Тема 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ EXCEL
Тема 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ EXCEL
Программа Microsoft Excel входит в пакет Microsoft Office и предназначена для подготовки и обработки электронных таблиц.
Программа Microsoft Excel позволяет:
¨ выполнять расчеты в режиме калькулятора;
¨ обрабатывать числовые данные (автоматизировать рутинные процедуры пересчета производных величин в зависимости от исходных данных);
¨ использовать таблицу в качестве базы данных (с режимами сортировки, выборки, импорта-экспорта информации);
¨ проводить численные эксперименты с математическими моделями;
¨ форматировать и оформлять документы с произвольной информацией.
Примечание: не смешивайте таблицы документа Word и электронные таблицы Excel. Таблица Word – это таблица со статической информацией, которая может меняться только при последующем редактировании, а электронная таблица Excel – это таблица с динамической информацией, которая может изменяться в зависимости от исходных данных.
Запуск Excel
Для запуска Excel выполните следующие действия:
1. Щелкните на кнопке Пуск.
2. В появившемся меню выберите пункт Программы.
3. В следующем меню щелкните на Microsoft Excel. После этого откроется рабочее окно Excel.
Другие способы запуска Excel:
1. Если на рабочем столе создан ярлык программы Excel, достаточно выполнить двойной щелчок по этому ярлыку (этот способ – самый быстрый).
2. Если панель инструментов Microsoft Office высвечивается на экране вашего дисплея, щелкните на кнопке программы Excel.
После этого откроется рабочее окно Excel.
Основные элементы приложения Excel
Открыв Excel, вы увидите окно пустого документа, в которое можно вводить различные данные. Документом (т.е. объектом обработки) Excel является файл с произвольным именем и расширением .xls. В терминах Excel такой файл называется рабочей книгой. В каждом файле .xlsможет размещаться от 1 до 255 электронных таблиц, и каждая из них называется рабочим листом. Чтобы упростить изложение, будем считать, что вы работаете только с одним рабочим листом, и для вас понятие рабочего листа совпадает с понятием «документ». В дальнейшем тексте термины «рабочий лист» и «электронная таблица» будем считать синонимами.
В представлении пользователя электронная таблица Excel состоит из 16384 строк и 256 столбцов, размещенных в памяти компьютера. Строки пронумерованы целыми числами от 1 до 16384, а столбцы обозначены буквами латинского алфавита A, B, …, Z, AB, …IV. На пересечении столбца и строки располагается основной структурный элемент таблицы – ячейка. Для указания на конкретную ячейку таблицы мы используем адрес, составляемый из обозначения столбца и номера строки, на пересечении которых эта ячейка находится (например, A1, F5, C20, AA3 и т.д.). В любую ячейку можно ввести исходные данные – число или текст, а также формулу для расчета производной информации. Ширину столбца и высоту строки можно изменять.
На рабочий лист можно наложить графический объект (например, рисунок, фотографию и т.д.) и диаграмму.
Размеры таблицы позволяют обрабатывать огромные объемы информации, однако на практике мы работаем обычно лишь с верхней левой частью таблицы.
Общий вид окна приложения Excel показан на рис.1.
Рис. 1. Вид рабочего окна Excel
Внимательно рассмотрите рабочее главное (горизонтальное) меню и панели инструментов. Обратите внимание на почти полное совпадение пунктов главного (горизонтального) меню и кнопок панелей инструментов Excel с пунктами меню и кнопками окна редактора Word.
Это связано с единством объектно-ориентированной технологии Windows: интерфейс одного приложения должен отличаться от интерфейса другого приложения только специфическими операциями.
Работая с Excel, вы будете использовать, в основном, две панели инструментов: панель "Стандартная" (рис. 2) и панель "Форматирование" (рис. 3).
Рис. 2. Вид панели "Стандартная"
Рис. 3. Вид панели "Форматирование"
На рис. 4 в сгруппированном виде показаны пиктограммы панели инструментов "Стандартная".
Рис. 4. Пиктограммы панели инструментов "Стандартная"
Шесть кнопок группы (1) выполняют те же функции, что и в соответствующей панели редактора Word (слева направо);
— создать новую рабочую книгу;
— открыть существующий файл;
— сохранить активный документ;
— напечатать активный документ (по умолчанию);
— просмотреть перед печатью (предварительный просмотр);
— проверить правописание.
Группа (2) содержит восемь кнопок (также знакомых вам в Word):
— вырезать фрагмент;
— копировать фрагмент;
— вставить фрагмент;
— копировать формат;
— отменить последние команды;
— повторить последние команды;
— добавить гиперссылку;
— панель Web.
Группа (3) содержит шесть специфических кнопок, имеющихся в Excel.
С помощью пары кнопок ( ) выполняются операции, упрощающие ввод функций в ячейку электронной таблицы. Если вы щелкнете на кнопке со знаком суммы, то в текущей ячейке появится заготовка функции =СУММ(...), аргументы которой Excel подставит по соглашению. Вы можете отредактировать эту функцию или зафиксировать в ячейке без редактирования. После щелчка на кнопке fx на экран поступит диалоговое окно Мастера функций, и вы сможете выбрать и отредактировать функцию, вводимую в текущую ячейку.
Кнопки ( ) позволяют сортировать выделенные столбцыпострокам в порядке возрастания значения ячеек (А—>Я) или убывания (Я—>А). Сортировать можно как тексты, так и числа.
Кнопки ( ) обслуживают графические операции Excel:
После щелчка на левой кнопке (это Мастер диаграмм) можно «нарисовать» на рабочем листе прямоугольную рамку, а затем, после ответов на вопросы диалоговых окон Мастера диаграмм, построить в рамке произвольную диаграмму;
Правая кнопка позволяет создать на рабочемлисте географическую карту.
Группа (3) включает три кнопки, аналогичные кнопкам Word.
Правая кнопка группы — это переключатель панели инструментов «Рисование», с помощью которой вы можете создать на рабочем листе такой же рисованный объект, как и в документе Word.
В центре группы показан уже знакомый вам раскрывающийся список масштабирования (для увеличения или уменьшения изображения электронной таблицы на экране).
Правая кнопка — кнопка справочной системы Excel. Если щелкнуть на этой кнопке, на экране появится диалоговое окно справочной системы Excel, в котором можно выбрать интересующий вас раздел.
На рис. 5 в сгруппированном виде показаны пиктограммы панели инструментов "Форматирование".
Рис. 5. Пиктограммы панели инструментов "Форматирование"
В группе (1) вам знакомы все пиктограммы, за исключением правой кнопки (с изображением буквы «а»). Слева направо следуют: раскрывающиеся списки выбора шрифта и его размера, переключатели начертанияЖ, К, Ч,группа полей выбора способа выравнивания текста (к левой границе ячейки, по центру, к правой границе ячейки). Кнопка с буквой «а» позволяет выровнять текст как целое по центру выделенной в строке группы ячеек.
Кнопки группы (2) позволяют:
– пометить число в текущей ячейке знаком доллара;
– умножить число в текущей ячейке (или числа в выделенных ячейках) на 100 и пометить его знаком «%» (т. е. представить данные в процентах);
– установить разделитель тысяч в представлении числа;
– увеличить точность представления числа (т. е. увеличить количество знаков после точки);
– уменьшить точность представления числа (т.е. уменьшить количество знаков после точки).
Кнопки группы (3) позволяют:
– уменьшить отступ;
– увеличить отступ;
– изменить рамку для окаймления выделенного блока ячеек;
– изменить цвет фона выделенного блока ячеек;
– изменить цвет символов в выделенном блоке ячеек.
Ниже панели «Форматирование» располагается строка формул (см. рис. 1), в которой вы будете набирать и редактировать данные и формулы, вводимые в текущую ячейку. В левой части этой строки находится раскрывающийся список именованных ячеек, и заголовок этого списка называется полем имен. В этом поле высвечивается адрес (или имя) выделенной ячейки таблицы (а также выделенного графического объекта или диаграммы).
Правее поля имен находится небольшая область (ограниченная справа вертикальной чертой), в которой на время ввода данных появляются три кнопки управления процессом ввода.
Ниже строки формул находится заголовок столбца (с обозначениями A, B, …, Z, AB, …IV), а в левой части экрана – заголовок строки (с номерами 1, 2, 3, …). В левой части заголовка столбца (или в верхней части заголовка строки) имеется пустая кнопка для выделения всей таблицы.
Ячейка таблицы, окаймленная черной рамкой, является выделенной (текущей).
В правой части окна вы видите стандартные полосы прокрутки, предназначенные для перемещения по рабочему листу (вверх-вниз, вправо-влево).
Строка с ярлычками листов позволяет переходить от одного рабочего листа к другому (т.е. от одной электронной таблицы к другой).
Настройка экрана Excel
Как и программа Word, Excel предусматривает несколько вариантов настройки экрана, однако при изучении основных операций с электронными таблицами мы будем предполагать, что окно Excel выглядит примерно так, как показано на рис. 1.
Для приведения окна к этому виду необходимо выполнить следующие операции.
1. Если после вызова программы Excel ее окно не занимает всего экрана, щелкните на кнопке Развернуть в зоне заголовков.
2. Окно документа также должно быть полноэкранным (кнопка его системного меню должна находиться в левой части строки горизонтального меню). При необходимости разверните окно документа.
3. Чтобы выдать на экран обе панели инструментов, необходимо установить соответствующие флажки в диалоговом окне команды[Вид-Панели инструментов...], — точно так же, как в процессоре Word.
4.
Многие элементы окна можно выдавать (или не выдавать) на экран с помощью флажков вкладки[Сервис-Параметры.../Вид], показанной на рис. 6.
Рис. 6. Диалоговое окно Параметры
Внесение изменений в ячейки
Если вы неправильно набрали формулу или любую другую информацию, исправить ее можно в Строке формул. Для этого выполните следующие действия:
1. Предварительно выделите ячейку.
2. Подведите указатель мыши к Строке формул.
3. Добейтесь, чтобы указатель мыши принял форму вертикальной палочки – I.
4. Подведите этот указатель к нужному месту исправления и сделайте щелчок левой кнопкой мыши (указатель примет форму мерцающего курсора).
5. Внесите необходимые исправления.
6. Зафиксируйте внесенные изменения (например, нажав клавишу <Enter>.
Задание формата ввода
Рассмотренные выше соглашения о вводе далеко не всегда устраивают пользователя. Например, вводя 25.10, вы могли иметь в виду дату (25 октября) или какой-то пункт в договоре (иными словами — текст). Excel дает вам возможность принудительно установить новые правила ввода для одной или нескольких ячеек.
Выделите нужные ячейки и выберите команду[Формат-Ячейки...]. На вкладкеЧисло имеется списокЧисловые форматы, причем первый элемент этого списка Общий и обозначает ввод по соглашению, рассмотренный выше. Если выделить другой элемент списка и нажатьОК, для выделенных ячеек устанавливаются новые правила, которые вы можете изучить на опыте. Например, если выбрать Текстовый, все вводимое вами будет считаться текстом (даже формулы); если выбрать Дата, все вводимое вами будет представлено в одном из форматов даты (25 окт или 25.10.98 и т. п.). При этом контроль за вводимой информацией ужесточается. Например, если длина вводимого числа слишком велика, Excel отобразит его как цепочку символов «#» (##...#).
Порядок ввода формул
Все формулы начинаются со знака равенства!
Для того, чтобы ввести формулу необходимо выделить ячейку, в которую хотите поместить формулу, набрать знак равенства и затем набрать саму формулу со ссылками на соответствующий ячейки таблицы (не забудьте, что заголовки столбцов определяются латинскими буквами и русские А, С, В, хоть и похожи на такие же буквы латинского алфавита, но не являются равноценной заменой).
Выделите ячейку С3 и наберите в ней формулу =А3+В3 (не забудьте перейти на латиницу).
Можно и не набирать с клавиатуры адрес той ячейки, на которую делается ссылка. Набрав знак равенства в ячейке С3, щелкните мышью по ячейке А3 (она подсветится мерцающим прямоугольником, рис.8) и в строке формул появится ее адрес, затем продолжите набор формулы. В этом случае вам не нужно переключаться на латиницу.
Рис.8. Ввод формулы в ячейку
Полностью введя формулу, зафиксируйте ее нажатием <Enter>, в ячейке окажется результат вычисления по формуле, а в Строке формул сама формула (рис.9).
Рис.9. Вид ячейки с введенной формулой
Вот проявилась и еще одна функция Строки формул: если в ячейке вы увидите результат вычислений по формуле, то саму формулу можно просмотреть в Строке формул, выделив соответствующую ячейку.
Копирование формул
В электронной таблице можно вставлять формулы отдельно в каждую ячейку. Однако на практике это не всегда удобно. Excel позволяет скопировать готовую формулу в смежные ячейки; при этом адреса ячеек будут изменены автоматически. Нужно выделить ячейку, в которую введена правильная формула (например, выделите ячейку С3, в которую вы ввели формулу: =А3+В3). Далее необходимо установить указатель мыши на черный квадратик в правом нижнем углу курсорной рамки (указатель примет форму черного крестика). Нужно нажать левую кнопку и смещать указатель вниз по вертикали, — так, чтобы смежные ячейки С4, С5, С6 были выделены пунктирной рамкой. После этого кнопку мыши отпустить.
Excel скопирует формулу = А3+В3 в ячейки С4, С5, С6, причем номера строк будут автоматически изменены на 4, 5, 6. Например, в ячейке С6 получится формула =А6+В6.
Копировать формулу, записанную в выделенной ячейке, можно только по горизонтали или вертикали. При этом:
– при копировании влево (вправо) по горизонтали смещение на одну ячейку уменьшает (увеличивает) каждый номер столбца в формуле на единицу.
– при копировании вверх (вниз) по вертикали смещение на одну ячейку уменьшает (увеличивает) каждый номер строки в формуле на единицу.
Общие правила подготовки расчетной таблицы
Чтобы освоить на практике основные идеи обработки электронных таблиц, рассмотрим конкретную задачу – расчет объема продаж товаров.
Задание 1
Исходные данные нашей задачи – цена и количество проданного товара (в разных единицах измерения). На основании этих данных необходимо найти сумму проданного товара (по каждой категории) и общую выручку в целом.
Сумма проданного товара равна произведению количества товара и его цены. Общая выручка в целом суммируется из сумм товаров по отдельным категориям.
Прежде всего введите в таблицу исходные данные (см. таблицу).
Объем продаж товаров на 8.04.2001г.
№пп | Наименование товара | Единицы измерения | Количество | Цена | Сумма |
Системный блок | шт | ||||
Монитор | шт | ||||
Клавиатура | шт | ||||
Мышь | шт | ||||
Акустические колонки | шт | ||||
Принтер | шт | ||||
ИТОГО |
Выделите диапазон ячеек А1-F1 и объедините их с выравниванием данных по центру (кнопка ). Введите заголовок таблицы Продажа товара на 8.04.2001г.
В ячейки A2-F2 введите заголовки столбцов:
A2 – №пп
B2 – Наименование товара
C2 – Единицы измерения
D2 – Количество
E2 – Цена
F2 – Сумма
Ячейки A3-A9; B3-B9;C3-C9; D3-D9; E3-E9 заполните соответствующими текстовыми и числовыми данными.
Выполните обрамление созданной таблицы. Для этого выделите диапазон A2-E9 и нажмите стрелку на кнопке . Появится
Выберите нужный элемент оформления (в данном случае ).
Теперь приступайте к расчетам. В ячейку F3 введите формулу: =D3*E3. После ввода этой формулы (нажав клавишу Enter) в ячейке появится результат: 5000.
Перейдите в ячейку F4 и введите формулу: =D4*E4. После ввода этой формулы в ячейке появится результат: 2000.
В принципе, в каждую следующую нижнюю строку нужно вводить аналогичные формулы. Хорошо если таких строк немного, а если таблица состоит из десятков и сотен строк? Excel позволяет скопировать готовую формулу в смежные ячейки, при этом адреса ячеек будут изменены автоматически. Поэтому более рационален следующий способ. Введя правильную формулу в первую ячейку (в данном случае F3), необходимо ее скопировать в ячейки, в которые необходимо вводить аналогичные формулы. Эту операцию можно сделать двумя способами:
1) Выделите ячейку F3, и нажмите кнопку (копировать). После этого выделите диапазон ячеек, в который нужно ввести формулы (в нашем случае это диапазон F4:F8) и нажмите кнопку (вставить).
2) Выделите ячейку F3. Установите указатель мыши на черный квадратик в правом нижнем углу курсорной рамки (указатель примет форму черного крестика). Нажмите левую кнопку и смещайте указатель вниз по вертикали, – так чтобы диапазон ячеек F3:F8 был выделен серой пунктирной рамкой. Отпустите кнопку мыши.
Excel скопирует формулу: =D3*E3 в ячейки F4-F8, причем номера строк автоматически будут изменены. Например, в ячейке F4 мы получим формулу: =D4*E4; в ячейке F5 формулу: =D5*E5 и т.д.
Попробуйте оба способа, и для себя определите какой из них наиболее удобный.
Следующая наша задача – выполнить расчет суммарной выручки. Для этого в ячейке F9 вы должны сложить суммы проданных товаров по отдельным категориям. В ячейку F9 введите формулу: =F3+F4+F5+F6+F7+F8. После ввода этой формулы в ячейке F9 появится результат: 7750.
Однако осуществлять такое суммирование достаточно долго и неудобно. Существует более рациональный способ. Удалите прежнюю формулу и примените следующий способ:
Выделите ячейку F9 и на панели «Стандартная» нажмите кнопку (автосумма).После этих действий диапазон ячеек F3:F8 подсвечивается пунктирной рамкой, а в ячейке F9 появляется формула: =СУММ(F3:F8). Нажав клавишу <Enter>, вы вводите эту формулу и получаете результат в ячейке F9: 7750.
Наша задача решена. Обратите внимание, что фактически вы составили небольшую программу, которую можно использовать для многократных пересчетов. Если вы измените одно или несколько значений в исходных данных (например, количество проданного товара), все суммы будут пересчитаны автоматически.
После выполнения упражнения сохраните расчетный документ в файле с именем Объем продаж.xls в своей папке.
Задание 2
Cоставьте расчетную таблицу для расчета оплаты за коммунальные услуги.
Для этого:
1. Ячейки A1:F1 объедините и поместите в центре текст "Расчет оплаты за коммунальные услуги".
2. В ячейки A2:F2 введите названия колонок (столбцов).
3. В ячейках F3:F6 сделать формат ячеек - "процентный".
4. В ячейки A3:A7; B3:B6; C3:C6: D3:D6 введите значения.
5. В ячейке B7 ввести формулу автосуммы: = СУММ(B3:B6).
6. В ячейку E3 ввести формулу: =B3*C3*D3 (пеня = сумма * срок задержки * ставка штрафа).
7. Выделить ячейку Е3 и скопировать данную формулу в ячейки Е4:Е6.
8. В ячейку F3 ввести формулу: =В3+Е3 (всего = сумма + пеня).
9. Выделить ячейку F3 и скопировать данную формулу в ячейки F4:F6.
10. В ячейке F7 ввести формулу автосуммы: = СУММ(F3:F6)
Вид оплаты | Начисленная сумма | Срок задержки | Ставка штрафа | Пеня | Всего |
квартплата | 1% | 16,1 | 246,1 | ||
газ | 1% | 1,4 | 21,4 | ||
электричество | 1% | 3,36 | 51,36 | ||
телефон | 1% | 4,2 | 64,2 | ||
ИТОГО | 383,06 |
Сохраните расчетную таблицу в файле с именем Расчет за коммунальные услуги в своей папке.
Задание 3
Подготовьте и заполните накладную на получение товаров.
Для этого:
Заполните заголовок накладной.
Введите исходные данные в колонки: №пп, Наименование, Кол-во, Цена.
Сумму рассчитайте в соответствии со следующей зависимостью:
Сумма = кол-во * цена
Диапазоны ячеек определите самостоятельно.
НАКЛАДНАЯ № 217
Кому
От кого
№пп | Наименование | Кол-во | Цена | Сумма |
Аудиокассеты | ||||
Видеокассеты | ||||
Компакт-диски | ||||
Гибкие диски (дискеты) | ||||
ИТОГО |
Сохраните данный документ в файле с именем Накладная №217в своей папке
Задание 4
Создать расчетную таблицу по определению приходно-расходной части.
Для этого:
Ввод исходных значений выполните в колонки №пп, Наименование товара, Ед.измерения, Цена, Кол-во прихода, Кол-во расхода).
Сумму прихода, сумму расхода и сумму остатка рассчитайте в соответствии со следующими зависимостями:
Сумма прихода = цена * кол-во прихода
Сумма расхода = цена * кол-во расхода
Кол-во остатка = кол-во прихода – кол-во расхода
Сумма остатка = цена * кол-во остатка
Диапазоны ячеек определите самостоятельно.
Сохраните данный документ в файле с именем Расчет приходно-расходной части в своей папке.
Задание 1
Исходные данные нашей задачи – цена продаваемого товара (в долларах) и текущий курс доллара. На основании этих данных необходимо пересчитать цену продаваемого товара в рублях.
Цена (руб.)=Цена ($)* Курс ($/руб.)
Прежде всего введите в таблицу исходные данные (см. таблицу).
1$= | 29,0р. | |
Наименование товара | Цена ($) | Цена (руб) |
Стул для компьютера | ||
Стеллаж | ||
Кресло рабочее | ||
Стол приставной | ||
Стойка компьютерная | ||
Стол рабочий | ||
Тумба выкатная | ||
Шкаф офисный |
В ячейки A2-С2 введите заголовки столбцов:
А2 – Наименование товара
В2 – Цена ($)
C2 – Цена (руб.)
В ячейку В1 ввести текст "1$=", а в ячейку С1 значение 29,0 (или по своему усмотрению курс доллара на сегодняшний день).
Ячейки A3-A10; B3-B10 заполните соответствующими текстовыми и числовыми данными. При этом для ячеек B3-B10 установите денежный формат и выберите обозначение рублях: р.
Выполните обрамление созданной таблицы. Выберите нужный элемент оформления (в данном случае ).
Теперь приступайте к расчетам. В ячейку С3 введите формулу: =В3*С1. После ввода этой формулы (нажав клавишу <Enter>) в ячейке появится результат: 580.
Введя правильную формулу в первую ячейку (в данном случае С3), скопируйте ее удобным вам способом в ячейки, в которые необходимо вводить аналогичные формулы. Посмотрите, что у вас получилось.
1$= | 29,0р. | |
Наименование товара | Цена ($) | Цена (руб) |
Стул для компьютера | 580,00р. | |
Стеллаж | #ЗНАЧ! | |
Кресло рабочее | 23 200,00р. | |
Стол приставной | #ЗНАЧ! | |
Стойка компьютерная | 1 392 000,00р. | |
Стол рабочий | #ЗНАЧ! | |
Тумба выкатная | 125 280 000,00р. | |
Шкаф офисный | #ЗНАЧ! |
В некоторых ячейках высвечивается непонятное сообщение #ЗНАЧ!, а в других ячейках – полученные числовые значения не соответствуют расчетным значениям. Так вот, #ЗНАЧ! – недопустимый тип операнда формулы (например, вместо числа введен текст) (более подробно об этой и других ошибках изложено в следующей теме). Почему это произошло? Выделите ячейку С4 и посмотрите формулу, которая введена в эту ячейку. В результате копирования вниз по вертикали в каждой следующей ячейке номера строк в формуле увеличились на единицу и в ячейке С4 получилась формула: =В4*С2. Однако в ячейке С2 находится текст "Цена (руб.)", который определяется как недопустимый тип операнда формулы (вместо числа введен текст) и при выполнении умножения числового значения на текстовое выдается сообщение #ЗНАЧ! В остальных ячейках С5-С10 аналогичные несоответствия. Таким образом, возникает необходимость закрепления адреса ячейки С1 (куда введено значение курса доллара), чтобы при копировании формулы эта ячейка была строго фиксирована. Для этого нужно выделить ячейку С3, и в строке формул в формуле =В3*С1 исправить относительный адрес ячейки С1 на абсолютный. Для этого необходимо проставить перед номером строки знак доллара «$». В этом случае в адресе С$1 не будет меняться номер строки. Введение этого изменения зафиксируйте нажатием клавиши <Enter>. Внешне в ячейке С3 ничего не изменилось. Однако скопировав измененную формулу в нижестоящие ячейки (С4:С10), увидите, что расчетные результаты значений оказались правильными и соответствуют образцу задания.
После внесенных изменений сохраните документ в файле с именем Пересчет.xls в своей папке.
Задание 2.
Cоставьте расчетную таблицу для раскладки порций при приготовлении блюд.
Для этого:
1. Ячейки A1:С1 объедините и поместите в центре текст "Плов из кальмаров".
2. В ячейку В2 ввести текст "Всего порций", а в ячейку С2 значение 20 (или значение по своему усмотрению).
3. В ячейки A3:С3 введите названия колонок (столбцов).
4. В ячейки A4:A8; B4:B8 введите значения.
5. В ячейку С4 ввести формулу: =B4*С2 (всего=раскладка на 1 порцию * кол-во порций).
6. Изменить в формуле адрес ячейки С2 с относительного на абсолютный адрес: С$2 (окончательная формула должна иметь вид : =B4*С$2.
7. Выделить ячейку С4 и скопировать данную формулу в ячейки С5:С9.
8. В ячейке С10 ввести формулу автосуммы: = СУММ(С4:С9)
Плов из кальмаров | ||
Всего порций | ||
Продукт | Раскладка на 1 порцию (г) | Всего (г) |
Кальмары | ||
Лук репчатый | ||
Масло растительное | ||
Морковь | ||
Рис | ||
После выполнения всех операций сохраните документ в файле с именем Раскладка порций.xls в своей папке.
Задание 3.
Создать расчетную таблицу по определению приходно-расходной части.
Для этого:
Ввод исходных значений выполните в колонки Месяц, Дата, Показания счетчика и ячейку, соответствующую нормативу по электроэнергии.
Расход и сумму рассчитайте в соответствии со следующими зависимостями:
Расход = показание счетчика (последующее) – показание счетчика (предыдущее)
Сумма = расход * значение норматива по электроэнергии
Диапазоны ячеек определите самостоятельно.
Расход электроэнергии и сумма оплаты за год | ||||
Норматив по электроэнергии | коп/кВт-ч | |||
Месяц | Дата | Показание счетчика | Расход (кВт-ч) | Сумма (руб, коп) |
26.12.00 | ||||
Январь | 30.01.01 | 82,50 | ||
Февраль | 25.02.01 | 110,00 | ||
Март | 23.03.01 | 110,00 | ||
Апрель | 27.04.01 | 82,50 | ||
Май | 29.05.01 | 82,50 | ||
Июнь | 23.06.01 | 55,00 | ||
Июль | 22.07.01 | 27,50 | ||
Август | 30.08.01 | 55,00 | ||
Сентябрь | 30.09.01 | 55,00 | ||
Октябрь | 29.10.01 | 82,50 | ||
Ноябрь | 28.11.01 | 110,00 | ||
Декабрь | 23.12.01 | 165,00 | ||
ИТОГО | 1 017,50 |
После выполнения всех операций сохраните документ в файле с именем Оплата электроэнергии.xls в своей папке.
Задание 1.
Рассчитать среднее значение объема продаж за каждый день прошедшей недели и отдельно по каждому виду продукции, если известны объемы продаж по рабочим дням недели.
Введите исходные данные в таблицу (за исключением ячеек, выделенных серым цветом). В выделенных ячейках будете производить расчет.
Фирма "Компьютер-сервис" | ||||||
Средний объем продаж (у.е.) | ||||||
05.04.01 | ||||||
Наименование товара | Рабочие дни недели | Среднее значение | ||||
1.4 | 2.4 | 3.4 | 4.4 | 5.4 | ||
Монитор 17" Samsung | ||||||
Монитор 17" Sony | ||||||
Монитор 19" Samsung | ||||||
Монитор 19" Sony | ||||||
Среднее значение | 787,5 | 617,5 |
В ячейку G3 ввести текущую дату. Для этого необходимо ввести функцию СЕГОДНЯ(), которая будет определять текущую дату из показаний системного времени, установленного на вашем компьютере.
Порядок ввода этой функции следующий:
1. Нажать кнопку на панели инструментов.
2. В появившемся диалоговом окне Мастера функций в левом списке выделить категорию "Дата и время" (см. рис.10) и в правом списке выбрать соответствующую функцию СЕГОДНЯ(). Нажать кнопку ОК.
3. В появившемся диалоговом окне (см. рис.11) нажать кнопку ОК.
В результате ввода этой функции в данной ячейке появится значение текущей даты, а в Строке формул будет высвечиваться функция СЕГОДНЯ().
В ячейку G6 ввести расчетную функцию по определению среднего значения. Для этого необходимо ввести функцию СРЗНАЧ(), которая будет определять среднее значение для ряда числовых данных.
Порядок ввода этой функции следующий:
1. Нажать кнопку на панели инструментов.
2. В появившемся диалоговом окне Мастера функций в левом списке выделить категорию "Статистические" (см. рис.10) и в правом списке выбрать соответствующую функцию СРЗНАЧ(). Нажать кнопку ОК.
3. В появившемся диалоговом окне (см. рис.11) проверить правильность введенного диапазона (диапазон был определен программой автоматически). При необходимости ввести изменения в адреса диапазона ячеек и нажать кнопку ОК.
В результате ввода этой функции в данной ячейке появится среднее значение числовых данных в указанном диапазоне, а в Строке формул будет высвечиваться функция СРЗНАЧ().
Далее выделите ячейку G6 и скопируйте введенную формулу в диапазон ячеек G7:G9.
Введите функцию СРЗНАЧ() в ячейку В10 (аналогично вышеуказанному способу).
Далее выделите ячейку В10 и скопируйте введенную формулу в диапазон ячеек С10:G10.
У вас должны получиться результаты, отраженные в заданной таблице.
Сохраните созданный документ в файле с именем Средний объем продаж.xls в своей папке.
Задание 2.
Рассчитайте и постройте таблицу значений функции y=x3+10.
y=x3+10 | |||||||
x | -3 | -2 | -1 | ||||
y | -17 |
Заполните заголовок таблицы. Ввод данного заголовка имеет одну особенность: для ввода показателя степени необходимо применить верхний индекс начертания шрифта. Для использования верхнего индекса нужно:
1. Выбрать команду Формат-Ячейки.
2. В открывшемся диалоговом окне Формат ячеек выбрать вкладку Шрифт.
3. В рамке Эффекты поставить галочку в окошке Верхний индекс.
4. Нажать кнопку ОК.
Для возврата к обычному шрифту отожмите эту галочку и нажмите кнопку ОК.
Заполните ячейки В2:Н2 значениями х (аргумента функции).
В ячейку В3 введите формулу: =СТЕПЕНЬ(В2;3)+10, где В2 – значение х (аргумента), 3 – показатель степени.
Функция СТЕПЕНЬ() находится в категории Математические, а порядок ввода ее аналогичен порядку ввода рассмотренных выше функций
Далее выделите ячейку В3 и скопируйте введенную формулу в ячейки С3:Н3.
Сохраните созданный документ в файле с именем Функция.xls в своей папке.
Логические операции
При решении некоторых задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов, в зависимости от выполнения или невыполнения одного или нескольких условий. Например, рассмотрим пример с продажей товаров в бакалейной палатке. Торговая точка может продавать товар и килограммами, и тоннами, и штуками, а цена може