Вопрос 2. Развитие компьютерных справочных правовых систем (СПС).
Для компактного хранения, направленного поиска и защиты больших массивов информации используются базы данных (БД). Выборку нужных документов можно получить по запросу. БД может храниться как на компьютере пользователя, так и на удаленном компьютере, связанном с пользователем по сети.
При разработке поисково-справочных систем по законодательству самой важной становится проблема индексации данных. Способ индексации определяет качество и скорость поиска, особенности построения запросов.
Рассмотрим основные понятия, касающиеся справочных правовых систем и работы с документами.
Индексация – обработка текста документа для осуществления полнотекстового поиска.
Информационно-поисковый язык - это формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска.
Информационный поисковый язык (ИПЯ) по законодательству должен обеспечивать:
· эффективную формализацию правовых норм и нормативных правовых актов;
· высокую скорость поиска на компьютере информации, необходимой для решения конкретных задач правотворчества; оптимальный (адекватный) перевод нормативного текста с юридического языка на язык, доступный ЭВМ;
· минимальный «шум» (т. е. сведение к минимуму выдачи компьютером излишней информации);
· полноту информационного поиска, т. е. получение всей необходимой информации для решения конкретных задач правотворчества;
· для расчета указанных параметров используют величины релевантности поиска, равные числу правильно обработанных документов: релевантных выбранных (Рв) и релевантных невыбранных (Рн), т.е. обоснованно не оказавшихся в списке.
Теория информационного поиска различает следующие типы ИПЯ.
Языки предметного типа — это алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрикаторы. При использовании языка этого типа основная тема (предмет) документа выражается одним или несколькими типовыми словами — рубриками.
Язык классификационного типа представляет собой не что иное, как классификатор отраслей законодательства.
Языки дескрипторного типа – наиболее полно отражают смысл текста. Эти языки строятся на основе правового тезауруса.
Правовой тезаурус — это собрание ключевых слов и дескрипторов, применяемых в качестве лингвистического обеспечения и использования автоматизированных информационно-поисковых системах правовой информации.
Ключевые слова наиболее полным образом описывают содержание правовых норм (актов), их самые существенные черты.
Дескриптор — выделенное ключевое слово, которое представляет целую группу ключевых слов, являющихся синонимами или уточнениями.
Поисковый образ правовой нормы (нормативного правового акта) — формализованное представление структурных элементов НПА (нормы, статьи, акты в целом) в терминах информационно-поискового языка (ключевых слов и дескрипторов). Поисковый образ правового акта (его части) служит для хранения данного документа в памяти компьютера.
Поиск документов происходит по запросу пользователя. В обычных поисковых системах существуют правила составления запроса (язык запросов). Естественный язык запроса – это формулирование запроса к поисковой системе так же, как он был бы сформулирован при обращении к живому эксперту.
Самый легкий путь упрощения языка запроса – использование морфологического поиска. В этом случае на основе словаря или морфологического анализа определяется основа слова и возможные окончания. Поиск осуществляется по сочетанию основы и всех возможных окончаний.
При осуществлении семантического поиска определяется смысл вопроса. Для определения смысла текста используются базы знаний, формируемые системой автоматически на основании словарей и справочников. Для этих целей применяются экспертные поисковые системы (ЭПС).
При разработке информационно-поисковых систем необходимы:
1) глубокие знания предметной области. На основе этих знаний строятся формальные модели, позволяющие индексировать информацию;
2) создание языка запросов, близкого к языку пользователя;
3) автоматизация пополнения и исправления массива данных;
4) организация удаленного доступа пользователей;
5) мероприятия по защите информации от несанкционированного доступа.
Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 60-х годов XX века. В то время вместе с развитием современных технологий и средств телекоммуникаций стали появляться первые справочные правовые системы (СПС). Разработка таких систем была обусловлена тем, что уже тогда базы данных позволяли собирать, хранить и систематизировать большие объемы информации.
Справочная правовая система — это информационная система, программно-информационный комплекс которой включает в себя информационные базы правовой информации и программные средства, позволяющие специалисту производить поиск, выборку и печать правовой информации.
Разработка одной из самых известных компьютерных СПС США — LEXIS началась еще в 1967 г. с соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DАТА Согр. С 1980 г. она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно система отвечает более чем на 20 тыс. запросов пользователей
Первые СПС не имели текстов документов, а работали как большие электронные каталоги: они формировали только набор ссылок на документы, а сами тексты можно было запросить в библиотеке.
Математико-лингвистические разработки ИПЯ велись в СССР еще в 60-е годы. Во главе этих разработок стоял С.С. Москвин. Но создание компьютерных СПС началось с запозданием. В июле 1975 г. руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ), основной задачей которого стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов.
Концепция национальной системы правовой информации в 70-е годы XX века соответствовала характеру и уровню информационно-вычислительной техники того времени. Общегосударственная автоматизированная система правовой информации (ОГАСПИ) разделялась на несколько уровней
· АСПИ Научного центра правовой информации;
· республиканские и отраслевые системы правовой информации;
· АСПИ местных органов власти и АСПИ предприятий и организаций.
Задача построения Общенациональной системы правовой информации была провозглашена в указе Президента РФ от 28 июня 1993 г., утвердившего концепцию правовой информатизации России. Главным направлением создания Общенациональной системы правовой информации являются системы распределенной обработки информации, которые представляют собой совокупность территориально удаленных вычислительных средств, связанных друг с другом телекоммуникационными каналами связи.
Вступившие в строй сети правовой информации охватывают территорию всей России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. На научно-технический центр правовой информации «Система» Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ возложены функции головной организации в сфере правовой информатизации.
Быстрое развитие и распространение справочных правовых информационных систем в России началось лишь в конце 80х — начале 90х годов XX века: в 1989 г. — ЮСИС, в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс». В 1993 г. в Москве состоялся Первый российский конкурс правовых баз данных, в котором приняли участие основные российские фирмы-разработчики СПС
Официально в конкурсе приняли участие 9 организаций и СПС. Правовая система «Эталон» является крупнейшей в России универсальной системой, но в конкурсе она принимала участие неофициально, так как Министерство юстиции РФ было одним из организаторов конкурса. К моменту конкурса организации-участники контролировали более 80% российского рынка правовой информации.
На рынке СПС работает достаточно много компаний — разработчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС.
В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует, прежде всего, выделить
· «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);
· «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).
Среди негосударственных компаний-разработчиков СПС наиболее известны:
· «Гарант» (НПП «ГарантСервис»);
· «Консультант Плюс» (АО «Консультант Плюс»);
· «Кодекс» (ЦКР «Кодекс»).
Степень распространенности СПС той или иной компании на российском рынке весьма различна, и в настоящее время абсолютно точно оценить ее не представляется возможным, а данные, публикуемые самими компаниями, могут быть весьма субъективными.
Если говорить о современных тенденциях и перспективах в развитии компаний и продуктов на рынке СПС, то необходимо обратить внимание на четко наметившуюся дифференциацию СПС на две группы: СПС с обновляемой и автономной информационными базами.
Компании, выпускающие СПС с обновляемой информационной базой, с самого начала своего развития сделали ставку на обеспечение высокого качества своей продукции и сервиса. Явными лидерами этой группы являются «Консультант Плюс» и «Гарант».
Компании, выпускающие СПС с автономной информационной базой, в качестве основной формы распространения правовой информации выбрали автономные правовые базы данных на CD. Такие СПС значительно дешевле, но они имеют менее развитый сервис и периодичность тиражирования дисков — один раз в месяц или один раз в квартал. К СПС второй группы относятся «Ваше право» (ИСТ), «Помощник бухгалтера» (ЦКР) и др.
При создании эффективных механизмов распространения правовой информации часто приходится сталкиваться со следующими проблемами:
· Проблема открытости правовой информации;
· Проблема эффективности и доступности для массового потребителя каналов распространения правовой информации;
· Проблема создания эффективных инструментов для работы с огромным массивом разнообразной правовой информации.
При решении каждой из этих проблем заметную роль играют компьютерные СПС.
Границы реальных возможностей, и область применения СПС:
1) СПС предоставляет возможность получить полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но при использовании тех или иных правовых актов при обращении, например, в суд ссылаться необходимо не на СПС, а на официальный источник публикации. Качественная СПС обязательно содержит информацию о том, когда и где был официально опубликован соответствующий нормативный правовой акт (НПА).
2) Нельзя ожидать от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. В СПС включен значительный объем конкретных консультаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям и пользователь может с легкостью извлекать из информационного банка системы любые из этих консультаций. Но СПС, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в СПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации пользователя, необходима определенная квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия.
Абсолютно та же ситуация имеет место и при работе с компьютерными системами, которые позволяют специалисту найти различные правовые акты и другие документы по интересующей его проблеме. Уникальные свойства именно компьютерных технологий дают возможность реализовать это в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными фондами. Большой объем предоставляемых СПС материалов, включающий и нормативные акты, и мнения экспертов фирмы-разработчика, действительно очень помогает в самостоятельной работе пользователя. Однако, очень важно понимать, что, несмотря на все свои преимущества и уникальные возможности, СПС — это все же только инструмент, пусть и весьма мощный, помогающий пользователю при его самостоятельной работе и при принятии решений.
Юридическая обработка информации, которую проводят компании-разработчики, что зачастую носит субъективный характер, зависящий от мнения конкретного юриста, проводящего эту обработку.
Главными свойствами как в самой СПС, так и в работе фирмы-производителя СПС, на которые пользователю (в том числе и потенциальному) нужно обратить внимание, являются следующие:
1) Качество информационного наполнения СПС:
· полнота информации;
· оперативность поступления новой информации;
· достоверность информации, ее аутентичность;
· качество юридической обработки информации в системе.
2) Качество компьютерных технологий, заложенных в СПС:
· поисковые и сервисные возможности;
· возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя.
3) Общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставляемых пользователю СПС:
· бесплатная демонстрация системы квалифицированным специалистом в офисе заказчика;
· гарантии стабильного информационного сопровождения систем на компьютере пользователя (вплоть до ежедневного);
· обучение пользователя работе с СПС и его консультирование в сложных ситуациях;
· возможность поиска и заказа отдельных документов, не входящих в стандартный комплект поставки;
· техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев и др.
Рассмотрим эти свойства подробнее.
Полнота информационного банка СПС — понятие относительное, и оценивать ее следует исходя из целей и задач, которые предстоит решать.
Под полнотой информационного банка СПС (для данного пользователя) будем понимать наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности этого пользователя.
Основные критерии, по которым можно оценить полноту предоставляемой СПС информации.
1-ый критерий связан с оценкой возможностей доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. Это определяется по наличию у компании представительного пакета договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления. Наличие такого пакета обеспечивает:
· гарантию получения полной и достоверной информации и в текущий момент, и в будущем;
· гарантию достоверности информации;
· возможность получения редких, частных документов, не вошедших в стандартный комплект поставки.
2-ой критерий связан с принципами разбиения всего массива правовой информации, имеющегося у компании-разработчика СПС, на отдельные базы. Действительно, поскольку число единиц правовой информации чрезвычайно велико, то задача построения работоспособного единого ИБ всей правовой информации является трудноосуществимой. Любая СПС охватывает лишь часть массива правовой информации. В связи с этим чрезвычайно важной становится проблема критериев разделения этого массива на отдельные базы и создания целого ряда ИБ с взаимосвязанной структурой так, чтобы максимально удовлетворить потребности в правовой информации различных категорий пользователей.
Основные принципы в подходе к решению данной проблемы.
1. Формирование ИБ в соответствии с различными видами правовой информации.
Как известно, правовую информацию можно разделить на три большие группы: официальную правовую информацию, неофициальную правовую информацию и информацию индивидуально-правового характера. Как правило, эти группы правовой информации включаются в разные базы, хотя часто для удобства пользователей в базы с нормативными актами включаются комментарии законодательства или законопроекты.
2. Подразделение правовой информации по территориальному признаку.
При этом выделяют федеральные, региональные и местные правовые акты.
3. Разбиение правовой информации по тематическому признаку либо создание семейства универсальных баз, ориентированных на определенный круг потребителей.
Исследуя вопрос полноты предоставляемой СПС информации, необходимо:
· оценить полноту не только той информации, которая уже есть в системе, но и полноту будущих поступлений, что косвенно можно оценить через возможности доступа компании-разработчика к источникам информации;
· важно оценить возможность выбора (и выбрать) такую систему (или набор систем), чтобы представленный в ней массив информации удовлетворял основным ежедневным потребностям пользователя, с учетом того, что отдельные недостающие документы можно будет заказать в сервисном центре компании-разработчика.
4. Принципы построения информационных банков систем по федеральному законодательству.
Существуют два основных принципа построения информационных банков систем по федеральному законодательству.
Первый принцип основан на формировании одного или нескольких ИБ универсального характера, содержащих правовые акты практически по всем отраслям законодательства и ориентированных на определенные группы потребителей. При этом те или иные отрасли представлены неодинаковым объемом правовых актов в различных системах (информационных банках). Отбор актов и уровень представления той или иной отрасли зависит от интересов определенной группы потребителей. Для каждого такого типа создается универсальная система, охватывающая весь круг их интересов (по всем тематикам).
Второй принцип применяется сейчас незначительным числом фирм-разработчиков СПС. Он основан на формировании нескольких тематических ИБ, как правило, достаточно многочисленных. Каждая тематическая база содержит весь спектр документов — от нормативных правовых актов до правоприменительных актов.
На первый взгляд, более привлекательным кажется второй принцип, так как теоретически каждый пользователь может в соответствии со своими интересами выбрать комплект тематических баз и, как из кирпичиков, построить необходимую ему систему. Однако в действительности этот подход оказывается неудобным для пользователя и направлен только на маркетинговую задачу продажи максимального числа систем.
Основная причина этого явления в том, что на практике абсолютному большинству пользователей — и специалистам независимых компаний, и государственным организациям, и гражданам — необходима именно универсальная система.
В случае, если в крупной фирме отдельный специалист занимается только очень узкими вопросами (допустим, только таможенным делом), компании, как правило, все равно надо иметь универсальную систему, поскольку другим сотрудникам той же фирмы необходимы иные документы, например, бухгалтеру — документы по бухгалтерскому учету и налогообложению и т.д.
Особо следует отметить фирмы, имеющие в своей структуре специальные юридические отделы, основной функцией которых является правовое обеспечение деятельности этой фирмы. Само наличие такого отдела в структуре фирмы говорит о том, что фирме в процессе своей деятельности необходимо решать много юридических вопросов.
Очевидно, что ни одна тематическая СПС, по определению, не может содержать все нормативные акты, и в силу именно тематического построения систем эти акты будут распылены практически по всем тематическим СПС данного разработчика. По этой причине для своего юридического отдела фирма должна будет приобрести все тематические СПС.
Тематический принцип формирования баз приводит к необходимости покупки пользователем целого набора тематических систем. Это приводит к неоправданным затратам и дублированию документов. Приобретая несколько тематических СПС, пользователь обычно получает существенно меньше документов, чем дает простое формальное сложение количества документов в информационных банках этих систем. Это связано с тем, что целый ряд документов являются основополагающими и находятся в нескольких тематических базах
Наконец, при делении всего массива документов на множество тематических баз повышается вероятность того, что конкретный документ будет отнесен разработчиками не к той базе, где он должен быть, по мнению пользователя. Конечно, элементы субъективизма присутствуют и при распределении документов между различными универсальными базами, но проблема субъективности здесь, очевидно, сказывается в меньшей степени, нежели при тематическом делении общего информационного массива на множество мелких баз.
Юридическая обработка документа — это выявление взаимосвязей между документами, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), создание редакций документов при их изменении, а также индексация документов для помещения их в базу.
На практике юридическая обработка состоит из нескольких этапов:
· индексации: рубрикации документа, подбора ключевых слов;
· выявлении достоверности и нормативности документа;
· выявлении взаимосвязей документов;
· формировании перекрестных ссылок между документами;
· составлении примечаний, справочных сведений к документу;
· подготовки новой редакции документа при издании официальных изменений.
Важно иметь в виду, что юридической обработке в той или иной степени свойственны объективность и субъективность.
Объективная юридическая обработка — это такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.
В отличие от объективной юридической обработки результат субъективной юридической обработки основывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также на спорных научных теориях. По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.
При характеристике каждого этапа юридической обработки необходимо выделять его объективные и субъективные черты, так как это имеет большое значение для правильного использования правовой информации.
Можно выделить два основных этапа в процессе обновления правовых баз.
Первый этап — актуализация эталонного банка правовой информации у компании-производителя.
Второй этап — передача новой информации потребителю.
Первый способ — удаленный доступ. В этом случае эталонная база имеется полностью только на сервере компании-разработчика. На компьютере пользователя копия базы отсутствует, и для получения доступа к любому документу необходимо обращение на сервер компании-разработчика через телекоммуникации.
Второй способ — это тот, при котором вся информационная база со специальной оболочкой устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация целиком загружается в эту базу.
Разберем достоинства и недостатки каждого из способов.
С одной стороны, использование удаленного доступа (в том числе и через сеть Интернет) позволяет очень оперативно получать свежую информацию непосредственно из ИБ разработчика.
С другой стороны, специфика работы с правовой информацией такова, что здесь требуются:
· многократное обращение к одним и тем же документам, а также к большому числу документов;
· объем документов очень велик, и передача информации через телекоммуникационные сети требует значительного времени;
· поисковые и аналитические возможности работы с базой будут значительно беднее в силу специфики работы с удаленными информационными ресурсами.
Возможно, наиболее удобно сочетать оба способа:
· иметь полноценную базу на своем компьютере, обновляемую, например, раз в неделю;
· для получения самых свежих документов изредка, по мере острой необходимости, обращаться на интернет-сервер производителя СПС.
Возможные способы обновления информации на компьютере пользователя.
Как уже было сказано, основной проблемой работы с базой правовой информации, установленной на компьютере пользователя, является проблема эффективного обновления этой базы. Здесь возможны следующие варианты:
· полная переустановка базы со свежей информацией;
· передача только свежей информации и введение ее в СПС пользователя.
Второй вариант, очевидно, более удобен, но и технически более сложен. Компания “Консультант Плюс” — на сегодняшний день практически единственная из широко представленных на рынке СПС компаний, где полностью отработана технология ежедневного “кусочного пополнения” систем с полноценной интеграцией свежей информации в базу, находящуюся на компьютере пользователя.
Все остальные достаточно широко распространенные в России СПС допускают либо пополнение не чаще одного раза в неделю, либо существующее ежедневное пополнение не может быть полноценно интегрировано в банк данных и остается лишь небольшим довеском к основной базе, а для интеграции необходима полная замена ИБ, что невозможно проводить ежедневно.
Перед каждым пользователем СПС при принятии решения о выборе системы для использования ее в конкретной работе встает вопрос определения тех ключевых свойств, на которые надо обратить внимание в первую очередь. Выделим главные свойства как СПС, так и фирмы-изготовителя СПС
· требования и ограничения по уровню вычислительной техники (например, объемы оперативной и дисковой памяти);
· качество пользовательского интерфейса (например, наличие подсказок и помощи пользователю при работе с СПС);
· удобство установки и настройки;
· качество информационного наполнения СПС (количество и тематика документов);
· качество компьютерных технологий, заложенных в СПС (быстрота и точность поиска);
· уровень гарантий и сервисного обслуживания;
· стоимость СПС (например, за страницу документа, включая налоги, годовое сопровождение).
Окончательный выбор системы следует делать после работы с демонстрационными версиями СПС и после консультаций с сопровождающими ее специалистами.
Одним из признанных лидеров на российском рынке СПС является «Консультант Плюс». Этот продукт рассчитан как на профессиональных юристов, так и на специалистов других специальностей, нуждающихся в правовой поддержке.