Выбираю те качества, которые буду нарабатывать
Качества, от которых я хочу избавиться | Качества, которые я буду вырабатывать |
. | |
Сегодня я начинаю работать над выработкой следующего качества моей личности:
Мой Дневник самонаблюдений:
Что случилось | За что боролась, идеализация | Что обещаю |
. | ||
Шаг 64. Идеализации образования
Сегодня мы поговорим еще об одной идеализации. Она чаще встречается у родителей, чем у детей. Но тебе нужно знать о ней уже сейчас, чтобы не вступать в борьбу со своими родителями по поводу твоей … образованности. Мы поговорим как раз об идеализации (то есть преувеличении значения) образования или уровня развития.
Всякая идеализация характеризуется длительными переживаниями на какую-то тему. Родители могут испытывать длительные страдания, если их ребенок учится недостаточно хорошо, на их взгляд. Причем я встречал родителей, которые искренне страдали, когда их ребенок получал четверку. Понятно, что это редкость, поскольку большинство родителей испытывают переживания, когда ребенок получает двойку или тройку. Ты пока не родительница, но можешь «заразиться» от родителей идеей о необходимости учиться только на «отлично», и сильно мучиться, когда это не удается. Либо ты можешь хорошо учиться и искренне презирать сверстников, которые плохо учатся (и, главное, живут себе спокойно, не испытывая особых страданий).
Характерными мыслями, указывающими на наличие идеализации образования, могут быть:
· Мой ребенок должен хорошо учиться и получить высшее образование во что бы то ни стало!
· Если я не выиграю на олимпиаде по математике, мне стыдно будет смотреть людям в глаза!
· Малоразвитые и необразованные люди не стоят того, чтобы я обращала на них свое внимание!
· О чем можно говорить с человеком, который не знает значение слова "интеграл"!
· Как ужасно, что я не имею высшего образования! Я постоянно казню себя за то, что в свое время упустил возможность его получить.
Как видишь, при наличии этой идеализации человек чаще всего осуждает себя, то есть это своего рода кусочек идеализации своего несовершенства, проявленный в сфере образования или развития. Но иногда человек осуждает других людей – малоразвитых, необразованных, не имеющих престижного диплома. Чаще всего эта идеализация водится в семьях ученых и педагогов - в их среде быть высокообразованным человеком почетно. И, соответственно, быть малообразованным – позорно.
Понятно, что иметь хорошее образование и быть высокоразвитым человеком – очень хорошо. Но не нужно преувеличивать значение образования, само по себе оно еще никого не сделало счастливым. Хорошее образование может помочь занять хорошую исполнительскую должность на работе, помочь поддержать беседу среди столь же развитых людей. И все. Ты наверняка встречала взрослых с одним-двумя-тремя высшими образованиями, или с ученой степенью, совершенно не приспособленных к жизни. Не имеющих семьи или имеющих отвратительные отношения в семье, не имеющих денег, радости, любви. И в то же время ты могла встретить людей со средним образованием, живущих счастливо, радующихся любимой работе и отличным отношениям. Кстати, только 40% американских миллионеров имею высшее образование.
Так что быть образованным человеком - это хорошо, но не нужно преувеличивать значение образования. Значительно более важно быть позитивным, уверенным в себе человеком, занимающимся любимым делом. Можно прожить счастливую жизнь, занимая рабочую должность. И можно всю жизнь промучиться, будучи Генеральным директором предприятия. Принято считать, что Генеральный директор живет лучше, чем рабочий. У него больше денег – обычно это так, но живет ли он более счастливо?
Поэтому не спорь и не борись со своими родителями, если у них есть идеализация образования (а ты вынуждена ее разрушать своим отношением к учебе). Попробуй сделать отличную учебу своей истинной целью – это обязательно даст свои плоды в будущем. Прилагай все усилия по достижению этой цели, но не впадай в переживания (длительные!), если иногда у тебя будут небольшие сбои. Поработай с этой идеализацией с помощью теперь известных приемов, и все будет отлично! И оценки будут такие же!
Задание на этом шаге:
1. Выпиши все мысли о себе, которые подтверждают наличие у тебя идеализации образования. Посмейся над своими переживаниями. Составь противоположные им позитивные утверждения (Шаг 49) и повторяй эти позитивные утверждения про себя. Отследи изменения в своем поведении.
2. Проанализируй мысли и поведение окружающих людей. Есть ли среди них люди с идеализацией образования? Какие их слова или поступки подтверждают твою оценку? Хорошо ли им живется?
3. Продолжай работу по наработке нового качества.
4. Сделай запись в Дневник самонаблюдений (если остались какие-то переживания).
Тема дня – выявление идеализации образования
Мои мысли, подтверждающие наличие у меня этой идеализации:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Характерные мысли на эту тему у _________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Характерные мысли на эту тему у _________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Сегодня я работаю над выработкой следующего качества моей личности, выбранного на Шаге 63:
Мой Дневник самонаблюдений:
Что случилось | За что боролась, идеализация | Что обещаю |
. | ||