Вопрос 1. Понятие правовой информации, её современные концепции, виды, источники и носители.

Правовым регулированием отношений, связанных с информацией и ее обращением, занимается специальная отрасль права – информационное право. В нашем курсе мы будем рассматривать только ту часть информационной сферы, которая касается одного вида информации – правовой информации.

Право — система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.

Правовая информация – сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности.

Правовая информация зарождается, прежде всего, в процессе правотворчества. Процесс создания правовой информации продолжается в правоприменительной деятельности, в результате этой деятельности создаются процессуальные документы (решение, приговор, определение), несущие информацию о принятом решении.

Правовая информация:

· имеет официальный статус;

· должна быть достоверной;

· изменяется во времени;

· невозможна без материального носителя;

· является системной.

Правовая информация делится по режиму доступа:

· общего доступа,

· ограниченного доступа: государственная тайна, конфиденциальная информация, персональные сведения.

Режим доступа к информации регламентируется законодательством.

Правовая информация может быть разделена на две большие группы — нормативная и ненормативная правовая информация[3].

Нормативная правовая информация – это сведения (сообщения, данные) о нормах права, правовых институтах, правоположениях, санкциях, видах и формах юридической ответственности и т. д.

Нормативную правовую информацию отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Ненормативная правовая информация– это информация о правоприменительной и правоохранительной деятельности, отправления правосудия по уголовным и гражданским делам, обоснованного разрешения арбитражных дел. Используется для систематического информирования граждан, всех общественных структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах в правовой сфере.

К ненормативной правовой информации относится:

· информация о состоянии законности и правопорядка;

· информация о правовой жизни общества, содержащаяся в средствах массовой информации (СМИ);

· информация, связанная с расследованием: криминалистическая, оперативно-розыскная и т.д.;

· информация о состоянии преступности (административных правонарушений), ее динамики и мерах предупреждения;

· информация о гражданско-правовых отношениях (договоры, соглашения и т.п.).

Документированная информация (документ) – это зафиксированная на материальном носителе информация в виде текста, звукозаписи или изображения с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документирование информации – обязательное условие включения в информационные ресурсы.

Каждый юридический документ имеет определенные реквизиты: номер, название, дату регистрации, автора или орган, создавший документ. Для придания документу юридической силы (а в правовой сфере используются только такие документы) необходимо подписание его в порядке, установленном законодательством. Однако, для документов, хранящихся в электронном виде, уникальность подписи теряется – копия факсимильной подписи не подтверждает ни авторство документа, ни его подлинность. Документы, хранимые и обрабатываемые с помощью АИС, могут подтверждаться электронной цифровой подписью.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – последовательность символов, полученная в результате преобразования исходного документа с помощью специальной программы – закрытого ключа ЭЦП.

Другими словами, документ с ЭЦП шифруется. Прочесть зашифрованный документ может только владелец открытого ключа ЭЦП, и только в том случае, если в зашифрованном документе ничего не изменилось. Шифр ЭЦП строится так, чтобы владелец открытого ключа никаким образом не мог вычислить закрытый ключ, т.е. подделать подпись.

Норма права (правовая норма) — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Нормативный правовой акт (НПА) — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

· неоднократность применения, то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой;

· неперсонифицированность, то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.).

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими.

Юридическая сила нормативно-правового акта (НПА) — это свойство акта порождать определенные правовые последствия.

Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой НПА подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

· Законов РФ о поправках к Конституции РФ;

· Федеральных конституционных законов;

· Федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и Федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Среди законов важное место занимают кодексы.

Кодекс — это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений.

В России приняты и действуют кодексы практически по всем основным отраслям законодательства: Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Водный кодекс и другие.

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

К подзаконным актам относятся акты Президента РФ, акты Правительства РФ, а также акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты).

Международные договоры — нормативные правовые акты, регулирующие отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

Внутригосударственные договоры — нормативные правовые акты, регулирующие отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Наши рекомендации