Информационное пространство.
Зачет
1. Что такое информационное общество.
Информационным следует называть такое общество, в котором, во-первых, имеется достаточная материальная база (средства информационной технологии: компьютеры, программное обеспечение, подключение к Интернету, кабельная, спутниковая и другая связь), во-вторых, ведутся научно-практические и прикладные исследования в этой области и, в-третьих, все эти средства и исследования направлены на то, чтобы сделать информацию всеобщей, доступной и активно внедрять ее в производство и в массовое использование.
2. Признаки информационного общества.
Главныепризнаки информационного общества - это:
1.глобальный характер информации, при котором движение информационных потоков свободно и неограниченно, а попытки остановить свободное распространение информации наносят вред;
2.возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней вышли на качественно более высокую ступень;
3.воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности становится решающим;
4.процесс децентрализации общества углубляется;
5.переход к новым формам занятости стимулирует процесс формирования новых трудовых ресурсов
6.формирование в мире глобальной информационной индустрии, претендующей на установление нового информационного порядка.
Информационное пространство.
Под информационным пространством можно понимать источники информации, сгруппированные по способу представления на виртуальные и невиртуальные, поместу концентрации и типу звуко-зрительных информационных носителей на информЦентры, библиотеки, архивы, музеи, фильмохранилища.
Информационная индустрия и СМИ.
Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству и нынешний политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в информации. При этом в полной мере должны проявляться такие свойства СМИ, как:
• массовость,
• тиражируемость,
• периодичность,
• использование постоянно пополняемых информационных ресурсов,
• выполнение СМИ функций создания первичной информации,
• применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.
СМИ есть действенный канал информирования общества о деятельности власти и учета его реакции на действия власти. Эти особенности делают СМИ важнейшим социальным институтом и системообразующим фактором информационного пространства России.
Как считают многие исследователи, сегодня особенно актуальны проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов и общественности, с правовой охраной личной тайны в средствах СМИ и защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. Ведь пока еще СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развития национальных культур. Для решения этих проблем необходимы следующие действия:
• недопущение подчинения СМИ интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ —прямой нажим, снабжение СМИ неполной, искаженной или ложной информацией, бесправие журналистов, сращивание структур власти, бизнеса и прессы и
т.д.;
• ограничение концентрации и монополизации СМИ, ведущее к уменьшению числа независимых источников информации;
• содействие развитию местных СМИ и защита интересов региональных рынков массовой информации;
•совершенствование законодательства в части реализации свободы слова, свободного распространения массовой информации;
• недопущение пропаганды насилия и национальной нетерпимости через СМИ;
• обеспечение плюрализма СМИ и доступа к официальной информации.
Перечень актуальных задач, стоящих сегодня перед СМИ и обществом:
•легализация сетевых СМИ, т. е. признание за ними права называться средствами массовой информации;
•определение жанровых особенностей журналистской и издательской деятельности в сетях;
• взаимодействие интерактивных (сетевых) и традиционных способов подачи информации;
• учет социально-психологических особенностей восприятия сетевой информации;
• разработка принципов менеджмента и маркетинга сетевых изданий.
Типология медиасистем.
Медиасистемы (системы средств массовой информации) до недавнего времени включали три вида традиционных СМИ – периодическая печать, телевидение и радиовещание. Но появление интернет-СМИ заставило иначе классифицировать и типологизировать медиасистемы.
Один из авторов предложил следующие основания для типологии СМИ, т.е. для группировки многомерной, по нескольким критериям:
· профессиональные – любительские;
· новостные – аналитические;
· общие – специализированные;
· по свободному или по платному распространению;
· по распространению непосредственно через сайты или путем уведомления через рассылку (Костыгова А. Сетевые СМИ: занимательная типология, 2002).
Другой автор считает, что можно разделить медийные ресурсы (здесь отметим, что он не дает оснований для их выделения из многообразия иных ресурсов) на:
· собственно сетевые (оригинальные) и версии традиционных СМИ;
· новостные, комментарийные и смешанные;
· монотемные и политематические;
· по принадлежности – государственные, медийных групп, политических групп, бизнес-групп, независимые;
· по ориентации на определенную аудиторию – общероссийские и региональные
Понятие виртуальности.
Наряду с понятием «информационное общество» в последние годы в нашу жизнь все прочнее входит термин «виртуальное сообщество». Если информационное общество использует новые информационные технологии, прежде всего, для перестройки своей реальной жизни, то приверженцами виртуального сообщества являются люди, серьезно перестроившие свою личную жизнь, переведя многие ее аспекты в виртуальную реальность.
Искусственная реальность — это интерактивное взаимодействие с виртуальной реальностью, переход от пассивного восприятия виртуальных событий к активному участию в них. Здесь возрастает значение искусственного опыта по сравнению с реальным. Искусственная реальность становится посредником между выражением и опытом и создает новую возможность социальных отношений — отношения, опосредованные искусственной реальностью.
Состав и элементы ПК.
Персональный компьютер состоит из двух частей: это системный блок и устройства ввода – вывода.
К устройствам ввода – вывода относятся и монитор, и клавиатура с мышью, принтер и сканер и все, что только может вводить или выводить информацию в любом ее проявлении.
Все эти устройства подключаются к системному блоку, который осуществляет прием, обработку, хранение и вывод информации.
Элементы ПК
Системный блок Основа -материнская плата. Именно свойствами материнской платы задаются основные характеристики всего компьютера и возможности по его дальнейшему совершенствованию.
Второй основной компонент - ЦП. Он определяет вычислительную мощь системного блока. Для выполнения специальных задач служат карты расширения, но основными являются видеокарта, для формирования изображения на дисплее и звуковая карта, для ввода – вывода звука.
Объем и быстродействие оперативной памяти, а также полоса пропускания шины памятиявляются еще одной характеристикой быстродействия компьютера.
Немаловажное значение для системного блока имеет связка корпус-блок питания.
Функции КПК.
Чтение:
◦ книг;
◦ справочных текстов: словарей, энциклопедий и тому подобного.
◦ электронной почты, веб-страниц, журналов и иных документов в разных текстовых форматах.
Карты местности. Особенно эффективны при наличии модуля GPS(глобальная система позиционирования) и специальных программ для планирования маршрутов.
Ежедневник и расписание. Компьютер может автоматически напоминать о пунктах расписаний.
Всевозможные записи: памятки, контактные сведения, списки, базы данных.
К КПК, оснащённому хост-контроллером USB, можно подключать USB-устройства:клавиатуру, мышь, жесткие диски и флеш-накопители.
Звуковой проигрыватель. В отличие от карманных аудиопроигрывателей, функция звукового проигрывателя на КПК полностью настраивается программным обеспечением: можно выбрать программу с подходящим интерфейсом и функциональностью.
Диктофон. При использовании дополнительного ПО обретает широкие возможности звукозаписи.
Записи от руки. Позволяют быстро набросать памятку, с возможностью рисования от руки при помощи стилуса.
Набор текстов. Доступна экранная клавиатура, рукописный ввод и полноценная подключаемая клавиатура. В некоторых моделях КПК также имеется выдвижная клавиатура.
Просмотр изображений. Фотоальбомы, коллекции изображений.
Просмотр видеороликов, фильмов. Объём современных флеш-карт и скорость процессоров позволяет просматривать видео со звуком, без конвертации.
Выход в Интернет. Подключаться можно через мобильный телефон (Bluetooth / IrDA) или беспроводную сеть Wi-Fi или WiMax, функционируют GPRS и EDGE.
Игры. Логические, аркады, шутеры, стратегии, ролевые игры.
Графические программы. Функциональность существенно ограничена размером экрана карманного компьютера.
Дистанционное управление. Вся бытовая техника, имеющая инфракрасный порт, поддается управлению при помощи специализированных программ.
Офисные приложения. В зависимости от модели КПК в распоряжении пользователя есть различные наборы программ — от утилит для просмотра документов до полноценных офисных пакетов.
Управленческий учет. КПК активно используются в торговом бизнесе мерчандайзерами для сбора информации об остатках товара в торговой точке, формировании заказа и т. п. Использование КПК в технологии мобильных продаж (например — 1с). В системах автоматизированного общественного питания КПК часто используется как инструмент официанта для приёма заказа. В системе TillyPadXL КПК способен заменить любой терминал по всему набору функций. То есть может работать как POS-терминал или рабочее место менеждера.
Программирование. Несмотря на доступность трансляторов различных языков, программирование непосредственно на КПК остаётся затруднённым из-за малого количества доступных сред разработки.
Фотоаппарат, видеокамера — встроенная или подключаемая.
Смартфоны и коммуникаторы.
В отличие от настольных ПК, которые подразделяются на несколько крупных классов и в остальном достаточно универсальны, КПК более жёстко привязаны к собственным ОС.
Смартфоны и коммуникаторы
Получили большое распространение т. н. коммуникаторы — КПК со встроенным модулем мобильной связи.
Коммуникаторы обладают рядом недостатков по сравнению с обычными КПК, основной из которых — меньшее время автономной работы.
Однако, объемы поставок КПК постоянно снижались, в то время как объём поставок смартфонов рос и к началу 2008 года «обычные» КПК были практически вытеснены смартфонами и коммуникаторами.
Смартфоны и коммуникаторы отличаются от обычных мобильных наличием достаточно развитой ОС, открытой для разработки программного обеспечения сторонними разработчиками. Установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов и коммуникаторов по сравнению с обычными мобильными телефонами.
Однако в последнее время граница между «обычными» телефонами и смартфонами всё больше стирается, т.к. в тел. есть электронная почта и HTML-браузер, и некая многозадачность.
Видеомонтаж
Проприетарное программное обеспечение:
Final Cut Pro — профессиональный видеоредактор от Apple для OSX
iMovie — программа для любительского видеомонтажа от Apple , входящая в состав OSX
The Fondry Nuke — профессиональный видеоредактор для Windows, Linux и OSX
Adobe Premiere Pro — профессиональный видеоредактор для Windows и OSX
Windows Movie Maker — программа, входящая в Windows, рассчитанная на непрофессиональный монтаж
Avid Liquid и Avid Studio— профессиональный видеоредактор для Windows
Avid Media Composer — профессиональный видеоредактор для Windows и OSX
Sony Vegas — профессиональный видеоредактор для Windows
Pinnacle Studio - видеоредактор для Windows
Lightworks — система нелинейного видеомонтажа компании EditShare
Свободное программное обеспечение:
Cinelerra
Kino
LiVES
OpenShot Video Editor
Free Studio Menager
Аудиомонтаж
Проприетарное программное обеспечение:
Adobe Audition
Apple Logic Pro
Cakewalk Sonar
GoldWave
Magix Samplitude
Sony Sound Forge
Steinberg Nuendo
Pro Tools
Acoustica Mixcraft
Свободное программное обеспечение:
Ardour
Audacity
Угрозы безопасности.
Угроза-совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения конфиденциальности, доступностии (или) целостности информации;
Информационно-технические угрозы (угрозы сохранности информации) :
-кража информации,
-вредоносноеПО,
-хакерскиеатаки,
-СПАМ,
-халатность сотрудников,
-аппаратные и программные сбои,
-финансовое мошенничество,
-кража оборудования;
Классификация мер защиты.
Меры по защите информации можно подразделить на пять уровней:
-законодательный(законы, нормативные акты, стандарты и т;п;)
-административный(действия общего характера, предпринимаемые руководством организации)
-процедурно-социальный (конкретные меры безопасности, имеющие дело с людьми)
-технологический
-программно-технический (конкретные технические меры, реализация определенных технологий);
-Концепция безопасности и выработанная политика безопасности должны отвечать требованиям специализированных нормативных документов и стандартов,
В частности: международных- ISO 17799, 9001, 15408 (CCIMB99-031), российских- распоряжения и руководящие документы Гостехкомиссии России(сейчас- ФСТЭК) и ФАПСИ, ГОСТ34;003, Р51624, Р51583 и др;
Вирусная угроза.
Компьютерный вирус (или просто вирус) -автономно функционирующая программа, обладающая способностью к самостоятельному внедрению в тела других программ и последующему самовоспроизведению и самораспространению в информационно-вычислительных сетях и отдельных ЭВМ.
Примеры : Restart (перезагрузка), Time Bomb (часовая бомба), LetterFall (буквопад), BLACK FRIDAY (Черная пятница) , PING PONG
Схема работы мониторинга.
Схема работы мониторинга
Программа состоит из 4-х частей – пользовательская часть (агент), сервер, рабочее место специалиста безопасности и рабочее место администратора системы.
Прокси и анонимайзеры.
Прокси-сервер— служба (комплекс программ) в компьютерных сетях, позволяющая клиентам выполнять косвенные запросы к другим сетевым службам. Сначала клиент подключается к прокси-серверу и запрашивает какой-либо ресурс, расположенный на другом сервере. Затем прокси-сервер либо подключается к указанному серверу и получает ресурс у него, либо возвращает ресурс из собственного кэша.
Также прокси-сервер позволяет защищать клиентский компьютер от некоторых сетевых атак и помогает сохранять анонимность клиента
Анонимайзер— изначально, средство для сокрытия информации о компьютере или пользователе в сети. Может быть программой, устанавливаемой на компьютер (такой как прокси-сервер Tor), или специальным веб-сайтом (веб-прокси).
Работает веб-анонимайзер следующим образом: пользователь заходит на сайт предоставляющий услугу анонимайзера, вводит в адресную строку адрес веб-страницы, которую пользователь желает посетить анонимно. Анонимайзер загружает эту страницу себе, обрабатывает её, и передает пользователю от своего имени (имени сервера-анонимайзера).
Использование анонимайзера не только не обеспечиваетконфиденциальности передаваемых данных между пользователем и целевым веб-сервером, но и является дополнительным звеном возможности утечки персональной информации (не используйте учетные записи).
Применение прокси-серверов.
Обеспечение доступа с компьютеров локальной сети в Интернет.
Кэширование данных: если часто происходят обращения к одним и тем же внешним ресурсам, то можно держать их копию на прокси-сервере и выдавать по запросу.
Сжатие данных: прокси-сервер загружает информацию из Интернета и передаёт информацию конечному пользователю в сжатом виде.
Защита локальной сети от внешнего доступа: например, можно настроить прокси-сервер так, что локальные компьютеры будут обращаться к внешним ресурсам только через него, а внешние компьютеры не смогут обращаться к локальным вообще (они «видят» только прокси-сервер).
Ограничение доступа из локальной сети к внешней: например, можно запретить доступ к определённым веб-сайтам, ограничить использование интернета каким-то локальным пользователям, устанавливать квоты на трафик или полосу пропускания, фильтровать рекламу и вирусы.
Анонимизация доступа к различным ресурсам. Прокси-сервер может скрывать сведения об источнике запроса или пользователе. В таком случае целевой сервер видит лишь информацию о прокси-сервере, например, IP-адрес. Существуют также искажающие прокси-серверы, которые передают целевому серверу ложную информацию об истинном пользователе.
Обход ограничений доступа. Прокси-серверы популярны среди пользователей стран, где доступ к некоторым ресурсам ограничен законодательно и фильтруется.
Безопасность ОС Windows.
Безопасность ОС Windows Идентификация и аутентификация (контроль доступа в систему) .
Идентификация заключается в сообщении пользователем своего идентификатора (пароля).
Аутентификация базируется на одном или более из трех пунктов:
то, чем пользователь владеет (ключ или магнитная карта);
то, что пользователь знает (пароль);
атрибуты пользователя (отпечатки пальцев, подпись, голос).
Шифрование пароля
Авторизация(предоставление субъекту прав на доступ к объекту). Разграничение доступа к объектам ОС.
Типология поисковых задач.
В зависимости от характера задачи основной деятельности пользователя по степени соотношения известного/неизвестного в предмете поиска можно выделить три типа поисковых задач. К задачам первого типа относится поиск объекта, когда известно, что этот объект существует (например, поиск фактографии или трудов конкретного автора). Знания пользователя об искомом объекте полные, цель поиска – найти его документальное представление. Модель такого «атрибутивного» поиска может быть представлена как логическое выражение над именами понятий, задаваемыми терминами или их комбинациями. Второй тип задач – подбор информации по некоторой теме, например, для обзора научной проблемы, обоснования или поиска метода решения научной или практической задачи. Пользователь, уже обладая знаниями, определяет место задачи (как вновь вводимое понятие в системе уже известных понятий), ищет документы, содержащие материал, с необходимой полнотой раскрывающий новую для него тему, или дающий возможность построения нового метода решения задачи. Поисковая модель в этом случае – это частично известные понятия, связи или комбинации. Тематический поиск реализуется как последовательность атрибутивных поисков, каждый из которых соответствует определенному (априорно заданному) аспекту представления объекта поиска. Третий тип задач представляет собой проблемный поиск, который, по сути, является основной составляющей творческого процесса определения путей решения профессиональной задачи пользователя. Здесь изначально отсутствует четкость структуры знания: пользователь располагает отдельными фактами, возможно, не имеющими между собой доказанных связей. Проблемный поиск – это нахождение описаний объектов или их составляющих, актуально или потенциально существующих, и в совокупности, возможно, образующих целое, свойства которого возможно будут больше суммы свойств частей. То есть этим свойствам в явной форме могут не соответствовать «собственные» атрибуты, а новое свойство, например, может быть задано комбинацией уже известных атрибутов. Логическая поисковая модель для этого случая – поиск «похожих» документов, содержание которых некоторым образом ассоциируется с задачей пользователя.
Алгоритм поиска.
. тм — набор инструкций, описывающих порядок действий
исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий. Технологии (алгоритмы) поиска основываются на двух типах организации
массива объектов поиска – прямой и инвертированной. Рассмотрим пример организации и поиска информации в традиционных библиотеках. В случае прямой организации массива (хранилища) документы могут размещаться в последовательности, никак не связываемой с порядком какой-либо классификации или алфавита, в простейшем случае – в порядке их поступления. В инвертированном массиве документы могут быть,
например, разбиты на подмножества, которые, в свою очередь, упорядочены в соответствии с некоторой классификацией и обозначены идентификаторами.
Увеличение полноты поиска.
1) дополнительным индексированием документа (вплоть до индексирования несколькими методами каждого поля документа, включая полный текст);
2) расширением запроса за счет близкой по смыслу лексики, выбираемой пользователем или системой из дополнительных (метаинформационных) справочников, таких, как словари синонимов, тезаурусы;
3) использованием многостадийных итеративных процедур и/или нескольких механизмов поиска;
4) снижением точности запроса или порога выдачи, что позволяет, занижая требования к степени смыслового соответствия, увеличить вероятность попадания в выдачу истинно релевантных документов. Очевидно, что при этом в выдачу попадет во много раз больше нерелевантных документов и пользователь должен будет потратить больше времени на отбор истинно релевантных, но в некоторых случаях, этот вариант является единственно возможным для получения удовлетворительного результата.
Увеличение точности поиска.
1) использованием для индексирования словосочетаний, обычно дескрипторов ИПТ или
словосочетаний, приведенных к нормализованной форме;
2) использованием при построении поискового образа документа и/или запроса статистики словоупотреблений и/или лингвистических процессоров, что позволяет «взвешивать» термины;
3) использованием сложных критериев отбора, дифференциально учитывающих роль и
значимость терминов и терминологических конструкций;
4) использованием постобработки, упорядочивающей документы для просмотра, что
позволяет сократить время пользователя.
Запросы.
Пользовательский интерфейс представляет собой страницу с активизирующимися ссылками и строкой формирования запроса. Запрос – это фраза или ключевые слова, которые пользователь записывает в строке поиска. Результатом активизации поиска становится список документов. Поиск может быть простым и расширенным. Функцию уточнения запроса активизирует команда “искать в найденном”. При наличии нескольких наиболее популярных поисковых систем (Google, Яндекс и другие) для журналиста наиболее функциональной и полезной является система Альта Виста, которая ищет информацию и на русском, и на ряде иностранных языков, а также позволяет формулировать наиболее подробные запросы в виде связного словосочетания.
Классификация интернет-СМИ.
К основным категориям относятся:
1. электронные информационные агентства и порталы,
2. сетевые копии и сетевые версии бумажной периодической печати,
3. сайты радиовещательных и телевизионных программ,
4. сетевые СМИ (газеты и журналы). Дополнительным средством массовой информации можно назвать индивидуальные веб-страницы профессиональных журналистов.
Информационные агентства.
Информационное агентство — специализированное
информационное предприятие (организация, служба, центр), обслуживающее СМИ.
Его основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения,
радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на его продукцию. Функционирование агентства ориентировано на сбор
новостей. В РФ, в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» в отношении информационных агентств на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.
Сетевые СМИ.
Сетевые СМИ – это, прежде всего, сетевая печать, то есть газеты и журналы.
Корневой основой сетевых публикаций, как и в традиционных печатных СМИ, является словесный текст.
Однако принципиально новое техническое решение организации этого текста определило его специфику.
Несмотря на неограниченность объема, существует размерное ограничение экрана монитора, поэтому тексты в веб-газетах достаточно сжаты и по своему характеру приближены к жанру расширенной заметки или репортажа.
Кроме того, текст дробится на части, в соответствии с системой окон или уровней.
Конкретизация, широта и глубина содержания достигаются за счет гиперссылок, количество которых, хотя и не безгранично, но вполне достаточно.
Отсутствие больших аналитических материалов, т.к. сетевая медийная среда предполагает разговорный стиль общения, непринужденный и рекреативный.
Неограничен объем и у иллюстративных материалов.
Базы данных.
представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) (Гражданский кодекс РФ, ст. 1260).
СУБД.
совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.
Основные классификации БД.
- Классификация по модели данных
-Классификация по среде постоянного хранения
-Классификация по содержимому
-Классификация по степени распределённости
Метапоисковая система.
Метапоисковая система (метапоисковая машина) — это поисковая система, которая в отличие от классических поисковых машин не имеет собственной базы данных и собственного поискового индекса, а формирует поисковую выдачу за счет смешивания и переранжирования результатов поиска других поисковых систем.
Примеры: Vivisimo, NIGMA.RU, Debriefing, Mamma, MetaCrawler, Exactus, Metabot.ru
Принцип работы метапоисковика: запрос пользователя преобразуется в запросы, отформатированные синтаксически и логически в конструкции, оптимальные для каждого отдельного, "традиционного" поисковика, т. е. из одного запроса метапоисковый механизм делает ряд запросов, которые адресуются нескольким "обычным" поискам.
База данных СМИ «Интегрум».
«Интегрум» — российское информационно-аналитическое агентство, открытое в 1996 году.
Назначение агентства — обеспечивать необходимой информацией компании, государственные учреждения, учебно-исследовательские организации.
Медиабанк «Интегрума» содержит более 500 000 000 оцифрованных материалов из 10000 источников: федеральных и региональных изданий, радиостанций, телеканалов, сайтов, библиотек и баз данных.
Получить доступ к любому материалу можно через сайт http://www.integrum.ru/ . Для этого надо выбрать услугу и подписаться.
Услуги Интергум.
Услуги для компаний и госучреждений
Поиск в СМИ.
Поиск компаний.
Мониторинг СМИ.
Бизнес-аналитика.
Услуги для учебных и исследовательских организаций
Для исследователей и учащихся «Интегрум» это крупнейшая база данных русскоязычных источников. Не только современной прессы, но и полных текстов классической литературы, материалов фондов Агропрома, ИНИОНа, Роспатента, РГАЛИ, ГПНТБ. Работа с источниками максимально упрощена благодаря уникальной поисковой системе «Интегрума», учитывающей морфологию русского языка.
На доступ к базе для некоммерческих организаций действуют скидки.
Виды научных исследований.
Виды научных исследований(теоретические и экспериментальные)
1.Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
2.Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.
3.Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
4.Разработка-научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Виды научного метода.
Теоретический научный метод:
1.Теории
2.Гипотезы
3.Научные законы
4.Научное моделирование
Эмпирический научный метод:
1.Эксперименты
2.Научные исследования
3.Наблюдения
4.Измерения
Контент-анализ.
КА – стандартн.методика исслед-я в области обществ-х наук, предметом анализа к-й явл-ся содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исслед-й традиции КА опред-ся как количественный анализ текстов и текст-х массивов с целью содержательной интерпретации выявл-х числовых закономерностей. КА применяется при изуч. Источников инвариантных по структуре или содержанию, но внешне организованных как не систематизир-й, беспорядочно орг-й текстовый мат-л. ВИДЫ:Количественный (что), Качественный (как)
Зачет
1. Что такое информационное общество.
Информационным следует называть такое общество, в котором, во-первых, имеется достаточная материальная база (средства информационной технологии: компьютеры, программное обеспечение, подключение к Интернету, кабельная, спутниковая и другая связь), во-вторых, ведутся научно-практические и прикладные исследования в этой области и, в-третьих, все эти средства и исследования направлены на то, чтобы сделать информацию всеобщей, доступной и активно внедрять ее в производство и в массовое использование.
2. Признаки информационного общества.
Главныепризнаки информационного общества - это:
1.глобальный характер информации, при котором движение информационных потоков свободно и неограниченно, а попытки остановить свободное распространение информации наносят вред;
2.возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней вышли на качественно более высокую ступень;
3.воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности становится решающим;
4.процесс децентрализации общества углубляется;
5.переход к новым формам занятости стимулирует процесс формирования новых трудовых ресурсов
6.формирование в мире глобальной информационной индустрии, претендующей на установление нового информационного порядка.
Информационное пространство.
Под информационным пространством можно понимать источники информации, сгруппированные по способу представления на виртуальные и невиртуальные, поместу концентрации и типу звуко-зрительных информационных носителей на информЦентры, библиотеки, архивы, музеи, фильмохранилища.