Очевидно, что для реализации на компьютере любых графических технологий необходимо соответствующее программное обеспечение. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные его виды.
Примечание для учеников. Эту часть ответа необходимо обязательно дополнить собственным опытом работы с тем программным обеспечением, которое изучалось на уроках по компьютерной графике. Учитель, оценивая ваши знания, хочет увидеть, что вы не просто способны воспроизвести общетеоретические формулировки, но и видите, где именно и как они применяются на практике. К сожалению, автор этих строк, по сравнению с конкретным учеником, находится в существенно более трудном положении: изучаемое в школах графическое ПО необычайно разнообразно, и поэтому одинаково сложно как рассказать о его общих чертах, так и дать исчерпывающее описание всех применяемых программных продуктов.
Самым известным и чаще всего применяемым ПО является графический редактор. В соответствии с основными способами создания графических изображений имеется два типа редакторов. Для векторной графики наиболее известны Corel Draw и Adobe Illustrator, а ассортимент более простых в обращении редакторов растровых изображений значительно шире — от простейшего входящего в состав Windows редактора Paint до профессионального Adobe Photoshop.
Графические редакторы предназначены для создания и редактирования графических изображений, а также их сохранения в виде файлов различных форматов и выводе на бумагу. В целом управление графическим редактором во многом осуществляется теми же способами, что и с остальным программным обеспечением (данное свойство обусловлено стандартизацией интерфейса приложений Windows). Если взглянуть с указанных позиций на любой графический редактор (на рис. 1 в качестве примера изображен Paint), то он работает в стандартном окне и, как остальные программы, имеет меню, панель инструментов и прочие стандартные органы управления.
Рис. 1
Главными особенностями графического редактора по сравнению с остальным ПО, видимо, являются большее количество приемов использования мыши и специфические графические инструменты. По уже упоминавшимся выше причинам мы не можем в рамках данной публикации рассмотреть конкретные инструменты редактора. Ограничимся лишь указанием на то, что, помимо “электронных аналогов” реальных орудий труда художника (карандаш, кисть, резинка, палитра красок и т.п.), программа предоставляет нам совершенно специфические виртуальные инструменты, такие, как, например, цветной ластик. Особый класс инструментов графических редакторов образуют средства рисования графических примитивов, которые фактически являются одной из основ компьютерной графики.
Помимо графических редакторов, в школах активно изучают системы презентационной графики и реже — анимационные системы. Кратко остановимся здесь на системе создания и редактирования презентаций PowerPoint.
Данная программа позволяет разрабатывать презентации по некоторой выбранной теме, что может быть использовано как при изложении учебного материала на уроке, так и при выступлении “на более представительном уровне”, например, на конференции.
Каждая презентация состоит из отдельных кадров — слайдов. Программа PowerPoint предоставляет пользователю средства по подготовке слайдов, а также машину для их демонстрации, способную показывать слайды в ручном и автоматическом режимах. Имеется большой ассортимент способов смены слайдов на экране, прилагается богатый набор готовых шаблонов для оформления презентации.
Характерной особенностью презентационной системы по сравнению с графическим редактором является ее мультимедийный характер. Если графический редактор работает только с рисунками, то презентационная система имеет встроенные средства для работы с текстами, графикой, аудио- и видеофрагментами. Столь широкие возможности делают тщательно подготовленную презентацию весьма выразительным средством. В то же время, презентационная система не претендует на редактирование графики, аудио- и видеоматериалов: она лишь способна включать в себя то, что разработано средствами другого, более специализированного, программного обеспечения.
Подчеркнем, что при подготовке слайда каждый элемент кадра (тексты, картинки, стрелки и т.д.) является самостоятельным объектом. Мы можем независимым образом менять размер каждого объекта и перемещать его, причем данный объект может частично заслонять другие объекты или, наоборот, закрываться ими (PowerPoint, как и многие другие программы, поддерживает идеологию графических плоскостей: каждый предмет находится в собственной плоскости, причем порядок расположения плоскостей относительно зрителя можно менять). Таким образом, по принципам работы система PowerPoint определенно ближе к векторному редактированию, чем к растровому.
Разработка хорошей презентации — это не чисто технологический процесс. Имеется множество примеров, когда при подготовке презентации человек, увлеченный подбором эффектного механизма смены кадров, забывает о содержании материала и его логике. В результате вместо восхищения продукт такого, с позволения сказать, творчества вызывает в лучшем случае равнодушие, а то и вовсе раздражение.