Механизм презентации экспозиции
Уровень 3 предполагает создание трехмерной модели зданий и помещений музея, представляющих самостоятельную культурную ценность, либо трехмерных моделей зданий, не имеющих реальных прототипов, и организацию перемещения посетителя в созданной модели.
Трехмерная модель музея (далее — 3D-модель музея) создается в дополнение либо в качестве замены виртуальным турам, созданным на уровне 2.
Методику создания 3D-модели музея следует выбирать из следующих соображений:
1) Если здания и помещения музея представляют самостоятельную художественную и культурную ценность, следует предпочесть создание 3D-модели музея на их основе. Модель создается максимально приближенной к прототипу, за исключением не обязательных к моделированию служебных и технических помещений.
2) Если культурную ценность представляет архитектурный ансамбль в целом, следует отдельно произвести 3D-моделирование комплекса снаружи и внутри, с различной степенью детализации.
3) Если здание не представляет самостоятельной культурной ценности, рекомендуется избрать метод создания полностью виртуального музея, исходя из тематической направленности музея, его экспозиций и фонда. Проектирование 3D-модели такого музея рекомендуется производить по аналогии с проектированием 3D-окружения в компьютерной игровой индустрии, может содержать отклонения от реальных физических законов и евклидовой геометрии.
В целях повышения доступности виртуального тура как в части размера конечного продукта, так и в части оборудования, необходимого для комфортного воспроизведения виртуального музея, следует производить оптимизацию 3D-модели по следующим направлениям:
1) Точная модель может быть создана только по помещениям, которые наибольшим образом идентифицируют сам музей в сознании посетителя. В этом помещении должны быть использованы методы моделирования, дающие максимальное приближение к оригиналу: сканирование элементов декора, фотореалистичные текстуры и т.п. Остальные помещения в целях оптимизации могут моделироваться в некотором приближении, с использованием таких средств оптимизации, как клонируемые элементы декора, усредненные текстуры, унифицированные компоненты модели и т.п.
2) Следует отказаться от моделирования источников света при воспроизведении на устройстве пользователя (runtime) в пользу применения методов симуляции освещения за счет наложения световой маски на текстуры освещаемых объектов (процедура «запекания» освещения).
3) В случае отображения виртуального музея в веб-браузере уникальная модель музея загружается однократно на компьютер пользователя (кэширование) и после этого загружается в оперативную память с него. Экспонаты, расставленные на модели музея или его отдельных помещениях, загружаются из сети Интернет постепенно, появляясь один за другим. В совокупности данные подходы сокращают время ожидания пользователя до момента первого просмотра музея и его экспонатов.
4) Использовать другие методы оптимизации 3D-пространства, широко распространенные в индустрии 3D-игр.
В целях обеспечения возможности эксплуатации виртуального музея сотрудниками музея, не обладающими навыками 3D-моделирования и программирования, в рамках создания 3D-музея могут быть разработаны два типа клиентских приложений:
1) редактор для создания виртуальных экспозиций сотрудниками музея из существующих у них виртуальных экспонатов;
2) приложение для конечных посетителей виртуальных музеев без возможности внесения изменений в экспозицию.
Задача по созданию трехмерного виртуального музея разделяется на два уровня:
1) Создание высокодетализированных экспонатов путем сканирования здания музея. Эти данные должны войти в архив музея для решения задачи сохранения культурного наследия в цифровой форме. Они будут иметь высокую степень точности, что позволит специалистам использовать их для научных исследований.
2) Создание трехмерных моделей экспонатов и музея на основе уровня 1 или в ручном режиме специалистами в области компьютерной графики. Цель этого уровня — обеспечить доступность культурного наследия широким массам виртуальных посетителей. Детализация и общее ощущение зрителя от данного уровня должны передавать дух музея. Основной акцент делается на деталях, отличающих воспроизводимый музей от остальных, повышении его узнаваемости и демонстрации его уникальности.