с партне­ром — 5 мин.

Бой с тенью или упражнения со скакалкой — 5 мин.

Основная часть урока.

Специальные упражнения для изучения техники и тактики бокса —10 мин.

Условный бой—10 мин,

Вольный бой— 10 мин.

Упражнения со снарядами (лапы) — 10 мин,

Общеразвивающие упражнения на месте — 5 мин,

Упражнения с отягощениями — 5 мин.

3. Типовой предсоревновательный урок для боксеров-разрядников (может быть несколько сокращен во времени).

Вводная часть — 5 мин., заключительная — 5 мин.

Подготовительная часть.

Общеразвивающие специали­зированные упражнения при ходьбе — 5 мин.

Имитационные упражнения три передвижении — 10 мин.

Бой с тенью — 5 мин.

Основная часть.

Вольный бой — 15 мин.

Специальные упражнения по совершенствованию тех­ники и тактики— 10 мин.

Упражнения со снарядами— 15 мин.

Упражнения со скакалкой — 10 мин.

Вариант урока, рассчитанного в основном на повышение общей физической подготовленности.

Вводная часть— 10 мин., заключительная — 5 мин.

Подготовительная часть.

Упражнения с теннисными мячами — 10 мин.

Упражнения со скакалкой — 5 мин.
Общеразвивающие и общеразвивающие специализированные упражнения без отягощения и с отягощением—
20 мин.

Бой с тенью — 5 мин.

Основная часть.

Упражнения по изучению техники — 10 мин.

Условный бой — 15 мин.

Упражнения в шарах без перчаток — 5 мин.

Упражнения с набивными мячами — 15 мин.

Вариант урока с применением спортивных игр.

Вводная часть — 10 мин., заключительная — 5 мин.

Подготовительная часть.

Общеразвивающие специа­лизированные упражнения и имитационные при ходьбе — 5 мин.

Игра в баскетбол — 25 мин.

Упражнения в паpaх без перчаток — 5 мин.

Бой с тенью — 5 мин.

Основная часть.

Упражнения то изучению и совершен­ствованию техники — 15 мин.

Условный бой — 10 мин.

Упражнения со снарядами — 10 мин.

6. Другой вариант урока с применением спортивных игр.

Вводная часть—10 мин., заключительная — 5 мни.

Подготовительная часть.

Общеразвивающие, общеразвивающие специализированные или имитационные уп­ражнения при ходьбе— 10 мин.

Упражнения с отягощением — 10 мин.

Общеразвивающие специализированные упражнения с партнером—10 мин.

Бой с тенью — 5 мин.

Основная часть.

Условный бой — 10 мин.

Игра о баскетбол — 20 мин.

Общеразвивающие упражнения на месте — 10 мин.

7. Урок, натравленный на совершенствование техни­ки бокса.

Вводная часть—10 мин., заключительная—5 мин.

Подготовительная часть.

Общеразвивающие специали­зированные и имитационные упражнения при ходьбе — 15 мин.

Упражнения со скакалкой — 5 мин.

Бой с тенью — 10 мин.

Основная часть.

Упражнения с подвесными снаряда­ми— 25 мин.

Упражнения с лапами — 10 мин.

Общераэвивающие и общеразвивающие специализи­рованные упражнения — 10 мин.

Наши рекомендации