Написать и отладить программу обработки символьных данных. Проанализировать полученный результат.
Пример. Написать и отладить программу шифрования символьной строки, состоящей из букв латинского алфавита, по коду Цезаря (А и а заменяется на D и d соответственно, В и b — на E и e, C и с — на F и f, …, X и x — на А и а, Y и y — на B и b, Z и z — на C и c).
Решение
QBasic
PRINT "Введите исходную строку: "
INPUT s$
s1$ = ""
FOR i = 1 TO LEN(s$)
A$ = MID$(s$, i, 1)
SELECT CASE A$
CASE "A" TO "W", "a" TO "w"
s1$ = s1$ + CHR$(ASC(A$) + 3)
CASE "X" TO "Z", "x" TO "z"
s1$ = s1$ + CHR$(ASC(A$) — 23)
CASE ELSE
s1$ = s1$ + A$
END SELECT
NEXT i
s$ = s1$: PRINT s$
Pascal
Program shifr;
Var s: string; i: byte;
Begin
Write('Введите исходную строку: ');
Readln(s);
For i := 1 to length(s) do
Case s[i] of
'A'..'W', 'a'..'w': s[i] := chr(ord(s[i]) + 3);
'X'..'Z', 'x'..'z': s[i] := chr(ord(s[i]) - 23);
End;
Writeln(s)
End.
C++
#include <iostream.h>
void main()
{ char s[255]; int i;
cout << "Введите исходную строку: ";
cin.getline(s, 255);
for (i = 0; s[i]!='\0'; i++)
{ if (s[i] >= 'A' && s[i] <= 'W' || s[i] >= 'a'
&& s[i] <= 'w') s[i] = s[i] + 3;
else if (s[i] >= 'X' && s[i] <= 'Z' ||
s[i] >= 'x' && s[i] <= 'z')
s[i] = s[i] - 23;}
cout << s;
}
Варианты заданий
Решить задачу:
1. Дана строка. Если она представляет собой запись целого числа, то вывести 1; если вещественного (с дробной частью), то вывести 2; если строку нельзя преобразовать в число, то вывести 0.
2. Дана строка, состоящая из русских слов, разделенных пробелами (одним или несколькими). Вывести строку, содержащую эти же слова (разделенные одним пробелом), но расположенные в обратном порядке.
3. а) Дана строка-предложение. Зашифровать ее, поместив вначале все символы, расположенные на четных местах, а затем, в обратном порядке, все символы, расположенные на нечетных местах (например, строка “Программа” превратится в “ргамамроП”). б) Решить обратную задачу.
4. Дана строка-предложение на русском языке. Преобразовать строку так, чтобы каждое слово начиналось с заглавной буквы.
5. Дана строка. Получить новую строку, где каждый символ исходной строки заменен на код.
Примечание. Если длина результирующей строки превышает 255, завести еще одну дополнительную строку.
Билет № 25
Комплекс аппаратных и программных средств организации компьютерных сетей. Адресация в Интернете. Клиент-серверная архитектура. Основные сервисы Интернета: электронная почта, чат, телеконференции, форумы. Информационно-поисковые системы.
Напомним, что данный билет является не единственным, связанным с темой “Компьютерные сети”. В частности, назначение и аппаратные средства компьютерных сетей подробно рассматривались в билете № 13, а билет № 21 затрагивал вопрос, связанный с гипертекстовой информацией. Поэтому в данной публикации представлен только материал, имеющий лишь самое непосредственное отношение к вопросу.
Развитие сетевых компьютерных технологий является неотъемлемой частью современной информатики. Объединение компьютеров в сеть позволяет сделать общими и совместно использовать их ресурсы: аппаратные возможности, установленное программное обеспечение и хранящиеся данные. Кроме того, благодаря сетевой связи пользователи получают возможность обмениваться сообщениями в самых разнообразных формах.
Для современных сетевых технологий характерна тенденция их “встраивания” внутрь программного обеспечения с целью унификации методов доступа к информации независимо от того, на каком из компьютеров эта информация фактически располагается. В частности, сетевые операционные системы предоставляют единый пользовательский интерфейс для сетевых и локальных дисков, а прикладное обеспечение, например браузер, не делает особого различия между ресурсами, находящимися на вашем собственном компьютере и в сети. Таким образом, при реализации обмена информацией, помимо аппаратного соединения компьютеров, большую роль приобретают программные средства.
Учитывая, что в сеть могут объединяться машины самых разных типов с разнородным программным обеспечением, для них должны быть установлены единые правила взаимодействия: как и в какой последовательности передавать информацию, что делать, если сообщение прервалось, и т.д. Такие правила инженеры называют протоколами. Требования протоколов по смыслу аналогичны способам преодоления языковых проблем при общении людей: те, кто говорит на разных языках, едва ли поймут друг друга. Приведем несколько примеров сетевых протоколов. Широкое распространение получил набор протоколов TCP/IP (Transmission Control Protocol / Internet Protocol), который стал стандартом де-факто для передачи информации между компьютерами во всем мире. В основе концепции локального сетевого окружения Windows лежит протокол NetBIOS1, который позволяет получать доступ к общим ресурсам другого компьютера так же, как к своим собственным. В операционной системе Linux для доступа к Windows-ресурсам используется протокол Samba.
Протоколы передачи по сети имеют несколько уровней. Эталонная модель взаимодействия открытых систем OSI (Open System Interconnection) определяет семь таких уровней. На практике используется несколько меньше, в частности, в упоминавшемся ранее TCP/IP их четыре. Сетевое программное обеспечение также имеет несколько уровней. Разумеется, все уровни передачи, лежащие ниже прикладного, функционируют автоматически (благодаря сетевой операционной системе и ее драйверам) и поэтому прозрачны для пользователя. Последнему кажется, что он просто работает со своей программой, например почтовой, которая непосредственно соединяется с аналогичной.
Современный ПК предоставляет пользователям широкий набор сетевых сервисов (услуг). Термином services принято обозначать набор возможностей, доступных пользователю. Любой сервис опирается на специальный сетевой программный компонент, который в ОС Windows принято называть службой. Простейшие службы вроде доступа к файлам и сетевым принтерам встроены непосредственно внутри операционной системы и не требуют дополнительного ПО. Более сложные — такие, как, например, почтовая или служба удаленного доступа, реализуются в виде специализированного программного обеспечения. Причиной его создания служит непосредственное управление сетевым обменом со стороны человека (в самом деле, чтение почты и ответы на письма по своей сути для автоматизации не предназначаются).
Для передачи информации от одного компьютера к другому необходимо иметь определенную систему их адресации. Подобно тому, как пересылка почтовых сообщений базируется на определенных общепринятых соглашениях об адресах людей, компьютеры для обеспечения правильной доставки информации также должны иметь какие-то средства идентификации [1, 2].
Каждая сетевая плата, предназначенная для подсоединения компьютера к информационной сети, имеет свой физический адрес (так называемый “MAC-адрес”). Он закладывается в аппаратуру при изготовлении, а специальные соглашения между производителями сетевого оборудования гарантируют уникальность номера каждой платы. Адрес принято записывать в виде последовательности из 6 шестнадцатеричных чисел2.
При работе в сети Интернет используются 4-байтовые сетевые адреса, которые называются IP-адресами (IP — Internet Protocol). Протокол IP определяет глобальную систему адресации. Для установления соответствия между двумя названными независимыми адресами компьютер хранит специальную таблицу их соответствия, которая формируется автоматически. MAC-адрес жестко задан заводом-изготовителем, а IP-адрес выбирает сетевой администратор с учетом положения машины в сети Интернет. Если машину перемещают в другую часть сети, IP-адрес должен быть изменен.
Четырехбайтовый IP-адрес записывается в виде четырех десятичных чисел, разделенных точками, например, 192.168.100.129. Очевидно, что входящие в адрес числа по определению не могут превышать 2553.
IP-адрес состоит из двух частей: сетевой и машинной. Первая обозначает логическую сеть, к которой относится адрес; на ее основе принимаются решения по маршрутизации между сетями. Вторая определяет конкретную машину в сети. Разбиение на указанные части происходит по специальным правилам, которые мы рассматривать не будем. Скажем только, что для типичного IP-адреса номер машины определяется последним байтом.
С целью более гибкого администрирования и обеспечения возможности создания подсетей, для разделения сетевой и машинной частей используется так называемая сетевая маска. Это специальный битовый набор, состоящий из серии единиц (их количество задается разрядностью сетевой части), за которой следуют нулевые биты. С образовательной точки зрения сетевая маска интересна тем, что позволяет с помощью логической операции И разделять IP-адрес на части. Нетрудно догадаться, что при выполнении указанной операции, например, с (шестнадцатеричной) константой FF FF FF FC будут сбрасываться два последних бита (см. билет № 8). Таким образом, машинная часть в данном случае будет состоять из двух бит, что позволит создать небольшую подсеть из 4 компьютеров.
IP-адреса и маски могут назначаться как вручную, так и автоматически с использованием протокола DHCP (Dynamic Host Configuration Protocol). В последнем случае сервер способен “раздавать” обратившимся к нему компьютерам свободные IP-адреса в разрешенном диапазоне, автоматически при этом отслеживая освобождающиеся адреса.
Хотя с технической точки зрения описанный выше механизм IP-адресации вполне достаточен для однозначного нахождения любого компьютера в сети, совершенно очевидно, что для человека он неудобен: запоминание числовых комбинаций не является сильной стороной среднестатистического пользователя. Поэтому параллельно с IP-адресами в Интернете существует более подходящая для человеческого восприятия доменная система имен компьютеров (Domain Name System — DNS). Доменные имена образуются из символьных сочетаний, разделяющихся между собой точками. Принято называть самую правую запись доменом первого уровня, далее второго и т.д. уровней. Например, в имени openoffice.org доменом первого уровня является org, а второго — openoffice. Домены первого уровня стандартизированы. В самом первом (американском) стандарте их было семь: com — коммерческие организации, edu — учебные заведения, gov — правительственные организации, mil — военные учреждения, net — поставщики сетевых услуг, org — бесприбыльные организации, int — международные организации. Позднее, когда сети стали интернациональными, были дополнительно введены двухбуквенные домены стран (для нашей страны ru — от английского Russia). Встречаются и отдельные “нестандартные” доменные имена, например, eu — Европа. Наконец, в последнее время вводятся некоторые новые домены первого уровня, такие, как info, biz, и другие.
Примечание для учеников. При ответе здесь уместно привести примеры имен сайтов, с которыми вы работали на уроках, и разобрать их.
Преобразование доменных имен в IP-адреса и обратно осуществляется автоматически. Этим занимаются так называемые “серверы имен”, хранящие таблицы соответствия между двумя формами адресов.
Далее согласно билету необходимо рассмотреть вопрос о клиент-серверной архитектуре. Клиент-серверная архитектура — это программная архитектура, в которой один тип программных компонентов (клиенты) с помощью сообщений просит другой тип программных компонентов (серверы) выполнить различные действия [3]. Такая технология обработки данных возникла как ответ на трудности в создании сложных информационных систем.
Классический вариант клиент-серверных систем появился уже довольно давно, когда все расчеты крупной организации производил большой компьютер (так называемый “мейнфрейм”), к которому для получения результатов подключались маломощные вычислительные устройства (терминалы), разбросанные по разным производственным помещениям. Аналогичную структуру до сих пор имеют и многие централизованные системы обслуживания крупных баз данных: с недорогих ПК, которые являются клиентами, посылаются запросы на удаленный производительный сервер, возвращающий клиентам требуемые сведения (часто они не просто извлекаются из базы, но получаются в ходе достаточно сложной обработки и вычислений). Иногда на основании знакомства с этими типовыми реализациями делается неверный вывод о том, что характерной чертой клиент-серверной архитектуры является наличие соединенных сетью компьютеров с четко закрепленными функциями, среди которых машина-сервер имеет существенно лучшие характеристики. Как справедливо подчеркивает в своем учебнике [4] Ю.А. Шафрин, “не следует считать, что технология “клиент-сервер” неотделима от сети. Главное в этой технологии — модель обработки данных, разделение программного обеспечения на два компонента: приложение и сервер. Поэтому приложение и сервер БД могут находиться на одном компьютере (например, у вас дома) и не иметь никакого отношения к сети”. Для более полной картины стоит добавить, что технология не обязательно должна быть связана с СУБД; например, в роли клиента может выступать обычный текстовый редактор, а сервером служить программа проверки ошибок или табличный процессор.
Так что же все-таки является наиболее характерными особенностями клиент-серверной архитектуры?
В клиент-серверной системе функционируют как минимум два приложения, которые определенным образом делят свои функции. Хранением и непосредственным манипулированием данными занимается сервер (в случае БД — это Microsoft SQL Server, Oracle, Sybase или аналогичные им программные продукты). Формирование пользовательского интерфейса, выполнение межэкранной навигации, предоставление помощи осуществляет клиент. Логика обработки данных может выполняться как на сервере, так и на клиенте: обычно там, где эти данные сосредоточены, что позволяет уменьшить передаваемые объемы информации. Очевидно, что клиент и сервер должны иметь четкие правила взаимодействия в ходе обработки запросов, иначе описанное разделение потеряет смысл. Еще раз подчеркнем, что размещение клиента и сервера может быть произвольным: как на разных компьютерах, так и на одном.
Более того, один и тот же компьютер часто может выступать и в роли клиента, и в роли сервера. Рассмотрим в качестве примера некоторую весьма правдоподобную ситуацию. В одном из офисов фирмы пользователь хочет получить сводный отчет о деятельности всех подразделений этой фирмы. Он формулирует запрос и с помощью программы-клиента отправляет его в центральный офис, компьютер которого, как совершенно понятно, в такой ситуации служит сервером. Тот принимает запрос и начинает его выполнять. Нетрудно себе представить ситуацию, когда для составления отчета серверу могут потребоваться некоторые показатели, которые хранятся на локальных ПК в других филиалах. И тогда происходит весьма интересная с точки зрения нашего обсуждения вещь: сервер отправляет запросы по всем офисам с требованием предоставить необходимую ему информацию. В результате он становится клиентом(!), а ПК офисов — серверами(!), автоматически отвечающими на запросы. Собрав необходимые данные, компьютер центрального офиса обрабатывает их и отправляет итоговые результаты на компьютер приславшего запрос пользователя, “вспомнив” о своей первоначальной роли сервера. Клиент так никогда и не узнает, какую большую работу пришлось выполнить, чтобы ответить на его запрос.
Важной чертой рассматриваемой архитектуры является то, что клиенты и серверы обмениваются сообщениями не по адресам (как можно предположить), а по именам сервисов. Иначе говоря, обращение происходит не к конкретным машинам, а к сервисам с определенными именами. В итоге информационная система сама определяет ответственный за указанный сервис компьютер (это называется разрешением имен) и пересылает ему информацию [3]. Описанный механизм дает ряд важных преимуществ: расположение клиентского и серверного процессов произвольно (об этом мы уже неоднократно говорили); процессы эти не обязательно должны работать на однотипных аппаратных средствах или даже под управлением одинаковых ОС — единственным условием является возможность обмена сообщениями; наконец, система приобретает дополнительную гибкость при модификации оборудования, программного обеспечения и сервисов4.
Примечание. Для демонстрации преимуществ технологии клиент-сервер ее часто сравнивают с другой — файл-серверной. Последняя представляет собой следующее. Файлы с данными хранятся на файловом сервере (например, Novell NetWare или Windows NT Server), а их обработка осуществляется на рабочих станциях, на которых, как правило, функционирует одна из так называемых “настольных СУБД” — MS Access, FoxPro, Paradox и т.п. При этом приложение на рабочей станции обеспечивает почти всё: пользовательский интерфейс, логическую обработку и непосредственное манипулирование данными. А мощный файловый сервер предоставляет услуги только самого низкого уровня — чтение или запись файлов. Но главный недостаток технологии заключается даже не в нерациональном использовании серверного оборудования, а в том, что данными манипулируют несколько независимых и несогласованных процессов; в итоге своими действиями они могут мешать друг другу и даже вызывать сбои. Никакие аппаратные и программные улучшения не помогают, ибо источник неприятности заложен в самом принципе построения системы. Немаловажно еще и то, что вносить изменения в такие системы гораздо сложнее, чем при клиент-серверной технологии, когда в основном модифицируется серверная часть: при файл-серверном подходе любое незначительное изменение бизнес-правил приводит к необходимости модификации приложения с последующим тиражированием по всем рабочим станциям.
Итак, технология клиент-сервер — это магистральное направление современных разработок в области мощных информационных систем (особенно на крупных промышленных предприятиях, в банках, в сфере торговли и обслуживания). По такой схеме могут быть построены не только системы обработки данных на основе СУБД, но также почтовые приложения, ПО для удаленного доступа и другие. В качестве заключительного примера рассмотрим систему редактирования сайтов (http://editsite.ru), выполненную по клиент-серверной технологии. Программный продукт EDGESTILE SiteEdit — это интернет-комплекс, состоящий из клиентской off-line-программы (устанавливается на компьютере пользователя) и серверной части, расположенной на современных web-серверах с высокой скоростью доступа. Весь процесс проектирования и создания сайта происходит в режиме off-line, а подключение к Интернету требуется только на короткое время выгрузки изменений на web-сервер. Выгрузка файлов в Интернет максимально оптимизирована: файлы предварительно автоматически сжимаются, что существенно сказывается на снижении затрат на интернет-услуги. В случае обрыва соединения можно продолжить выгрузку с момента остановки. Предусмотрены возможности пересылки отдельных частей сайта или только последних изменений. Данное приложение показывает, что конкретное применение принципов разбиения ПО на клиентскую и серверную части может быть весьма разнообразным.
Следуя экзаменационному вопросу, перейдем теперь к обсуждению основных сервисов Интернета. Согласно тексту билета, к ним относятся электронная почта, чат, телеконференции, форумы. Такой список сервисов является принципиально неполным, что видно из приводимой на с. 30 таблицы.
Примечание. Из приведенной таблицы однозначно напрашивается еще один (весьма странный и удивительный) вывод: чем выше уровень изучения информатики в школе, тем почему-то большую роль среди сервисов Интернета играют чаты и форумы по сравнению с файловыми архивами и www.
По мере объединения сетей в единое информационное пространство Интернет постепенно складывались различные сетевые службы. Первоначально они были изолированными и имели четко ограниченную сферу применения. С развитием Интернета стала все более отчетлива тенденция к объединению и унификации всех этих служб; основой такого объединения является “Всемирная паутина” — World Wide Web, или более коротко — WWW.
Сервисы Интернета неоднократно описывались в методической литературе (см., например, [5–7]), поэтому ниже они будут рассмотрены очень кратко. Учитывая то внимание к Интернету, которое постоянно подчеркивается при обсуждении Национального проекта “Образование”, подразумевается, что на уроках ученики поработают с этими сервисами и поэтому им будет что рассказать.
Документ | Раздел | О составе сервисов Интернета |
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям | Коммуникационные технологии | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение |
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, базовый уровень | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) — 11-й класс | Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. |
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, профильный уровень | Телекоммуникационные технологии | Представление о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония |
Примерные билеты по информатике для сдачи экзаменов по выбору выпускниками…, базовый уровень | Билет № 25 | Представления о телекоммуникационных службах: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, интернет-телефония |
Примерные билеты по информатике для сдачи экзаменов по выбору выпускниками…, профильный уровень | Билет № 25 | Основные сервисы Интернета: электронная почта, чат, телеконференции, форумы |
Итак, к сервисам Интернета традиционно относятся следующие виды работ на компьютере.
· Удаленный доступ(telnet)
Удаленным доступом называется соединение вашего компьютера с другим компьютером сети и работа на нем как на своем собственном. Расстояние до удаленного компьютера принципиального значения не имеет: он может находиться в той же комнате, а может — в другом государстве противоположного полушария Земли. Такой способ реализации межкомпьютерного соединения часто называют удаленным терминалом. При удаленном доступе вы можете просматривать каталоги и файлы на другом компьютере, запускать и редактировать документы, словом, делать практически все то же самое, что вы обычно делаете на своем компьютере. Разумеется, для получения возможности работы на другом компьютере вы должны быть на нем зарегистрированы. Другой возможный вариант — общедоступные серверы, например, каталог библиотеки.
Программное обеспечение для удаленного доступа называется telnet. Интересно отметить, что оно тоже построено на базе клиент-серверной технологии и состоит из двух взаимодействующих частей: клиента, выполняющегося на вашем компьютере, и сервера, работающего на том компьютере, с которым вы устанавливаете связь.
· Передача файлов(FTP)
Упомянутая выше программа telnet, несмотря на свои большие возможности, не позволяет копировать файлы с удаленного компьютера. Для этой цели имеется специальное ПО — ftp(от File Transfer Protocol — протокол переноса файлов). Работать с ftp можно в командном режиме, однако значительно удобнее воспользоваться какой-нибудь специальной программой с более дружественным интерфейсом. Например, для ftp-доступа к файлам можно применять широко известную программу Е.Рошала “Far Manager”.
Одной из важнейших возможностей ftp является разрешение анонимного доступа к некоторым серверам, что позволяет получать файлы с них абсолютно всем желающим. Для того чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо ввести специальное имя anonymous. Чаще всего общедоступные файлы хранятся в каталоге /pub. На многочисленных ftp-серверах можно найти самые разнообразные архивы, начиная с программного обеспечения и кончая текстами художественных книг. Некоторое неудобство при таком использовании ftp составляет трудность ориентации в “чужих” каталогах без особых вспомогательных пояснений.
· Электронная почта(E-mail)
Этот вид сетевого сервиса на данный момент, по-видимому, является одним из наиболее доступных и распространенных. Мы не будем тратить время, в очередной раз описывая весьма очевидные возможности этого популярного сервиса, тем более что работа с почтовой программой входит в практические вопросы билетов № 4 и 6. Работа с этой программой по приему и отправке писем широко описана в литературе, например, в учебнике [8].
· Чат, instant messaging
Англо-русский словарь дает следующие переводы слова chat: (существительное) “дружеский разговор, беседа, болтовня” и (глагол) “непринужденно болтать”. Перевод весьма точно характеризует суть данного вида интернет-общения, которое представляет собой обмен короткими текстовыми сообщениями. Сообщения можно посылать как всем сразу, так и конкретному участнику чата, с которым вы хотите пообщаться.
Каждый участник чата при регистрации выбирает себе “ник” (псевдоним, прозвище, символическое имя) и именно под ним публикует все свои высказывания. Анонимность придает общению непринужденность, но, очень часто, безответственность и грубость по отношению к другим участникам дискуссии; использование данных коммуникационных средств обязательно требует воспитания культуры сетевого общения [9, 10].
Чат является одним из любимых интернет-сервисов молодежи. Наблюдения показывают, что существует значительная категория людей, которые не способны контролировать время своего пребывания в чате и могут часами обмениваться с подобными себе пустыми и абсолютно неинформативными сообщениями. Будучи по своей сути неформальным общением, чат может сформировать привычку изъясняться кратким сленгом, порой весьма далеким от общепринятого русского языка.
Некоторой разновидностью чата (своеобразным его гибридом с электронной почтой) является обмен сообщениями через программу, которую называют instant messenger (примерный перевод термина может выглядеть как программа для мгновенного, немедленного обмена сообщениями). Техническое отличие от чата заключается в том, что беседа ведется не через стандартный браузер, в котором отображается формируемая сервером диалоговая страница, а с помощью специализированного ПО, устанавливаемого на компьютере. Наиболее известной программой такого рода является ICQ (aka5 Аська). Многие крупные сайты, такие, как Yahoo! и AOL, также предлагают свою реализацию такого сервиса. Помимо средства непринужденного времяпровождения, сервисы типа ICQ в последнее время иногда используют в службах технической поддержки и для получения оперативных консультаций, например, при покупке путевок или билетов через Интернет.
· Телеконференции, форумы
Телеконференция — это обмен электронными сообщениями по определенной тематике (в чате тематика, как правило, не определена). Любое сообщение, отправленное в ту или иную тему конференции, попадает всем, кто участвует в работе этой темы. Существует огромное количество телеконференций, посвященных самым разнообразным темам: образованию, искусству, программированию, бизнесу и т.д.
Работа в режиме телеконференции выглядит так. Участник готовит свои сообщения по тем или иным темам, а затем соединяется с сервером конференции. Компьютер передает написанные сообщения (если они, конечно, есть) и принимает все новое, что появилось по интересующим абонента темам.
Некоторой разновидностью телеконференции является форум. Это также способ тематического электронного общения, когда участники выражают свое мнение по какому-либо вопросу, обсуждают кино или новость, помогают друг другу в овладении каким-то программным продуктом или сервисом. Последнее применение (своеобразная “народная консультация”) может во многих случаях оказаться практически полезным. Имеются также некоторые свидетельства в пользу применения данного сервиса в образовании [11].
· WWW
Наиболее распространенной службой Интернета в настоящее время является WWW. Она получила настолько широкое распространение, что начинает вмещать в себя все остальные перечисленные выше службы. Так, используя программное обеспечение для WWW, можно получать файлы по ftp, отправлять почту, участвовать в конференциях и т.д.
Остается ответить на последний вопрос — информационно-поисковые системы. Поиск нужной информации в необозримом Интернете6 часто обсуждается в учебной литературе (в качестве примера укажем статью [12]), а после недавней публикации в газете подробных материалов А.А. Дуванова [13] авторы просто считают для себя неудобным снова возвращаться к этой теме.
Литература
1. Гук М.Ю. Аппаратные средства локальных сетей. Энциклопедия. СПб.: Питер, 2004, 573 с.
2. Никифоров С.В. Введение в сетевые технологии: Элементы применения и администрирования сетей. М.: Финансы и статистика, 2003, 224 с.
3. Энсор Д., Стивенсон Й. Oracle. Проектирование баз данных. BHV, 1999, 560 с.
4. Шафрин Ю.А. Информационные технологии (в 2 ч.). Ч. 2. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000, 336 с.
5. Кузьменко М.А. Основные сервисы Internet. Информатика и образование, 1996, № 3, с. 105–113.
6. Угринович Н.Д. Основы Интернета. Информатика и образование, 1999, № 9, с. 79–90.
7. Моисеева Н.Н. Компьютерные сети и телекоммуникации. Информатика и образование, 2006, № 4, с. 33–41.
8. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ, 2001, 464 с.
9. Ладыженская Н.В. Интернет: гуманитарные аспекты обучения общению. Информатика и образование, 2006, № 7, с. 9–11.
10. Калинин И.А. Социальные сервисы Интернета. Информатика, 2007, № 1, с. 11–19.
11. Андреев А.А. Методические аспекты использования форумов при проведении занятий в Интернете. Информатика и образование, 2006, № 4,
с. 13–16.
12. Исаева О.В. Поиск информации в Интернете. Информатика и образование, 2000, № 6, с. 74–88.
13. Дуванов А.А. Поиск информации. Информатика, 2007, № 1, с. 20–30; № 3, с. 23–34; № 4,
с. 26–33.