Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат.

Построим модель естественного радиоактивного распада ядер [1].

Сформулируем физическую задачу. Ядра распадаются, выбрасывая частицы и превращаясь в более легкие. Распад ядра происходит спонтанно и не зависит от внешних условий. Число распадов, регистрируемых в единицу времени, зависит только от количества атомов, ядра которых способны распадаться. Вероятность распада ядра определяется его устройством и может быть описана некоторым числом, характерным для данных ядер.

Можно сформулировать следующие вопросы:

· Как меняется со временем число ядер?

· Через какое время распадается половина ядер?

Построим математическую модель. На небольшом интервале времени Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru t число распавшихся ядер
Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru N = N(t) – N(t + Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru t) пропорционально Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru t и числу не распавшихся ядер в данный момент N:

Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru ,

— здесь Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru — это некоторый коэффициент пропорциональности, определяемый веществом.

Для решения задачи нужно задать количество ядер вещества в начальный момент t = 0: N = N0.

Выберем в качестве единицы времени t и Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru представим размерное время Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru , здесь Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru — безразмерное время. В качестве характерного числа атомов выберем N0, т.е. Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru , здесь Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru показывает долю ядер от их числа в начальный момент. Подставляя размерные величины в исходную систему, получим безразмерные уравнения

Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru

Все величины, входящие в систему, безразмерные, и знак безразмерной величины можно не употреблять.

Составим алгоритм решения нашей системы.

Так как Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru , получим рекуррентное соотношение для числа не распавшихся ядер в моменты времени Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru :

Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru

Проведем численный эксперимент в MS Excel. Заполним заголовок таблицы и столбец А, который обозначает номер k, внесем начальное условие и зададим Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru t = 0,1.

Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru

В ячейку В3 внесем формулу для подсчета времени Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru и распространим ее на блок В4:В12.

Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru

В ячейку С3 внесем рекуррентное соотношение для подсчета N и скопируем его в блок С4:С12.

Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru

В столбце В получено время, в столбце С — число ядер. Изобразим эту зависимость на графике:

Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru

Для ответа на второй вопрос, который был поставлен в начале задачи, нужно определить момент времени T, за которое распадается половина ядер. Время можно определить из уравнения
N(Т) = 0,5.

Проведем эксперимент с различными значениями Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru t,результаты поместим в таблицу:

Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru

Значение времени Т стабилизировалось с точностью 0,001, определено время полураспада ядер Т = 0,693. Полученные в результате эксперимента результаты являются универсальными, так как безразмерная система уравнений не содержит характеристик вещества. Индивидуальность ядер проявляется лишь через масштаб времени Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат. - student2.ru .

Варианты заданий

1. Составить модель броуновского движения.

2. Составить модель падения тела с учетом сопротивления среды.

Литература

1. Бирих Р.В., Еремин Е.А., Чернатынский В.И. Компьютерные модели в школьном курсе физики. // Информатика № 14, 2006, с. 1–45.

2. Бирих Р.В., Еремин Е.А., Чернатынский В.И. Компьютерные модели в школьном курсе физики. // Информатика № 15, 2006, с. 3–14.

3. Шестаков А.П. Компьютерное математическое моделирование. Лекция № 2. Моделирование в естественных науках. Несколько классических моделей физики. // Информатика № 36, 2002, с. 7–14.

4. Шестаков А.П. Компьютерное математическое моделирование. Лекция № 3. Моделирование в естественных науках. Несколько классических моделей физики. // Информатика № 38, 2002, с. 8–15.

5. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учебное пособие для педагогических вузов / Под ред. Е.К. Хеннера. М.: Академия, 2004, 848 с.

Билет № 16

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Специализированное программное обеспечение для защиты программ и данных. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа

Наши рекомендации