Перевод дробных чисел из одной позиционной системы счисления в другую
Если переводится дробная часть числа, то она умножается на P, после чего целая часть запоминается и отбрасывается. Вновь полученная дробная часть умножается на P и т.д. Процедура продолжается до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю. Целые части выписываются после двоичной запятой в порядке их получения.
Пример 4. Перевести десятичное число 0,1875(10) в двоичную систему счисления
0,1875(10) = 0,0011(2)
х 2 | |
0, | |
0, | |
0, | |
1, | |
1, |
Результатом может быть либо конечная, либо периодическая двоичная дробь. Поэтому, когда дробь является периодической, приходится обрывать умножение на каком-либо шаге и довольствоваться приближенной записью исходного числа в системе с основанием P.
Пример 5. Перевести десятичное число 0,94(10) в двоичную (получить пять знаков после запятой в двоичном представлении).
0,94(10) ≈0,11110(2)
х 2 | |
0, | |
1, | |
1, | |
1, | |
1, | |
0, | |
0, |
Перевод произвольных чисел
Перевод чисел, содержащих целую и дробную части, осуществляется в два этапа. Отдельно переводится целая часть, отдельно - дробная.
Пример 6. Перевести число 17,25(10) в двоичную систему счисления.
Переводим целую часть:
1 | ||||
0 | ||||
0 | 1 | |||
0 |
Переводим дробную часть:
х 2 | |
0, | |
0, | |
1, |
17,25(10) = 1001,01(2)
Решение задач
!!! Решение задач и алгоритмы перевода чисел оформить в текстовом редакторе Word в виде отчета !!!
Все решенные задания проверить или с помощью калькулятора (Пуск/ Программы / Стандартные/ Калькулятор) или на сайте www.numsys.ru, сделать соответсвтвующие Print Screen и вставить в отчет.
1. Запишите наибольшее двузначное число и определите его десятичный эквивалент для следующих систем счисления:
восьмеричной системы счисления;
пятеричной системы счисления;
троичной системы счисления;
двоичной системы счисления
а) 99(10)=143(8);
3 | 1 | |
4 |
б) 99(10)=344(5)
4 | 3 | |
4 |
в) 99(10)=10200(3)
0 | 11 | |
0 |
Делимое | |||||
Делитель | |||||
Остаток |
г) 99(10)=1100011(2);
Делимое | |||||||
Делитель | |||||||
Остаток |
!!! Проверьте правильность полученных заданий с помощью калькулятора (Пуск/ Программы / Стандартные/ Калькулятор) или на сайте www.numsys.ru
2. Переведите десятичные числа 3,5(10) и 47,85(10) в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой.
3,5(10)=11,1(2)
х 2 | |
0, | |
1 | ||
1 |
3,5 (10)=3,4(8)
Число 3 сносится, т.к. меньше восьмеричной системы счисления;
х 8 | |
0, | |
3,5(10)=3,8(16)
Число 3 сносится, т.к. меньше шестнадцатеричной системы
Х16 | |
0, | |
47,85(10)= 101111.11011001100110011001100110011001100110011001100110(2)
х 2 | |
0, | |
1, | |
0, | |
Делимое | ||||||
Делитель | ||||||
Остаток |
47,85(10)= 57.66314631463146314631463146314631463146314631463146(8)
х 8 | |
0, | |
6, | |
6, | |
3, |
5 | ||
7 | ||
47,85(10)= 2F.D9999(16)
х16 | |
0, | |
13, | |
9, | |
2 | ||
15 |
!!! Проверьте правильность полученных заданий на сайте www.numsys.ru
3. В группе 111100(2)% девочек и 1100(2) мальчиков. Сколько учеников в группе?
111100(2)%= 1 × 25 + 1 × 24 + 1 × 23 + 1 × 22 + 0 × 21 + 0 × 20 =60% - девочек
1100(2)= 1 × 23 + 1 × 22 + 0 × 21 + 0 × 20 =12 – мальчиков
Ответ: всего 30 учеников
4. Упорядочите следующие числа по убыванию: 143(6), 50(9), 1222(3), 1011(4), 110011(2), 128(9)
128(9); 1011(4); 143(6); 1222(3); 110011(2); 50(9).
143(6)=1*62+4*61+3*60=36+24+3=63
50(9)=5*91+0*90=45+0=45
1222(3)=1*33+2*32+2*31+2*30=27+18+6+2=53
1011(4)=1*43+0*42+1*41+1*40=64+4+1=69
110011(2)=1*25+1*24+0*23+0*22+1*21+1*20=32+16+2+1=51
128(9)=1*92+2*91+8*90=81+18+8=107