Есть ряд способов регистрации движений мыши. Перечислим их в порядке появления в истории.
Шариковые мыши, как ясно из названия, используют вращающийся шарик. Он монтируется в корпусе мыши так, чтобы немного выступать через отверстие на днище, а с боков к нему «пристраиваются» два валика (чаще всего есть и третий валик, но он выполняет служебные функции – прижимает шарик), каждый из которых вращает диск с радиальными прорезями. При движении мыши диск с прорезями начинает вращаться и прерывает при этом световой луч; информация о вращении диска считывается сенсором, состоящим из светодиода и фотоэлемента. Микроконтроллер мыши анализирует частоту прерываний сигнала и направление вращения обоих дисков и таким образом определяет, куда переместилась мышь. Полученные данные отправляются на ПК. Шариковые модели менее надежны, чем более современные оптические. Во-первых, точность позиционирования курсора у них невелика. Во-вторых, при отрыве от поверхности и последующей «посадке» на нее мыши шарик смещается и курсор «скачет». Наконец, шарик и валики собирают на себя весь мусор и пыль со стола, из-за чего их периодически приходится чистить.
Оптические мыши имеют на «брюшке» светодиод (обычно красный), освещающий рабочую поверхность. Находящаяся рядом микрокамера «наблюдает» и непрерывно делает снимки с частотой несколько тысяч кадров в секунду. На основании различий между ними делаются выводы об изменении положения мыши, которые и отправляются на ПК.
В отличие от шариковых аналогов оптические мыши более надежны в эксплуатации и обеспечивают большую точность позиционирования курсора. Особенно заметно это при работе в чувствительных к точности движений приложениях: графических редакторах и играх. А так как оптическая мышь не имеет иных подвижных частей, кроме кнопок и колеса прокрутки, отпадает необходимость в чистке ее механизма, да и устройство получается более надежным. Лишь нижнюю поверхность мыши следует иногда чистить – чтобы ничто не мешало ее идеальному скольжению.
Оптические мыши способны работать на поверхностях разного типа и не нуждаются в коврике. Однако очень гладкая поверхность, например зеркало, стекло или лакированный стол, для работы все же не подходит, так как получаемые микрокамерой изображения в этом случае мало чем отличаются друг от друга. Как результат – указатель мыши беспорядочно прыгает по экрану монитора или, наоборот, стоит на одном месте.
Лазерные мыши – это усовершенствованный вариант оптических. Вместо светодиода в них используется полупроводниковый лазер, что обеспечивает более высокое разрешение съемки рабочей поверхности, благодаря чему увеличивается точность позиционирования курсора. За счет этого появляется возможность «гонять» мышь по еще более «трудным» поверхностям, вплоть до ткани.
Мышь BlueTrack олицетворяет «откат» от лазерной технологии к использованию традиционного света, только вместо красного светодиода (что очевидно из названия) в ней установлен синий – он позволяет получать более контрастное изображение рабочей поверхности. Кроме того, освещаемый участок – в четыре раза шире, чем у оптических манипуляторов первого поколения. В результате мышь оказывается еще менее «капризной», чем лазерные модели: становится возможной работа на полированных поверхностях (разве что не на стекле или зеркале) и даже на коврах. Технология BlueTrack – эксклюзивная разработка компании Microsoft, но она уже претендует на роль будущего индустриального стандарта.
Коврик для мыши
Коврики, столь популярные в эпоху шариковых мышей (когда они были абсолютно необходимы), сегодня имеют минимальную практическую ценность. Акцент при их изготовлении сместился на дизайн и эксклюзивные «фишки»: выпускаются коврики с мягкими подушечками под запястье, со светодиодной подсветкой или из «космических» материалов, которые по заявлению производителей резко повышают точность позиционирования курсора...
Интерфейс подключения
Для соединения с ПК мышь может использовать четыре различных интерфейса.
Лишь немногие мыши в настоящее время подключаются к зеленому разъему PS/2 (фиолетовый используется для подключения клавиатуры). Недостаток этого интерфейса известен: во время работы компьютера отключать или подключать мышь нельзя, так как это может привести к системному сбою. Кроме того, цифровая техника стремится к унификации интерфейсов, поэтому разъемы PS/2 уже исчезают с панелей материнских плат, как в свое время исчез порт COM, к которому некогда подключались «древние» мыши.
Мышей с интерфейсом USB сегодня большинство. Их можно подключать и отключать во время работы компьютера, а если свободного USB-порта на компьютере нет – присоединять к разъему PS/2 с помощью переходника.
Мыши с радиоинтерфейсом не нуждаются в проводах, а приемник их сигнала подключается к USB-разъему компьютера.
Мыши с поддержкой Bluetooth стоят дороже, чем их аналоги с обычным радиоинтерфейсом, но использование цифрового канала связи позволяет не только защитить передаваемые данные от перехвата (что актуально для немногих частных пользователей), но также избежать проблем, связанных со взаимным влиянием двух или более манипуляторов, работающих в одном помещении. Большинство таких моделей комплектуется миниатюрным USB-адаптером, то есть могут быть подключены к ПК, не имеющим встроенного Bluetooth-модуля (большинство из них напрямую со встроенными модулями и не работает). Недостаток беспроводных мышей – как с интерфейсом Bluetooth, так и без него – в необходимости использовать для их питания аккумуляторы или батарейки. По этой же причине беспроводные мыши всегда оказываются тяжелее своих «хвостатых сестер» и их вес нередко бывает плохо сбалансирован.
Конкуренты мыши
Наиболее перспективные конкуренты мыши – сенсорные дисплеи. Логика появления таких устройств управления понятна: мышь выступает лишь в качестве посредника между рукой человека и пользовательским интерфейсом на экране, а непрерывные усовершенствования ее функциональности и эргономики преследуют одну цель – забыть о ее существовании во время работы и двигать «непосредственно» курсор, а не манипулятор (не случайно появилась шутка: вы проводите слишком много времени за компьютером, если пытаетесь согнать муху с экрана при помощи курсора). В таком случае, почему бы не отказаться от этого промежуточного звена?
Возможность нажимать кнопки непосредственно на экране – стилусом или пальцами – появилась сравнительно недавно по меркам компьютерной истории, но уже широко используется в мобильных устройствах: карманных ПК, плеерах и смартфонах. Несмотря на это, на более крупных экранах «трогательная» технология не прижилась, и тому есть несколько причин.
Экран карманного устройства можно «пройти» от края до края одним движением пальца. «Совершать пассы» над интерфейсом, помещенным на экран крупного монитора, куда менее удобно.
Покрытие, чувствительное к нажатию или прикосновению, существенно ухудшает параметры дисплея, поверх которого оно расположено. Это легко заметить на примере мониторов и ноутбуков, экран которых совмещен с графическим планшетом.
Наконец, привлекательная идея управления пальцами несовместима с современными операционными системами: элементы их интерфейса слишком мелкие для этого, а полноценных средств масштабирования до сих пор нет.
Куда более востребованными оказались близкие по концепции устройства – графические планшеты. На то, чтобы полностью заменить мышь, они не претендуют. Хотя их и можно использовать в такой роли, привыкание к выполнению размашистых движений и абсолютному позиционированию курсора (координаты плоскостей планшета и монитора прямо сопоставлены – помещение пера в определенную точку плоскости мгновенно перемещает курсор в соответствующую точку экрана), а также развитие «твердости руки» займут немало времени. Обычно планшет используется параллельно с мышью и лишь в ряде приложений – в основном в графических редакторах.
Другое устройство, некогда пытавшееся потеснить мышь с пьедестала, – трекбол. Его можно описать как перевернутую механическую мышь с гипертрофированным шариком, который пользователь вращает пальцами. Курсор в этом случае контролировать куда труднее. Сегодня трекболы по большей части забыты, ими пользуются лишь некоторые профессионалы (например, звукооператоры). Но именно трекболы успели породить своеобразный манипулятор для управления ПК «лежа на диване» (и поэтому иногда предлагаемый производителями компьютеров-медиацентров). Такой манипулятор берется в ладонь как обычный «ленивчик», а его шарик пользователь вращает большим пальцем той же руки.
Наконец, существуют перчатки, которые предназначены для использования в комплекте со шлемами виртуальной реальности. По идее, подобные решения позволяют едва ли не стереть грань между реальными и виртуальными объектами, но на практике они столь же далеки от массового использования, как и в момент своего появления. И причина не столько в сложности адаптации интерфейсов существующего ПО к новому манипулятору и дороговизне решения, сколько в том, что человек не готов для выполнения любой работы за компьютером отрезать себя от мира, надевая шлем, и размахивать руками.
Единственная область, где «хвостатое» устройство уже давно потеснили конкуренты, – это игры. Все игровые приставки используют в качестве основного манипулятора геймпад: многие игроки, «пересевшие» на приставку с ПК, сообщают, что даже в кросс-платформенных и портированных с персонального компьютера играх пользоваться им вполне удобно. А вот веб-серфинг на приставках с геймпадом все-таки остается «своеобразным» удовольствием.
Сколько нужно кнопок?
Стандартом для компьютерной мыши является наличие двух клавиш – их достаточно для выполнения всех действий в Windows. В 90-х годах в продаже было немало трехклавишных мышей, но затем средняя клавиша совместилась с колесом прокрутки.
Большинство современных мышей оснащается по крайней мере одной-двумя дополнительными кнопками, функции которых нередко можно настраивать. Количество кнопок у «навороченных» геймерских моделей может достигать полутора десятков! Мышиное колесо также приобрело дополнительные функции: боковую прокрутку документов с помощью наклонов вбок или возможность вращения по инерции. В эксклюзивных моделях мышей вместо колеса используется шарик с функцией прокрутки во всех направлениях или даже сенсорное окошко.
Между тем пользователи компьютеров Macintosh долгое время обходились и до сих пор нередко обходятся однокнопочными мышами – даже без колеса прокрутки, хотя в арсенале Apple есть и более «продвинутые» модели манипуляторов.
Выбор мыши