Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую

Если переводится дробная часть числа, то она умножается на P, после чего целая часть запоминается и отбрасывается. Вновь полученная дробная часть умножается на P и т.д. Процедура продолжается до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю. Целые части выписываются после двоичной запятой в порядке их получения.

Пример 4. Перевести десятичное число 0,1875(10) в двоичную систему счисления

0,1875(10) = 0,0011(2)

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru х 2
0,
0,
0,
1,
1,

Результатом может быть либо конечная, либо периодическая двоичная дробь. Поэтому, когда дробь является периодической, приходится обрывать умножение на каком-либо шаге и довольствоваться приближенной записью исходного числа в системе с основанием P.

Пример 5. Перевести десятичное число 0,94(10) в двоичную (получить пять знаков после запятой в двоичном представлении).

0,94(10) ≈0,11110(2)

  х 2
Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru 0,
1,
1,
1,
1,
0,
0,

Перевод произвольных чисел

Перевод чисел, содержащих целую и дробную части, осуществляется в два этапа. Отдельно переводится целая часть, отдельно - дробная.

Пример 6. Перевести число 17,25(10) в двоичную систему счисления.

Переводим целую часть:

     
   
1  
  0
    0 1
      0  

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru

Переводим дробную часть:

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru х 2
0,
0,
1,

17,25(10) = 1001,01(2)

Решение задач

!!! Решение задач и алгоритмы перевода чисел оформить в текстовом редакторе Word в виде отчета !!!

Все решенные задания проверить или с помощью калькулятора (Пуск/ Программы / Стандартные/ Калькулятор) или на сайте www.numsys.ru, сделать соответсвтвующие Print Screen и вставить в отчет.

1. Запишите наибольшее двузначное число и определите его десятичный эквивалент для следующих систем счисления:

восьмеричной системы счисления;

пятеричной системы счисления;

троичной системы счисления;

двоичной системы счисления

а) 99(10)=143(8);

 
3 1
  4  

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru

б) 99(10)=344(5)

 
4 3
  4  

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru

в) 99(10)=10200(3)

 
0 11
  0  
Делимое
Делитель  
Остаток

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru

г) 99(10)=1100011(2);

Делимое
Делитель  
Остаток

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru

!!! Проверьте правильность полученных заданий с помощью калькулятора (Пуск/ Программы / Стандартные/ Калькулятор) или на сайте www.numsys.ru

2. Переведите десятичные числа 3,5(10) и 47,85(10) в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой.

3,5(10)=11,1(2)

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru х 2
0,
   
   
 
1  
1  


Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru

3,5 (10)=3,4(8)

Число 3 сносится, т.к. меньше восьмеричной системы счисления;

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru х 8
0,
   
   

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru

3,5(10)=3,8(16)

Число 3 сносится, т.к. меньше шестнадцатеричной системы

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru Х16
0,
   
   

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru

47,85(10)= 101111.11011001100110011001100110011001100110011001100110(2)

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru х 2
0,
1,
0,
Делимое
Делитель  
Остаток

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru

47,85(10)= 57.66314631463146314631463146314631463146314631463146(8)

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru х 8
0,
6,
6,
3,
 
5      
7
   


Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru

47,85(10)= 2F.D9999(16)

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru х16
0,
13,
9,
 
2  
15  

Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую - student2.ru

!!! Проверьте правильность полученных заданий на сайте www.numsys.ru

3. В группе 111100(2)% девочек и 1100(2) мальчиков. Сколько учеников в группе?

111100(2)%= 1 × 25 + 1 × 24 + 1 × 23 + 1 × 22 + 0 × 21 + 0 × 20 =60% - девочек

1100(2)= 1 × 23 + 1 × 22 + 0 × 21 + 0 × 20 =12 – мальчиков

Ответ: всего 30 учеников

4. Упорядочите следующие числа по убыванию: 143(6), 50(9), 1222(3), 1011(4), 110011(2), 128(9)

128(9); 1011(4); 143(6); 1222(3); 110011(2); 50(9).

143(6)=1*62+4*61+3*60=36+24+3=63

50(9)=5*91+0*90=45+0=45

1222(3)=1*33+2*32+2*31+2*30=27+18+6+2=53

1011(4)=1*43+0*42+1*41+1*40=64+4+1=69

110011(2)=1*25+1*24+0*23+0*22+1*21+1*20=32+16+2+1=51

128(9)=1*92+2*91+8*90=81+18+8=107

Наши рекомендации