Переход к информационному обществу.
Информатизация общества
Понятие информации
Происходит от лат. «Informatio» - разъяснение, осведомление, изложение.
Информация – это сведения об окружающем мире, которые снижают степень неопределённости знания о нём.
Информация представляется в виде сообщений.
Сообщение – передача информации в виде рисунков, текста, чертежей, звука, цвета, энергетических и нервных импульсов и т.д.
Термин «информация» следует отличать от термина «данные». Данные тоже представляются в виде сообщений.
Данные – только хранятся, но не используются. Данные превращаются в информацию если они снижают степень неопределённости знаний о чём либо, т.е. приносят пользу и имеют смысл.
Пример:
Напишем 10 шестизначных чисел и дадим товарищу. Для него это – данные. Теперь скажем ему, что это 10 телефонов фирм, где есть приличная работа. Тогда это станет информацией.
Снижение неопределённости знаний это первое свойство информации.
Информация всегда предполагает наличие источника и получателя. Это второе свойство информации.
Пути и процессы, которые обеспечивают передачу сообщений от источника к получателю, называются информационными коммуникациями.
Переход к информационному обществу.
В сфере обработки информации произошло несколько информационных революций.
Первая вызвана изобретением письменности, которая позволяет передавать информацию от поколения к поколению (примерно 3 тыс. лет до н.э.).
Вторая связана с изобретением книгопечатанья, которое позволяет многократно дублировать информацию (XVI век)
Третья обусловлена изобретением электрической передачи (телефон, телеграф, радио), которая позволяет мгновенно передавать информацию на большие расстояния (конец XIX века).
Четвёртая связана с созданием компьютеров, которые позволяют хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать.
Последняя революция привела к созданию информационной индустрии, как производство технических и программных средств, информационных технологий для получения новых знаний.
Информационная технология (ИТ) – это описание, перечень этапов процесс получения информации нового качества на основе сбора, обработки и передачи данных.
В процессе развития общество проходит несколько стадий.
В индустриальном обществе более 50% трудоспособного населения занято в материальном производстве.
В постиндустриальном обществе более 50% трудоспособного населения занято в сфере услуг.
В информационном обществе более 50% трудоспособного населения занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.
Информационное общество существует в США, Японии и Западной Европе.
После информационного общества следует ноосферное, в котором большинство работающих будет занято интеллектуальной деятельностью, получением знаний.
Информатизация общества – организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информатизацию следует отличать от компьютеризации общества.
Информационный потенциал общества
Информационные ресурсы, продукты и услуги.
Информационные ресурсы – документы и их массивы в информационных системах (библиотека, архив, фонд), т.е. документированные знания.
Информационные ресурсы являются стратегическими наряду с ресурсами материальными, природными, трудовыми, финансовыми, энергетическими.
Информационные ресурсы используются для создания информационных продуктов, как совокупностей данных, сформированных производителем с целью распространения.
Информационный продукт распространяется теми же способами, что и материальный, в частности с помощью услуг. Юридической основой информационной услуги должен быть договор между поставщиком и получателем.
Информационный рынок
Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда.
В отличии от торговли материальным продуктом здесь в качестве предмета обмена выступают информационные технологии и системы, (лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, сведения и т.д.).
Для информационного продукта важной, отличительной особенностью является лёгкость его копирования, в связи с этим к нему применяется авторское право.
Информационный продукт на рынке рассматривается в двух аспектах.
- Как материальный продукт.
- Как интеллектуальный продукт.
Инфраструктура информационного рынка делится на 3 части:
- Техническая (аппаратная).
- Программная.
- Коммуникационная.
Понятие ЭИС
Система – это совокупность разнородных элементов, предназначенная для достижения единой цели.
Цель – это критерий, для которого достигается наилучшее его значение.
Понятие «наилучшего» эквивалентно понятиям «наибольшего» или «наименьшего», поэтому для цели всегда можно найти количественную оценку, например целью экономического объекта является максимум прибыли.
От цели нужно отличать понятие «функции».
Функция предполагает достижение заданного значения или диапазона, функция может не выражаться числом.
Например: «станок работает» - это функция; «станок работает с максимальной производительностью» - это цель.
Признаками системы являются следующие:
1. Элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой.
2. Каждый элемент системы может рассматриваться как самостоятельная система. В этом случае функция элемента превращается в цель системы.
3. Система, как целое выполняет определённую задачу, которая не может быть сведена к сумме функций её элементов.
4. Элементы при взаимодействии могут изменять своё содержание и внутреннее строение.
Цель ЭИС – эффективный сбор, хранение, обработка и выдача экономической информации.
Одна ЭИС отличается от другой по виду экономической информации.
Примером ЭИС служит бухгалтерия предприятия. Она состоит из разнородных элементов: персонала, помещений, компьютеров, правил и инструкций.
Состав ЭИС
Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-то признаку.
Подсистемы ИС, (в том числе и ЭИС) называются «обеспечениями».
ИС состоит из следующих обеспечений:
- Информационное обеспечение.
- Техническое.
- Программное.
- Математическое.
- Правовое.
- Организационное.
- Лингвистическое.
Информационное – система классификации и кодирования информации (система документации, схема информационных потоков, методология построения, организация хранения).
Техническое – комплекс аппаратуры, инструктивные материалы, обслуживающий персонал.
Программное – совокупность программных средств по управлению техникой и персоналом. Делится на: общесистемное и прикладное ПО.
Математическое – набор математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в ЭИС.
Правовое – совокупность правовых норм, которые определяют создание, юридический статус и функционирование ЭИС, и регламентирует порядок получения, преобразования и использования информации.
Организационное – комплекс методов и средств, которые определяют взаимодействие работников с техникой и между собой в процессе эксплуатации ЭИС.
Лингвистическое – система языковых средств, которые используются для модификации и эксплуатации ЭИС, а также правил взаимодействия между техникой и персоналом (диалоговый интерфейс).
Нужно отметить, что границы между обеспечениями определены не жёстко. Некоторые элементы ЭИС можно относить к разным подсистемам.
Например: алгоритмы можно относить не к математическому, а к программному обеспечению. Должностные инструкции можно относить не к правовому, а к информационному или организационному обеспечению.
История развития ЭИС и ЭИТ
В соответствии с используемой для создания и передачи информации технической базой в развитии ЭИС и ЭИТ насчитывается пять этапов:
1. До середины XIX в. Ручная информационная технология.
Перо и бумага.
Почта и курьеры.
2. До начала XX в. Механическая технология.
Пишущая машинка.
Телеграф.
3. До 60х годов XX в. Электрическая технология.
Большие ламповые ЭВМ.
Телефоны и факсы.
4. До 80х годов XX в. Электронные технологии.
Транзисторные ЭВМ.
Автоматизированные системы управления.
5. С 80х годов XX в. Компьютерные технологии.
Персональный компьютер, периферия.
Компьютерные сети.
ЭИТ обработки данных
– это технология применяется для хорошо структурированных данных и стабильных алгоритмов обработки. Она применяется на уровне операционной и бухгалтерской деятельности, управления персонала низшего звена.
Особенности технологии обработки данных:
- Законодательством фирме предписано хранить информацию о своей хозяйственной деятельности.
- Хорошо структурированные данные.
- Стандартные процедуры обработки данных.
- Стабильность структур данных и алгоритмов.
- Основной объём работ выполняется в автоматическом режиме.
- Изолированность от других служб.
- Акцент на хронологию событий.
среда, 6 октября 2004 г.
Основные компоненты ЭИТ обработки данных показаны на рисунке 3.1.
Для обработки данных используются следующие стандартные операции:
1. Фильтр – выборка данных по какому-либо логическому условию. Например выборка сотрудников у которых зарплата выше средней.
2. Сортировка – упорядочение данных по возрастанию какого-либо критерия. Например выдача списка сотрудников по алфавиту.
3. Группировка – объединение данных в группы по значениям какого-либо критерия. Например группировка списка сотрудников по подразделениям.
4. Обобщение – получение суммирующих, итоговых данных по группе. Например получение «ИТОГО» по ведомостям зарплаты.
5. Вычисление – получение новых данных с помощью формул и алгоритмов.
ЭИТ управления
С точки зрения кибернетики любой процесс управления сводится к взаимодействию управляемого объекта и системы управления. рис. 3.2.
Кибернетика – наука об управлении.
Система управления получает информацию о состоянии управляемого объекта, соотносит её с критерием управления, и вырабатывает управляющее воздействие.
Управляемым объектом например может быть : станок, цех, коллектив; критерием управления может быть план производства.
Управляющее воздействие – прямая связь, а состояние управляемого объекта – обратная связь.
Реализация прямой и обратной связи составляет основное содержание управленческих служб.
В основном используется технология, основанная на принципе отклонения, который заключается в выполнении четырёх этапов.
1. Планирование будущих характеристик работы.
2. Сбор и обработка данных.
3. Выявление отклонений плана и факта.
4. Принятие решений и выработка действий.
Для сокращения объёмов анализируемой информации применяется её обобщение (агрегирование). Обобщенные данные представляются в виде отчётов:
1. Суммирующих, где приведены итоги по группам данных.
2. Сравнительных, где приведены однородные данные, но из разных источников.
3. Чрезвычайных, где приведены ненормальные показатели.
Схема технологии управления – рис.3.3.
ЭИТ экспертных систем
+Экспертные системы трансформируют опыт экспертов в какой-то области знаний в форму эвристических (опытных) правил.
Правило состоит из двух частей: условие и действие, и записывается в следующей форме: «Если Условие то Действие».
Отличие от технологии принятия решений состоит в следующем:
- Технология принятия решений опирается на знания пользователя. Экспертная система опирается на знания, которые пользователю могут быть не известны.
- Экспертная система может пояснять свои решения.
- Использован7ие нового вида информации – знаний.
Основными компонентами экспертных систем являются:
· База знаний
· Интерпретатор
· Модуль создания системы
Рис. 3.5.
База знаний содержит факты окружающего мира и логическую связь фактов в форме правил.
Интерпретатор обрабатывает знания, правила и команды.
Модуль создания системы служит для построения иерархии правил.
среда, 13 октября 2004 г.
Автоматизация офиса
Компоненты автоматизации офиса:
- Компьютерные средства: текстовый и табличный процессоры, электронная почта, электронная конференция.
- Не компьютерные средства: ксерокс, факс.
Автоматизация офиса не заменяет существующей системы управления и делопроизводства, а дополняет и ускоряет её.
Принципу действия
По принципу действия ЭВМ делятся на три класса:
- Цифровые (ЦВМ)
- Аналоговые (АВМ)
- Гибридные (ГВМ)
Критерием деления является форма представления информации. При аналоговой форме значение характеристики во времени представлено величиной электрического напряжения U (рис. 4.1.а). При цифровой форме значение характеристики кодируется последовательностью импульсов в моменты тактовой частоты. (рис. 4.1.б).
| ||||||
U U
| |||||||||||||||||
|
|
АВМ отличаются высокой скоростью и низкой ценой, неустойчивой работой и низкой точностью. При изменении напряжения значение характеристики в АВМ будет иеняться.
В ЦВМ падение напряжения слабо влияет на код характеристики.
Основы построения ЦВМ были заложены в 1946 г. фон Нейманом.
Принципы фон Неймана:
- Вся информация представляется в двоичной форме.
- Программа хранится в памяти компьютера, и может быть туда записана.
- программы могут обрабатываться также как числа.
- Иерархическая организация памяти.
- Арифметическое устройство конструируется на основе схемы сложения.
- Параллельная обработка нескольких разрядов двоичной информации.
- Иерархическая система машинных действий от базисных команд до составных процедур.
В настоящее время АВМ почти не используются.
Цифровая форма хранения информации сейчас используется в цифровых фотоаппаратах, телевизорах и видеокамерах.
Цифровой принцип ещё называют импульсным, а аналоговый – непрерывным.
Этапы создания
Этапы создания ЭВМ связаны с изменением элементной базы, которое в свою очередь сопровождалось уменьшением её размеров, и как следствие – увеличение быстродействия и снижения цены.
По этапам создания ЭВМ делятся на шесть поколений:
- 50-е годы XX в. Электронные вакуумные лампы.
- 60-е годы. Полупроводниковые транзисторы.
- 70-е годы. Полупроводниковые интегральные схемы (1000 транзисторов на схему)
- 80-е годы. Большие интегральные схемы (1000000 транзисторов на схему)
- 90-е годы. Многопроцессорные ЭВМ, обрабатывающие параллельно несколько потоков информации.
- Оптоэлектронные ЭВМ. (ещё не существуют, но разрабатываются)
В настоящее время используются [4] и [5].
Назначение
По назначению ЭВМ делятся на три группы:
- Универсальные.
- Проблемно-ориентированные.
- Специализированные.
[1] предназначены для решения широкого круга задач: экономических, инженерных, математических.
[2] решают задачи по управлению техническими объектами (сборочные конвейеры, автомобили, ракеты, самолёты, станки с числовым программным управлением)
[3] решают строго-определённые задачи (калькуляторы, записные книжки)
Функциональные возможности
По функциональным возможностям ЭВМ делятся на:
- Сверхбольшие.
- Большие
- Малые
- Мини ЭВМ
- Сверхмалые (Микро ЭВМ)
Функциональные возможности ЭВМ определяются следующими техническими характеристиками:
- Быстродействие, измеряемая усреднённым числом миллионов операций за секунду (MIPS).
- Разрядность обрабатываемых чисел.
- Ёмкость и быстродействие основной памяти (Mb/sec.)
- Ёмкость и скорость доступа к внешним запоминающим устройствам.
- Пропускная способность узлов ЭВМ и устройств сопряжения.
Супер-ЭВМ обладает большой памятью и характеризуется большим числом параллельно-работающих процессоров (до 100 штук), они используются для управления большими распределёнными компьютерными сетями и для сложных научных расчётов.
Большие ЭВМ исторически появились первыми. Их элементная база прошла путь от электронных ламп до больших интегральных схем. Большие ЭВМ используются для решения научно-технических задач, для работы с большими базами данных, для управления компьютерными сетями.
В семидесятых годах XX века появились мини-ЭВМ.
Мини-ЭВМ содержат только 1 процессор.
Достоинства мини-ЭВМ: модульная архитектура, которая позволяла легко наращивать мощность ЭВМ и подключать дополнительные устройства; высокое отношение производительность/цена; повышенная точность вычислений.
Основные сферы применения ЭВМ:
- управление технологическими процессами.
- Автоматизированное проектирование.
- Моделирование объектов.
- Научные расчёты.
В настоящее время мини ЭВМ не используются. Их достоинства и сферы применения перешли к микро ЭВМ.
Микро ЭВМ – это ЭВМ на базе микропроцессора. Имеется два направления использования микро ЭВМ:
- Управление техническими объектами и процессами.
- Персональные компьютеры.
Персональные компьютеры
Персональный компьютер (ПВМ) – это ЭВМ на базе микропроцессора, которое предоставляет в единичное пользование все свои вычислительные ресурсы.
История создания ПК
В 1969г. Японская фирма заказала у фирмы Intel 12 логических схем. Инженеры Intel вместо 12 схем создали одну. Эта схема решала все 12 задач, более того в ней была предусмотрена программа изменения её функций. Таким образом, эта схема могла в зависимости от программы выполнять неограниченное число функций. Эта схема была названа – микропроцессором.
Процессор – это устройство, которое способно принимать и выполнять программу.
На базе микропроцессора фирмы Intel был создан комплект ALTAIR, он был снабжен разъемами, к которым должны были подключаться внешние устройства.
ПК впервые был создан в 1976г. двумя студентами Гарвардского университета.
В 1981г. фирма IBM наконец-то вышла на рынок персональных компьютеров.
Группе разработчиков разрешили использовать разработки других фирм.
Был принят принцип открытой архитектуры, который заключался в том, что принимаются стандарты на правила приёма и передачи информации, а также стандарты на электрические разъемы, а разработку внешних устройств поручить другим фирмам.
Особенности ПК
ПК задумывался как устройство универсальное и общедоступное. Поэтому ПК обладает следующими особенностями:
· малый размер
· малая цена (100 – 10000)
· высокая надёжность (5000 часов беспрерывной работы)
· индивидуальное взаимодействие с компьютером без посредников
· программная совместимость с миллионами других персональных компьютеров
· гибкость архитектуры, позволяющая создавать конфигурацию под нужные требования
· возможность эксплуатации без особых требований к окружающей среде
· способность объединяться в компьютерные сети.
Кроме семейства IBM PC существует семейство DEC, представителями которого являются ПК «макинтау». По конструктивным особенностям ПК делятся на стационарные (настольные) и переносные. Переносные делятся на:
· портативные (Nomadic)
· наколенные (Laptop)
· блокноты (Notebook)
· наладонные (Palmtop)
· записные книжки (Organizer)
Архитектура ПК
Дадим представление о структуре и функциях аппаратной части ПК
Структура ПК
Довольно долго при создании компьютеров для управления устройствами использовался принцип «звезды», в котором все устройства подключались к устройству управления (У.У.) и У.У. координировало их работу.
Для создания ПК использовался принцип «общей шины», в которой все устройства, в том числе и устройство управления, подключились к одному устройству – общей шине.
Общая шина содержит стандартные разъемы (слоты), соединительные провода и схему управления. Схема управления может самостоятельно обрабатывать многие сигналы, снимая при этом часть нагрузки с устройства управления и ускоряя работу компьютера в целом. Структура ПК показана на рисунке:
|
|
| ||||||||
НЖМД – накопитель на жестком магнитном диске; жесткий диск; винчестер.
Адаптер – устройство, преобразующее сигналы другого устройства в сигналы системной шины и наоборот.
НГМД – накопитель на гибких магнитных дисках, флоппи дисковод.
Таймер (часы)
Микропроцессор
Микропроцессор – это центральное устройство ПК предназначенное для управления всеми другими устройствами. В состав микропроцессора входят:
- устройство управления (У.У.)
- арифметико-логическое устройство (АЛУ)
- микропроцессорная память
- сопроцессор
- интерфейсная система
Устройство управления (У.У.) формируют и подают во все блоки компьютера, в другие части микропроцессора в нужные моменты времени сигналы управления.
АЛУ выполняет все арифметические и логические операции над целыми числами и символами.
Микропроцессорная память служит для кратковременного хранения информации при выполнении одной или нескольких машинных команд. Скорость доступа к ней в десятки раз выше, чем к основной памяти (кэш память [«кэш» – с франц. – клад, тайник]).
Сопроцессор выполняет арифметические операции над числами с плавающей точкой.
Интерфейсная система реализует сопряжение с другими устройствами. Она включает в себя:
- сопряжение частей микропроцессора
- буферное запоминающее устройство (регистры)
- схемы управления портами ввода/вывода
- схемы управления системной шиной
Координация работы частей микропроцессора и скорость работы задается генератором тактовых импульсов. Сейчас созданы генераторы, которые выдают 3,5 млрд. импульсов в секунду.
Системная шина
Системная (общая) шина включает в себя:
- шину данных, передающую содержание информации
- шину адреса, передающую адреса основной памяти и портов
- шину команд, передающую сигналы управления
- шину питания
Системная шина управляется микропроцессором и схемой управления шиной.
Большинство внешних устройств подключается к системной шине с помощью своих схем управления – адаптеров, контролёров. Важно отметить, что биты данных адреса и команды передаются по шине параллельно по нескольким проводам по 8, 16, 32, 64 бита за один такт. Это повышает скорость передачи.
Разрядность шины – это количество параллельно, одновременно передаваемых сигналов за один такт.
Основная память
Основная память служит для хранения и обмена информации между устройствами.
Основная память состоит из постоянно запоминающего устройства (ПЗУ) и оперативно запоминающего устройства (ОЗУ).
ПЗУ служит для хранения неизменной информации. Информация в ПЗУ сохраняется при выключении компьютера. Изменение информации в ПЗУ сильно затруднено. Имеет малый объём.
ОЗУ предназначено для хранения изменяемой во время работы компьютера информации. Информация в ОЗУ исчезает при выключении компьютера. По сравнению с ПЗУ имеет большой объём.
Клавиатура
Для ПК выпускается 3 вида клавиатуры: 84-клавишная, 101 и 104-клавишная.
Клавиатура содержит процессор клавиатуры, при нажатии на клавишу процессор определяет координаты клавиши и вырабатывает код. Процессор способен определять длительность нажатия и одновременное нажатие нескольких клавиш.
среда, 27 октября 2004 г.
Видеосистема
Состоит из дисплея (монитора) и видеоадаптера (графическая плата, видеоплата).
Для изображения информации используется растровый принцип, т.е. изображение формируется из горизонтальных и вертикальных рядов точек. В дисплее с электронно-лучевой трубкой три электронных луча пробегают по трём множествам точек на экране, которые светятся красным, зелёным и синим цветами (RGB). От мощности луча зависит яркость свечения. Смесь трёх цветов разной интенсивности даёт палитру цветов. Например, три луча одинаковой мощности дают оттенки серого. Лучи пробегают экран 70 и более раз в секунду (частота регенерации).
В дисплее на жидких кристаллах (LSD) в каждой точке экрана расположены по три окошка, отвечающих за RGB цвета. К окошкам подходят проводники, при подаче напряжения окошки либо светятся (активная матрица), либо теряют прозрачность. Разрешающая способность видеосистемы характеризует степень детальности изображения на экране.
Первой характеристикой разрешающей способности служит количество вертикальных и горизонтальных рядов точек. Для этой характеристики имеется стандартный ряд: 640 X 480, 800 X 600, 1024 X 768, 1152 X 864, 1280 X 720, 1280 X 768, 1280 X 960, 1280 X 1024.
Отношение ширины к высоте равно 4 X 3.
Второй характеристикой служит степень градации цвета в каждом троеточии: от 2х до 16 млн. цветов.
Максимальная разрешающая способность зависит как от дисплея, так и от видеоадаптера.
В видеоадаптере находится видеопамять. Объём видеопамяти ограничивает разрешающую способность. Например, для хранения картинки (800 X 600 точек) с 256 цветами необходимо 480 Кб видеопамяти.
Функция видеоадаптера состоит в получении информации, записи её в видеопамять и регулярной посылке на дисплей содержания видеопамяти. Отдельной проблемой является отображение кинофильмов: здесь требуется большой объём данных (480 Кб на кадр) и быстрая обработка (24 кадра в секунду). Для обработки кинофильмов используется сжатие файлов и имеется 2 алгоритма:
- JPEG (хранится каждый кадр, при недостаточной обработке качество изображения улучшается)
- MPEG (хранятся различия между кадрами)
Принтеры
Предназначены для вывода информации на бумагу.
3 вида принтеров: матричный, струйный, лазерный.
В матричном вертикальный ряд металлических стержней двигается и ударяет по бумаге, отпечатывая ряды точек через ленту с краской.
Струйные работает также как и матричные, только вместо стержней используется распыление краски через отверстия.
Печать на лазерном принтере состоит из 4 этапов. Сначала лазерным лучом изображение наносится на барабан, затем к местам прохождения луча прилипает краска. Краска при прокатывании барабана переносится на бумагу. В конце путём нагрева краска закрепляется.
Процесс печати на матричном принтере имеет низкую цену.
Струйные принтеры дешевы сами по себе.
Лазерная печать самая качественная.
Матричные принтеры сильно шумят, печать на струйном принтере достаточно дорогая, лазерные принтеры дорого стоят.
Принципы выбора ПК
Выбирать ПК необходимо по следующим персональным характеристикам.
- Производительность. Она измеряется в следующих единицах:
· MIPS – миллион операций в секунду с целыми числами.
· MFLOPS – миллион операций за секунду с плавающей точкой.
Производительность в основном определяется:
· тактовой частотой
· параллельным выполнением команды
· пропускной способностью системной шины
- Разрядность микропроцессора.
- Минимальная емкость оперативной памяти.
За счёт использования оперативной памяти многие программы обращаются к внешним устройствам. Увеличение оперативной памяти ускоряет работу компьютера.
- Емкость жесткого диска
Тенденция развития программного обеспечения показывает увеличение объемов самих программ и объемов необходимых данных.
- Объем кэш-памяти
За счет использования кэш-памяти процессор реже обращается к оперативной памяти.
- Тип дисплея и видеоадаптера.
Для профессиональной работы с графикой, просмотра кинофильмов требуется дорогой дисплей и видеоадаптер с большой памятью.
Компьютерные сети
Компьютерные сети - это совокупность компьютеров и каналов связи, которая предоставляет каждому пользователю общие ресурсы
Глобальные сети (GAN)
Глобальные сети охватывают пространство в сотни и тысячи км. Базовой ячейкой глобальной сети является отдельный компьютер или локальная сеть.
Глобальная сеть Internet
Эта сеть носит открытый характер и не предъявляет особых требований к аппаратному и программному обеспечению пользователя. Сеть не обеспечивает секретности и достоверности передаваемых данных. В силу этого крупные финансовые институты, не используют Internet для своих отношений.
Общим свойством всего Internet является использование протокола передачи данных под названием TCP/IP
В 2000 году Internet имел 250 млн. пользователей в 150 странах, из них 95 млн. в США и Канаде, 30 млн. в Европе, 2 млн. в России.
Internet является общественной организацией, нет собственника Internet в целом, который извлекает прибыль. Финансируется Internet в основном государством.
Частные лица и фирмы, которые арендуют каналы связи Internet, называются провайдерами.
Предпосылкой создания Internet была идея военных о создании информационной системы, которая обладала бы двумя свойствами:
1. обеспечение взаимодействия пользователей по принципу «каждый с каждым»
2. сохранение работоспособности системы при частичном её повреждении.
Первый вариант сети был реализован в 1969 году под названием Arranet.
В этом проекте были заложены 3 основы Internet’a:
1. система кодирования информации
2. распределенный характер сети (нет главного)
3. протокол приема и передачи информации (TCP/IP)
В дальнейшем появилась 4-ая основа Internet’a – система гипертекста, построение документа, при котором в тексте содержатся ссылки на другие документы. Система ссылок соединяет мировую паутину документов.
В 1998 году в США была запущена новая сеть под названием «Internet-2» или «быстрый Internet». В этой сети скорость передачи данных была увеличена в 1000 раз. Доступ в Internet осуществляется либо с отдельного компьютера, либо из локальной сети с помощью телефонных каналов, выделенных линий, спутниковой или радиосвязи. При использовании телефонной сети необходим модем.
Для связи с LAN, которая использует TCP/IP, используют отдельные компьютеры, которые называются мосты.
Отдельные компьютеры и LAN, подключенные к Internet называют узлами.
Программные средства передвижения по узлам Internet’a называются браузер. Примерами браузеров являются: Internet Explorer, Opera, Netscape Navigator.
Для указания доступа к документам в Internet разработаны: длинная система имен (DSN) и универсальный показатель ресурсов (URL).
URL состоит из латинских букв и цифр, символов ( ) . - _ ~ и не может содержать пробелов.
Общий формат (адрес в Internet) записи указателя ресурсов:
[Схема доступа]://[имя машины].[имя домена]/[имя файла]
Схема доступа: http – формат языка разметки гипертекста.
ftp – файловый сервер.
Имя машины:
Имя домена состоит из нескольких слов, разделенных точками – доменов. Домены иерархически упорядочены – младший домен – слева, старший – справа.
Для старших доменов приняты некоторые соглашения:
edu – образование.
gov – правительственные учреждения.
mil – военные учреждения.
net – провайдеры Internet.
orp – общественные организации.
com – коммерческие организации.
Имеются стандарты на географические старшие домены:
ru – Россия.
uk – Великобритания.
uc – Украина.
su – Советский Союз.
Распределением доменов занимается специальная служба в Internet. Списки доменов рассылаются на специальные компьютерные сети – маршрутизаторы, которые определяют маршруты движения данных по Internet. Каждый узел в Internet имеет уникальный IP-адрес, который дается на постоянное пользование или на время сеанса.
IP-адрес состоит из 4 байт, каждое число хранится от 0 до 255, левый байт самый старший 92.131.33.22.
Соответствие IP-адресов и имен доменов хранится на маршрутизаторах в провайдере. Internet предоставляет следующие информационные услуги:
1) электронная почта (E-mail)
2) передача файлов (ftp)
3) информация на основе гипертекста (www)
4) поток информации по ключевым словам (rambler)
Сеть типа Internet является частной сетью, которая использует внутри протокол TCP/IP.
Основные положения
Название Windows происходит от английского «окна»
Окно – это прямоугольная область на экране, в которой отображается программа, документ или сообщение.
Окон на экране может быть много, и они могут накладываться друг на друга. Окна позволяют ввести третье измерение на экране, в дополнение к горизонтали и вертикали. Окна позволяют на одной и той же площади экрана ра