Написать и отладить программу обработки массива (суммирование элементов, сортировка и пр.). Проанализировать полученный результат.

Пример. Написать и отладить программу ввода и сортировки по возрастанию (неубыванию) целочисленного массива из 20 элементов.

Решение. Решим задачу в общем случае, т.е. отсортируем массив из n элементов. В качестве метода сортировки используем сортировку обменом (“пузырьковую” сортировку).

Напомним алгоритм сортировки. Массив просматривается от начала до конца столько раз, сколько в нем содержится элементов. При каждом просмотре поочередно сравниваются два соседних элемента. Если элемент с большим номером имеет меньшее значение, производится обмен элементов.

Запишем этот алгоритм на языках программирования (массив при этом заполняется случайным образом; если после запуска программы введем n = 20, то получим массив, удовлетворяющий условию исходной задачи).

QBasic

DECLARE SUB Vvod (n!, A() AS INTEGER)

DECLARE SUB Vivod (n!, A() AS INTEGER)

DECLARE SUB Sort (n!, A() AS INTEGER)

DIM A(20) AS INTEGER

RANDOMIZE TIMER — 32767

PRINT "N? ": INPUT n

CALL Vvod(n, A())

CALL Vivod(n, A())

CALL Sort(n, A())

CALL Vivod(n, A())

SUB Sort (n, A() AS INTEGER)

FOR i = 1 TO n

FOR j = 1 TO n — 1

IF A(j) > A(j + 1) THEN

Vsp = A(j)

A(j) = A(j + 1)

A(j + 1) = Vsp

END IF

NEXT j

NEXT i

END SUB

SUB Vivod (n, A() AS INTEGER)

FOR i = 1 TO n

PRINT USING "####"; A(i);

NEXT i

PRINT

END SUB

SUB Vvod (n, A() AS INTEGER)

FOR i = 1 TO n

A(i) = -20 + INT(RND(1) * 41)

NEXT i

END SUB

Pascal

Program Obmen;

Type arr = array[1..20] of integer;

Procedure Vvod(n: byte; var a: arr);

Var i: byte;

Begin

For i := 1 to n do

A[i]:= -20 + random(41)

End;

Procedure Vivod(n: byte; const a: arr);

Var i: byte;

Begin

For i := 1 to n do

Write(a[i]:4);

Writeln

End;

Procedure Sort(n: byte; var a: arr);

Var i, j: byte; Vsp: integer;

Begin

FOR i := 1 TO n do

FOR j := 1 TO n — 1 do

IF A[j] > A[j + 1] THEN

begin Vsp := A[j];

A[j] := A[j + 1];

A[j + 1] := Vsp

end

End;

Var a: arr; n: byte;

Begin

Randomize;

Write('n? '); readln(n);

Vvod(n, a);

Vivod(n, a);

Sort (n, a);

Vivod(n, a)

End.

C++

#include <iostream.h>

#include <stdlib.h>

#include <time.h>

void Vvod(int n, int a[21]);

void Vivod(int n, int a[21]);

void Sort(int n, int a[21]);

void main()

{int n, a[21];

cout << "Сколько элементов в массиве? "; cin >> n;

randomize();

Vvod(n, a);

Vivod(n, a);

Sort(n, a);

Vivod(n, a);

}

void Vvod(int n, int a[21])

{ int i;

for (i = 1; i <= n; i++)

a[i] = -20 + random(41);

}

void Vivod(int n, int a[21])

{ int i;

for (i = 1; i <= n; i++)

{ cout.width(4); cout << a[i];}

cout<<endl;

}

void Sort(int n, int a[21])

{ int i, j, Vsp;

for (i = 1; i <= n; i++)

for (j = 1; j <= n-1; j++)

if (a[j] > a[j+1])

{Vsp = a[j]; a[j] = a[j+1];

a[j+1] = Vsp;}

}

Варианты заданий

1. Сортировка выбором. Дана последовательность чисел a1, a2, ..., an. Требуется переставить элементы так, чтобы они были расположены по убыванию. Для этого в массиве, начиная с первого, выбирается наибольший элемент и ставится на первое место, а первый — на место наибольшего. Затем, начиная со второго, эта процедура повторяется. Написать алгоритм сортировки выбором.

2. Сортировка вставками. Дана последовательность чисел a1, a2, ..., an. Требуется переставить числа в порядке возрастания. Делается это следующим образом. Пусть a1, a2, ..., ai — упорядоченная последовательность, т.е. a1 Написать и отладить программу обработки массива (суммирование элементов, сортировка и пр.). Проанализировать полученный результат. - student2.ru a2 Написать и отладить программу обработки массива (суммирование элементов, сортировка и пр.). Проанализировать полученный результат. - student2.ru ... Написать и отладить программу обработки массива (суммирование элементов, сортировка и пр.). Проанализировать полученный результат. - student2.ru ai. Берется следующее число ai+1 и вставляется в последовательность так, чтобы новая последовательность была также возрастающей. Процесс производится до тех пор, пока все элементы от i + 1 до n не будут перебраны.

3. Дан массив n действительных чисел. Требуется упорядочить его по возрастанию. Делается это следующим образом: сравниваются два соседних элемента aiи ai+1. Если ai Написать и отладить программу обработки массива (суммирование элементов, сортировка и пр.). Проанализировать полученный результат. - student2.ru ai+1, то продвигаются на один элемент вперед. Если ai > ai+1, то производится перестановка и сдвигаются на один элемент назад. Составить алгоритм этой сортировки.

4. Сортировка подсчетом. Выходной массив заполняется значениями “–1”. Затем для каждого элемента определяется его место в выходном массиве путем подсчета количества элементов строго меньших данного. Естественно, что все одинаковые элементы попадают на одну позицию, за которой следует ряд значений “–1”. После чего оставшиеся в выходном массиве позиции со значением “–1” заполняются копией предыдущего значения.

5. Сортировка “хитрая”. Из массива путем однократного просмотра выбирается последовательность элементов, находящихся в порядке возрастания, переносятся в выходной массив и заменяются во входном на “–1”. Затем оставшиеся элементы включаются в полученную упорядоченную последовательность методом погружения, когда очередной элемент путем ряда обменов “погружается” до требуемой позиции в уже упорядоченную часть массива.

Билет № 18

Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы). Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности людей и организаций.

Информационная деятельность человека связана с созданием знаний, которые образуют информационные ресурсы общества. К информационным ресурсам можно отнести научно-технические знания, произведения литературы и искусства, общественную и государственную информацию.

Основу технических средств любой современной информационной технологии составляют следующие аппаратные средства:

· компьютер, предоставляющий возможность автоматической обработки информации;

· машиночитаемые носители информации — магнитные и оптические диски большой емкости, надежности и долговечности;

· компьютерные сети и телекоммуникации, позволяющие совместно обрабатывать и оперативно передавать информацию.

Информационные ресурсы, обеспечивающие некоторую профессиональную деятельность, сосредоточены в массивах документов, которые в современном варианте приготовлены для автоматической обработки и хранятся в базах данных (БД), базах знаний (БЗ), которые, в свою очередь, являются частью некоторой информационной системы.

Попробуем в следующей таблице описать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства (см. таблицу).

Традиционно информационная деятельность связывается со средствами массовой информации. Журналисты имеют дело с оперативной информацией, которая иногда актуальна только в течение нескольких дней, поэтому они используют в своей работе самые современные средства передачи информации. Информацию любого вида (текст, звук, видео) можно передать по электронной почте, опубликовать на сайте, популярны видеоконференции в реальном времени.

Работники почтовой службы, кроме традиционных методов доставки корреспонденции, активно используют электронную почту. Бурно развивается сотовая связь и IP-телефония.

Наука призвана производить новые знания. Одним из ее современных инструментов является компьютерное математическое моделирование, позволяющее изучать природные, экономические и социальные явления в развитии.

Инженеры закрепляют технические изобретения в патентах. В развитых странах существуют системы научно-технической информации со специализированными изданиями и патентными службами, которые готовят обзоры, рефераты.

Автоматизированная обработка информации в экономических информационных системах с применением средств связи и оргтехники снабжает менеджеров качественной, точной, объективной информацией. Менеджеры, используя современные технологии в сфере управления, могут принимать более своевременные и объективные решения на основе оперативной экономической информации.

Преподаватели передают знания от поколения к поколению, следовательно, участвуют в древнейшем информационном процессе. ИТ вносят и в эту консервативную сферу свои нововведения. Технологии мультимедиа создают виртуальные миры, делают процесс обучения более наглядным, сложные абстрактные выкладки становятся понятнее. Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обучение и контроль знаний. Развивается дистанционное образование, позволяющее обучать независимо от удаленности от образовательного учреждения.

Многие формы современного искусства используют ИТ. Создаются музыкальные произведения с использованием midi-совместимых инструментов, исполняющих компьютерную партитуру. Компьютерная графика стала основой современной полиграфии и дизайнерских работ.

Наши рекомендации